Дело № 2а-1296/2022 23RS0013-01-2022-001771-20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 28 июня 2022 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Надоличного В.В.
при секретаре судебного заседания Тишкевич Е.Я.,
с участием административного истца Савельевой Т.А.,
представителя административного ответчика по доверенности Павличенко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Савельевой Т.А. об оспаривании действий администрации муниципального образования Гулькевичского района связанных с порядком формирования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Савельева обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Гулькевичского района, в котором просила с учетом последующего уточнения признать незаконным действия администрации муниципального образования Гулькевичский район в формировании земельного участка площадью 2958 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного адрес: <адрес>, признать незаконным постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район от 25 апреля 2022 г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2958 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района», признать незаконным действия администрации муниципального образования <адрес> выразившиеся в публикации в газете «24 Часа» (извещения о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>), нарушающим право на частную собственность (охраняемую ст. 35 Конституции РФ).
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 3 сентября 2020 года истец совместно с ее мужем приобрели в частную собственность жилой дом и земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> приобрести это недвижимое имущество им пришлось продать все уже имевшееся у них недвижимое имущество и еще взять ипотечный кредит на общих основаниях в ПАО «Сбербанк России». В процессе использования приобретенного ими недвижимого имущества они выяснили, что кирпичный забор, установленный по периметру их земельного участка выходит на 2 метра за границы земельного участка. Необходимо отметить, что приобретенный ими объект недвижимости ранее был государственным учреждением и построен еще как единый объект во времена бывшего СССР в 1975 году. Кирпичный забор, установленный по периметру данного объекта, является неотъемлемой его частью и отражен в техническом паспорте данного объекта. В целях устранения этого несоответствия в 2021 году мы предприняли действия, направленные на приобретение у администрации муниципального образования Гулькевичский район земельного участка под вышеуказанным забором. 11 июля 2021 года земельный участок площадью 5715 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> был разделен на два самостоятельных участка: земельный участок общей площадью 3837 кв. м с кадастровым номером №, присвоен адрес: <адрес>; земельный участок общей площадью 1878 кв. м с кадастровым номером №, присвоен адрес: <адрес>. Кадастровым инженером проведены работы по установлению площади и размеров земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка площадью 1878 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и земель муниципальной собственности площадью 207 кв.м. Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 11 октября 2021 г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2085 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного адрес: <адрес>, на кадастровом плане территории Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района» была утверждена схема расположения земельного участка площадью 2085 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района (прилагается). 8 декабря 2021 года муж истца - С.В.В. и дети истца - С.А.В. и С.С.В. выкупили у администрации муниципального образования Гулькевичский район земельный участок площадью 2085 кв. м с кадастровым номером № образуемого в результате перераспределения земельного участка площадью 1878 кв.м. с кадастровым номером № и части земельного участка государственная собственность, на которые не разграничена площадью 207 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. В октябре 2021 года административный истец приобрела объект недвижимости расположенный по соседству с их земельным участком по адресу: <адрес> обратилась к кадастровому инженеру для формирования земельного участка под приобретенным ей этим объектом недвижимости. После формирования кадастровым инженером схемы данного земельного участка, она в январе 2022 года обратилась в администрацию муниципального образования Гулькевичский район за оказанием ей муниципальной услуги - утверждении схемы земельного участка для последующего его выкупа. Согласно существующему регламенту данную муниципальную услугу администрация муниципального района должна была оказать ей в течении 7 дней, однако заместитель главы муниципального района С.Ю.В. в подчинении которой находится управление имущественных отношений, которое оказывает данную муниципальную услугу, используя свои должностные полномочия начала «тормозить» принятие решения по её заявлению просто не подписывая лист согласования соответствующего постановления, а без ее подписи муниципальная услуга ей не оказывалась. В связи с чем, по прошествии 2 месяцев после подачи её заявления об оказании ей муниципальной услуги в администрацию муниципального образования Гулькевичский район, ей пришлось обратиться в суд для признания незаконным бездействие ответственных должностных лиц администрации муниципального образования Гулькевичский район. 25 апреля 2022 года решением Гулькевичского районного суда по делу № бездействие ответственных должностных лиц администрации муниципального образования Гулькевичский район признаны незаконным и судом вынесено решение о принуждении указанных лиц в оказании ей муниципальной услуги. Во время подготовки к проведению судебного заседания по делу № заместитель главы администрации муниципального образования Гулькевичский район С.Ю.В. предоставила ей для ознакомления лично составленный ею отзыв, в котором она сообщает, что не утверждает схему сформированного земельного участка под приобретенным ей объектом недвижимости, так как данный земельный участок планируется предоставить известному в определенных кругах землевладельцу Л. (семья которого имеет обширные связи среди руководителей администрации района и города Гулькевичи, так же и среди представителей Совета (депутатов) Гулькевичского района). Получается, что действующие ответственные сотрудники администрации муниципального образования Гулькевичский район обладая властными полномочиями тенденциозно отстаивают интересы богатых людей, считая, что богатым людям больше надо и они наверное имеют больше прав по сравнению с обычными гражданами РФ. В этом она видит, что ответственные должностные лица района, принимая такого рода решения и действуя подобным образом не понимают или не хотят понимать последствий своих несправедливых решений, так как они самостоятельно сеют зерна социальной розни в нашем обществе, а также развращают лиц обладающих высоким достатком, воспитывая у них чувство вседозволенности. Тенденциозные действия ответственных должностных лиц района подтверждаются также тем обстоятельством, что управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район в лице руководителя И.Г., в письменном сообщение от 15 апреля 2022 года исходящий № сообщает, что администрацией проводится процедура предоставления в аренду земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также что была осуществлена публикация извещения, на которое откликнулись заинтересованные в приобретении люди земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Вышеуказанные действия должностных лиц администрации Гулькевичского района прямо нарушают закон, а именно право ее семьи на частную собственность (охраняемую ст. 35 Конституции РФ), так как земельный участок по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ее мужу - С.В.В. и двум малолетним детям С.А.В. и С.С.В. (выписка из ЕГРН прилагается). Также тенденциозность чиновников администрации муниципального образования Гулькевичский район подтверждается следующим. Так, узнав в судебном заседании по делу № о том, что у нее имеются документы, подтверждающие собственность на земельный участок по адресу: <адрес>, администрация района в спешном порядке предприняла действия к формированию и утверждению схемы еще одного земельного участка площадью 2958 кв.м. с адресом: <адрес>, на кадастровом плане территории Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района, для дальнейшего предоставления его землевладельцу Ловкису, даже несмотря на то, что границы этого участка пересекаются с границами заявленной административным истцом на утверждение в ходе получения муниципальной услуги схемы участка под объектом недвижимости по адресу: <адрес>., продолжая, несмотря на решение суда по делу № не оказывать ей муниципальную услугу. Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, и перечень объектов адресации установлены Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 1221 (далее - Правила). Согласно основным понятиям, приведенным в пунктах 1,3 статьи 2 Закона от 28 декабря 2013 г. № 443-ФЭ, под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес. Из пункта 2 Правил следует, что под адресообразующими элементами понимаются страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; идентификационные элементы объекта адресации - номер земельного участка, типы и номера зданий (сооружений), помещений и объектов незавершенного строительства. Согласно пункту 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства; б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с данными правилами; в) легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр. В соответствии с пунктом 63 Правил нумерация объектов адресации, расположенных между двумя объектами адресации, которым присвоен адрес с последовательными номерами, производится с использованием меньшего номера соответствующего объекта адресации путем добавления к нему буквенного индекса. Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 11 октября 2021 г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2085 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного адрес: <адрес>, на кадастровом плане территории Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района» была утверждена схема расположения земельного участка площадью 2085 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района (прилагается). В результате принятия постановления администрации муниципального образования <адрес> от 25 апреля 2022 г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2958 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района» земельные участки имеют один и тот же адрес принятый ранее. Тем самым, один и тот же адрес присвоен более чем одному объекту адресации, что свидетельствует о нарушении требования уникальности, установленного подпунктом "а" пункта 3 Правил. В промежуточном письме от 15 апреля 2022 г. № «Об изменении конфигурации формируемого земельного участка» в рамках предоставления мне муниципальной услуги об утверждение схемы расположения земельного участка площадью 3523 кв. м, расположенного под объектом недвижимости по адресу: <адрес> просят рассмотреть вопрос об изменении площади испрашиваемого земельного участка под объектом недвижимости по адресу: <адрес>. 27 апреля 2022 года административный истец рассмотрев вопрос об изменении площади формируемого земельного участка направила в управление имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район схему расположения земельного участка площадью 2562 кв. м, расположенного под объектом недвижимости по адресу: <адрес>. Согласно договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 16 ноября 1995 года, покупатели получили в собственность квартиру общей площадью 76,5 кв. м расположенную на земельном участке площадью 2562 кв. м по адресу: <адрес>. В силу пункта 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. Частью 1 статьи 39.20, подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации связывают реализацию исключительного права на приобретение земельного участка с нахождением на этом участка объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности. В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Иное противоречит установленному в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Семья административного истца относится к категории многодетных семей и они вправе рассчитывать на помощь органов местного самоуправления муниципальных образований в решении их жизненных проблем. Пункт 2 указа Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» прямо предписывает Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований руководствоваться положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения. В данную Концепцию кроме всего прочего входит и создание среды обитания, благоприятной для семей с детьми, а также создание условий для повышение доступности жилья для семей с детьми и т.д. В уточненных требованиях указала, что после подачи административного искового заявления в суд адрес земельного участка площадью 2958 кв. м с кадастровым номером 23:06:1202061:417, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района, был изменен на адрес: <адрес>. На основании изложенного просит суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании административный истец Савельева Т.А. настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям. Также пояснила, что ее семье как многодетной положено выделить участок и она подала заявку раньше чем администрация приняла решение о выделении участка, поэтому администрация не должна была принимать решение о формировании участка частично пересекающегося с запрошенным ею участком и выставлять его на торги. В торгах она участвовать может. Ранее земельный участок, который они просили использовали те люди у которых они купили недвижимость под огород и он никому не был нужен.
В судебном заседании представитель административного ответчика Павличенко А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что из состава земель администрацией в рамках предоставленных ей полномочий был сформирован земельный участок, который было решено выставить на торги. Заявитель действительно подала заявление о формировании земельного участка, который согласно заявке пересекается с выделенным участком, однако администрацией было принято иное решение о формировании другого участка. Таким образом, поскольку просьба заявителя не удовлетворена и администрация приняла решение в рамках предоставленных ей полномочий, то права административного истца не затронуты, в связи с чем в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В целях реализации указанных конституционных предписаний ст.218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из содержания подп. 3 п.1 ст. 11.3 ЗК РФ следует, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется наряду с иным в соответствии с утвержденной в порядке, определенном ст. 11.10 настоящего Кодекса, схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Одно из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу положения ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Как установлено в судебном заседании 16.08.2021 Савельева Т.А. обратилась с заявлением о формировании земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается копией заявления и не оспаривается сторонами.
Как видно из заявления от 27.01.2022 административный истец подала заявление об оставлении заявления от 16.08.2021 без рассмотрения. Данный факт сторонами не оспаривается и считается судом установленным.
Согласно представленной копии заявления от 01.10.2021 Л.В.Г. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду расположенного по адресу: <адрес>, для целей личного подсобного хозяйства.
Как установлено вступившим в законную силу решением Гулькевичского районного суда от 25.04.2022 по административному иску Савельевой Т.А. к администрации МО Гулькевичский район о признании незаконным промежуточного ответа управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район, вступившего в законную силу, Савельева Т.А. повторно обратилась в администрацию МО Гулькевичский район 27.01.2022 с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу положения ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административный истец обратилась с заявлением в администрацию после начала рассмотрения заявления Л.В.Г.
Согласно копии ответа управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район от 12.05.2022 № в предоставлении земельного участка отказано, поскольку он пересекается с участком запрошенным Л.В.Г.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, участок запрошенный Л.В.Г. в своем заявлении от 01.10.2021 пересекается с участком запрошенным административным истцом.
В силу положения ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что факт наложения двух участков является установленным.
Таким образом, поскольку административный истец обратилась с заявлением о выделении ей земельного участка после обращения иного заинтересованного лица и данные участки имеют пересечения, то в силу требований п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ администрация правомерно отказала в предоставлении истребуемого участка и приняла решение в рамках предоставленных ей законом полномочий, в связи с чем оснований для признания решения муниципального органа незаконным не имеется, а требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Доводы административного истца об обязанности выдать истребуемый земельный участок судом отвергаются, поскольку такой обязанности у администрации муниципального образования нет. Кроме того, закон не ограничивает ее право на участие в публичных торгах на выделенный земельный участок.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. ░ 01 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░