Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-933/2023 (2а-11489/2022;) ~ М-11989/2022 от 19.12.2022

14RS0035-01-2022-018982-20

Дело №2а-933/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                        16 февраля 2023 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего врио судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) - судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) Ильиной В.Т., единолично, при секретаре Охлопковой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ощепкова Дениса Сергеевича к Федеральному казенному учреждению «СИЗО-1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия), Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий незаконными и взыскании компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Ощепков Д.С. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, указав, что с 28.11.2022 содержался в Федеральному казенному учреждению «СИЗО-1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) (далее -ФКУ «СИЗО-1» УФСИН России по РС (Я)), где в отношении него были нарушены условия содержания под стражей, выразившиеся в следующем: выдали постельные принадлежности в неполном объеме, а именно выдали одну рваную и пятнах простыню, порванный матрас, который от длительного использования мягкая часть матраца сбита к краям; в камере №41: отсутствовал радиодинамик; вторая рама-окна не установлена на осенне-зимний период, из-за этого приходилось терпеть пыточные условия; в камере №30: со стен и потолка сыпется краска, известка; в стенах глыбы льда; стол кусок железа; отсутствовал радиодинамик; холодно, с полов, стен и окон дует, покрывается инеем, окна не утепленные, шумо-изоляции нет, квадратура камеры не соответствует; в камере №04: антисанитария, со стен и потолка сыпется, окна не утепленные, квадратура камеры не соответствует, слив туалете не работает, кран в раковине полностью не закрывается; в данном учреждении воспитательный отдел не работает, мер воспитательного характера не проводят, работу не предоставляют; пища низкого качества; юрист не работает. В связи с чем, истец указывает, что он содержался в бесчеловечных и унижающих человеческие достоинства условиях, просит признать действия (бездействия) ФКУ «СИЗО-1» УФСИН России по РС (Я), выразившихся в указанном иске, незаконными, присудить компенсацию за нарушение условий содержания в размере 50 000 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний.

    Судебное заседание в режиме видеоконференц-связи не состоялось, в связи с тем, что Ощепков Д.С. убыл из ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по ___ области для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по ___ области.

    Указанные сведения в Якутский городской суд РС (Я) своевременно не поступили.

    Представитель по доверенности ФКУ «СИЗО-1» УФСИН России по РС(Я) не явился.

    Представитель по доверенности ФСИН, УФСИН России по Республике Саха (Якутия) Платонов И.И. иск не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

    С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело при данной явке лиц.

    Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21, 22 Конституции Российской Федерации).

Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пунктах 2 - 4 постановления от 25.12.2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В пункте 14 указанного Постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц, могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).

    Судом установлено и из материалов дела следует, что административный истец Ощепков Д.С. в периоды с 28.10.2022 по 25.12.2022 содержался в камерах №30, 41 и 04 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия).

Условия и порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и были конкретизированы в действовавших до 17.07.2022 года Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 года N 189 (далее - Правила).

    В соответствии с п. 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 года N 189, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.

    Из материалов дела следует, что при поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) административный истец Ощепков Д.С. был обеспечен отдельным спальным местом, ему выданы постельные принадлежности: матрац, подушка, одеяло, две простыни, наволочка. Данный факт подтверждается камерной карточкой со сведениями о выданном имуществе, с личной подписью Ощепкова Д.С.

    Также из камерной карточки не следует, что административный истец имел претензии не заявлял о замене по выданного имущества в связи с невозможностью их использования. Более того, согласно п. 5.25 Приказа Минюста от 04.07.2022 №110 административный истец вправе был приобретать по безналичному расчету продукты питания и предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары, использовать собственные постельные принадлежности.

    Согласно справкам, предоставленной в материалы дела со стороны администрации учреждения, где содержался истец в оспариваемый период, в период с 2020 по 2022 года в режимном корпусе №1, в том числе камерах, проводились текущие ремонты, что подтверждается актами на списание материальных запасов, а также сведениями о закупках по ремонту. Были произведены ремонты полового покрытия, стен, потолков, окна находятся в исправном состоянии, имеются радиаторы системы водяного отопления и температурный режим в зимний период соответствует нормам санитарно-гигиеническим требованиям для жилых помещений. Проводятся ежедневные технические осмотры камер, при выявлении недостатков в камерах принимаются меры по их немедленному устранению. Система канализации и водоснабжения, сантехническое оборудование камер в исправном состоянии.

    Также доводы административного иска по вопросу антисанитарии в камерах опровергаются указанными сведениями. Кроме того, при выявлении антисанитарного состояния в камерах сотрудниками СИЗО составляются материалы на дежурного по камере, которое несет ответственность за санитарное состояние камеры, согласно приказа Минюста РФ от 04.07.2022 №110. При этом за период содержания административного истца материалы в отношении подозреваемых, обвиняемых для привлечения к дисциплинарной ответственности за антисанитарное состояние камер не составлялись.

    Согласно справке, предоставленной в материалы дела со стороны администрации учреждения, в камерах №30, 41 в режимном корпусе №1 установлены и находятся в исправном состоянии технические средства радиофиксации (радиоточки). Данные обстоятельства подтверждаются государственным контрактом от 07.06.2022, акта приема-передачи от 01.07.2022, акта ввода в эксплуатацию средств радиофиксации от 26.09.2022.

    Согласно положениям статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

    Из ответа врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 16.01.2023 следует, что площадь в камерах: №04 – 14,4 кв.м. – трехместная; №30 – 25.7 кв.м. – шестиместная; №41 -15,3 кв.м. – техместная, что соответствует установленным нормам. Данные обстоятельства также подтверждается техническим паспортом здания.

    Вопреки доводам административного истца, правовых оснований для удовлетворения ходатайства о проведении экспертизы камер по площади суд не усматривает. Доказательства, представленные административным ответчиком, суд признает допустимыми, сомнений в их достоверности суд не усматривает.

    В соответствии с пунктом 44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года N 189, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

    Из ответа врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 27.01.2023 следует, что порядок организации питания осужденных, подозреваемых обвиняемых, содержащихся в уголовно-исполнительной системы осуществляется строго в соответствии с Приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696. Приготовление пищи организуется в соответствии с раскладкой продуктов, технологией ее приготовления и санитарно-эпидемиологическими требованиями, блюда планируемые в раскладке продуктов питания не повторяются более трех раз в неделю, ежедневно осуществляется контроль за организацией питания, производят взвешивание порций и снятие пробы.

    С жалобами на плохое самочувствие (боли в животе) в период содержания в СИЗО-1 административный истец не обращался.

Согласно ст. 77.1 УИК РФ, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

В соответствии с пунктом 48 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, издания периодической печати из библиотеки СИЗО выдаются в камеры по мере их поступления из расчета одна газета на 10 человек или на камеру, если в ней содержится менее 10 человек.

Книги и журналы выдаются лицам, содержащимся в Следственном изоляторе исключительно по их желанию. Соответственно такая выдача не является обязательной, а носит заявительный характер.

В соответствии с пунктом 41 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации).

    Согласно справке начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 27.01.2023 следует, что за период содержания, в следственном изоляторе осужденный Ощепков Д.С. с заявлениями в устной и письменной форме об оформлении подписки на газеты и журналы, в предоставлении во временное пользование УК РФ, УПК РФ, УИК РФ, Федеральных законов к администрации не обращался.

    Иных помещений для спортивных занятий и другого досуга для лиц, содержащихся под стражей не предусмотрены, кроме несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых согласно ст. 31 ФЗ от 15.07.1995 №103-ФЗ.

    Также судом установлено, что Ощепков Д.С. за период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) каких-либо жалоб, заявлений, обращений о нарушениях в сфере материально-бытовых прав осужденного, условий содержания не поступало, нарушений прав и законных интересов административного истца в период содержания в указанных сферах прокуратурой не выявлялось, мер прокурорского реагирования по доводам, указанным в административном иске, прокуратурой не применялось.

    В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу статьи 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В ходе рассмотрения административного иска судом доводы административного искового заявления не нашли документального подтверждения, в том числе заключениями компетентных контролирующих органов. Каких-либо доказательств со стороны административного истца в подтверждение обоснованности предъявленных административных исковых требований также не представлено и в суде не установлено.

Таким образом, проанализировав доводы административного истца, доказательства, представленные административными ответчиками, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не приведены достаточные и допустимые доказательства относительно несоответствия действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) нормам действующего законодательства, равно как не приведены доводы и не предоставлены доказательства нарушения его прав, свобод и законных интересов применительно к положениям КАС РФ.

    При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 179-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░-1» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).

___

___

░░░░░                                                                                  ░.░. ░░░░░░

___

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-933/2023 (2а-11489/2022;) ~ М-11989/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ощепков Денис Сергеевич
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РС (Я)
Федеральная служба исполнения наказаний России
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по РС (Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Ильина Варвара Тимофеевна
Дело на сайте суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
19.12.2022Регистрация административного искового заявления
20.12.2022Передача материалов судье
21.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2023Подготовка дела (собеседование)
16.01.2023Рассмотрение дела начато с начала
16.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.01.2023Предварительное судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2024Дело оформлено
05.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее