УИД 72RS0001-01-2023-000262-94 № 2а-195/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Абатское 07 июля 2023 года
Абатский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Воротникова Д.С., при секретаре Манукян Н.А.,
с участием прокурора Абатского района Тюменской области Волика Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Абатского района Тюменской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Абатского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении проведения аттестации работников администрации Абатского муниципального района Тюменской области по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и возложении обязанности обеспечить проведение аттестации работников администрации Абатского муниципального района Тюменской области по вопросам безопасности гидротехнических сооружений,
установил:
Прокурор Абатского района Тюменской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Абатского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении проведения аттестации работников администрации Абатского муниципального района Тюменской области по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и возложении обязанности обеспечить проведение аттестации работников администрации Абатского муниципального района Тюменской области по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Иск мотивирован тем, что прокуратурой Абатского района Тюменской области установлено, что в собственности Абатского муниципального района находится 21 гидротехническое сооружение, которые эксплуатирует управление ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района. Вместе с тем, в нарушение ст. 9 и ст. 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.08.1997 № 117-ФЗ администрацией Абатского муниципального района не обеспечено проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. 22.08.2022 прокуратурой района вносилось представление об устранении указанных нарушений, до настоящего времени ни один работник администрации Абатского муниципального района не прошел аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а так же угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и свидетельствует о бездействии названного органа местного самоуправления. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Абатского муниципального района Тюменской области, выразившееся в необеспечении проведения аттестации работников администрации Абатского муниципального района Тюменской области по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и обязать администрацию Абатского муниципального района Тюменской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение аттестации работников администрации Абатского муниципального района Тюменской области по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
В судебном заседании административный истец прокурор Абатского района Тюменской области Волик Е.Н. административное исковое заявление поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Абатского муниципального района Тюменской области и представитель заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 21).
На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Выслушав доводы и пояснения прокурора Абатского района Тюменской области, просившего административные исковые требования удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Согласно пп. «а» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 9.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» первичная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится не позднее одного месяца:
при назначении на соответствующую должность;
при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
Категории работников, проходящих аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти, определяются Правительством Российской Федерации.
В п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» перечислены категории работников, которые должны проходить аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» среди которых: руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений; должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений; и другие.
Как установлено в судебном заседании, административный ответчик является собственником 21 гидротехнических сооружений (ГТС), которые эксплуатирует Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области (л.д. 7-8, 9-12).
Судом также установлено, что в нарушение ст. 9 и ст. 9.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» администрацией Абатского муниципального района Тюменской области не обеспечено проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
26.08.2022 года прокуратурой Абатского района Тюменской области вносилось представление об устранении указанных нарушений (л.д. 13-16). Однако, работники администрации Абатского муниципального района Тюменской области не проходили аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений (л.д. 17).
Доказательств того, что на момент рассмотрения дела административным ответчиком обеспечено проведение аттестации работников администрации Абатского муниципального района Тюменской области, сторонами суду не представлено.
Изложенное выше свидетельствует о бездействии административного ответчика и нарушении им требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждение которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Непринятие мер по обеспечению проведения аттестации работников администрации Абатского муниципального района Тюменской области по вопросам безопасности гидротехнических сооружений создает угрозу повреждения ГТС, угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, угрозу экологической безопасности, вреда животным, растениям, окружающей среде, а так же угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении проведения аттестации работников администрации Абатского муниципального района Тюменской области по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, является незаконным, в связи с чем, административные требования прокурора подлежат удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административным ответчиком не устранены выявленные нарушения действующего законодательства, а также им не представлено объективных доказательств, опровергающих доводы прокурора, заявленные в обоснование административных исковых требований.
Таким образом, установленные нарушения действующего законодательства подлежат устранению административным ответчиком в установленном порядке.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого административным ответчиком подлежат исполнению соответствующие обязанности по устранению установленных нарушений, суд с учетом обстоятельств дела, мнений сторон, считает целесообразным установить срок – два месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Указанный срок учитывает существо разрешенных требований, направленных на устранение нарушения прав и законных интересов административного истца, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а также принципы разумности и справедливости.
При этом, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением данного административного дела в виде государственной пошлины, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на основании ч. 3 ст. 114 КАС РФ, поскольку обе стороны по делу освобождены от ее уплаты в силу положений подп. 9 ч. 1 ст. 333.36, подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2023 ░░░░.