УИД 11RS0008-01-2021-003087-16 Дело № 2а-6617/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
с участием представителя административных ответчиков ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми Жабинец М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 20 декабря 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Котельва Александра Владимировича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, заместителю начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Кузнецову Сергею Владимировичу о признании действий незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
установил:
Котельва А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, в котором, ссылаясь на ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республик Коми в период с ** ** ** по ** ** **, просил признать действия незаконными, взыскать в его пользу денежную компенсацию в размере 800 000 рублей.
В обосновании требований административный истец указал на нарушения положений части 3 статьи 80 УИК РФ в период содержания под стражей в СИЗО-1, связанные с нахождением его ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** в следственном изоляторе с общим контингентом осужденных, не относящихся к числу бывших сотрудников правоохранительных органов, что причинило ему нравственные и физические страдания, связанные с переживаниями за жизнь и здоровье и нарушением права на безопасность. Также административным истцом через администрацию следственного изолятора были направлены обращения в Сыктывкарский городской суд Республики Коми и прокуратуру за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Данные обращения были направлены не в полном объеме. По утверждению заявителя ненадлежащие санитарно-бытовые условия содержания в камерах ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми в спорные периоды выразились в несоблюдении приходящейся на каждого в камере площади помещения, низком качестве питания, ненадлежащем медицинском обеспечении, частом отсутствии воды, наличии сырости и плесени, отсутствие вентиляции в месте для курения, невозможности совершать религиозные обряды, плохом освещении. Принятие душа осуществлялось один раз неделю. Постельное белье после стирки выдавалось сырым.
Определениями суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, заместитель начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Кузнецов С.В.
Административный истец Котельва А.В. в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом. В судебном заседании ** ** ** Котельва А.В. на требованиях настаивал, просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Жабинец М.В. с требованиями не согласился.
Заслушав объяснения лица, участвующего в судебном заседании, исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ и ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья, а также право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.
Согласно п. 4 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В то же время, разрешая поданное стороной ответчика ходатайство о пропуске административным истцом срока обращения, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», о том, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Изложенное свидетельствует о том, что за компенсацией, установленной Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ в порядке, предусмотренном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27.01.2020), либо независимо от указанных обстоятельств в течение 180 дней, начиная с 27.01.2020, в случае подачи в Европейский Суд по правам человека жалоб на нарушение условий содержания, по которым не принято решение.
В этой связи, принимая во внимание, что административный истец с соответствующим заявлением в Европейский Суд по правам человека не обращался, на дату обращения с исковым заявлением находился в местах лишения свободы, ненадлежащее условия содержания в которых явилось поводом обращения в суд с настоящим иском, правовых оснований для применения при разрешении заявленных требований пропуска срока на обращение в суд, что в соответствии с пунктом 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, суд не усматривает.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период, заявленный истцом, с ** ** ** по ** ** ** Котельва А.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
Конституция РФ презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и утвержденными приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – Правила).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ обвиняемые и подозреваемые вправе получать бесплатное питание, материально – бытовое и медико-санитарное обеспечение (пункт 8).
Согласно положениям 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
В силу требований статьи 32 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих и одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.
При поступлении в СИЗО подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку (пункт 16 Правил).
Согласно пункту 42 Правил камеры СИЗО оборудуются, в том числе вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления.
При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности (пункт 43).
В соответствии с пунктом 5 Приложения № 1 «Номенклатура и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, и предметов хозяйственного обихода для общежитий (камер) и объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», утвержденного Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512, установлено, что камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой. Для оборудования одиночных камер исправительных учреждений такие требования вышеуказанным Приказом не предусмотрены.
Камеры СИЗО-1 оборудованы в соответствии с требованиями п.42 Правил № 189 и приказа Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр «Об утверждении свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования»: мебелью, окнами с распашными форточками для ежедневного проветривания помещения, ночными светильниками и светодиодными лампами дневного света, огороженной напольной чашей (унитазом) и умывальником, приточно-вытяжной вентиляционной системой, температурный режим в камерах составляет в среднем плюс 20-22 градуса по Цельсия, ремонт в камерах проводится ежегодно в соответствии с графиком, утверждаемым начальником учреждения.
Соблюдение параметров микроклимота и освещения в камерах учреждения подтверждается актом проверки Филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 16-** ** ** №....
Согласно представленных фотоматериалам камеры ФКУ СИЗО-1 УФСИН России, в которых содержался административный истец, оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, кроме того, наличие в камере окна, т.е. естественной вентиляции за счет створных окон, не лишало административного истца производить проветривание камеры.
Из объяснений представителя ответчиков следует, что помывка содержащихся в СИЗО-1 лиц осуществляется в банно-прачечном комплексе в соответствии с утвержденным начальником учреждения графиком не реже одного раза в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
При этом каких-либо доказательств того, что постельное выдавалось влажное, не пригодное для использования материалы дела не содержат, напротив, из представленных стороной ответчика документов следует, в Следственный изолятор имеет как стиральные, так и сушильные машины, что исключает выдачу сырого белья.
Довод истца о том, что питание в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми была низкого качества, не соответствует действительности.
Согласно акту филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от ** ** **-** ** ** №... питание содержащихся в СИЗО организовано в соответствии с Приказом Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания, норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а так же подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время». Выдача готовых блюд осуществляется по 8 нормам. Качество приготовленной пищи ежедневно контролируется медицинским работником и ответственным работником от учреждения, результаты контроля вносят соответствующие записи в бракеражный журнал. Замечаний нет.
В период содержания истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми каких-либо жалоб, обращений в адрес администрации учреждения на плохое качество приготовленной пищи не поступало.
В период содержания административного истца снабжение учреждений водопроводной водой производилось централизованно из городской сети на основании государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения от ** ** ** №..., соответствующей санитарным нормам и стандартам ГОСТ и СанПиН.
Доводы административного истца о том, что в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми медицинская помощь в медсанчасти низкого качества, суд признает не состоятельными, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Как следует из медицинской документации административного истца Котельва А.В. наблюдался работниками филиала «Медицинская часть № 12», и в отношении него осуществляется медицинская помощь при его обращениях, устанавливались диагнозы и назначалось соответствующее лечение.
Таким образом, фактов не обеспечения административного истца медицинской помощью при содержании в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, судом не установлено.
Также в административном иске Котельва А.В. не указал даты и заболевания, для лечения которых нуждался в медицинской помощи, кто и когда отказал ему в медицинской помощи.
Довод административного истца об отсутствии возможности проведения религиозных обрядов является несостоятельным, поскольку согласно пункту 100 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемые и обвиняемые могут отправлять религиозные обряды в камерах, а при наличии возможности - в специально оборудованных для этих целей помещениях следственных изоляторов.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» для лиц, содержащихся под стражей, норма санитарной площади в камере на одного человека установлена в размере четырех квадратных метров.
Согласно части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Таким образом, учитывая, что приговор в отношении Котельва А.В. вступил в силу ** ** **, за период с ** ** ** по ** ** ** при расчете площади, приходящейся на истца, с целью установления соблюдения (нарушения) прав административного истца следует исходить из норматива площади, равного 4 кв.м., с ** ** ** по ** ** ** – 2 кв.м.
Согласно справке, составленной на основании книг количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 за заявленный период, при лимите наполняемости камеры №... человек с ** ** ** по ** ** ** в камере содержалось от 7 до 8 человек, с ** ** ** по ** ** ** – 6 человек, с ** ** ** по ** ** ** – от 3 до 8 человек, в камере №... при лимите наполняемости 8 человек с ** ** ** по ** ** ** – от 6 до 7 человек, в камере №... при лимите наполняемости 14 человек с ** ** ** по ** ** ** – от 7 до 8 человек, а камере №... с ** ** ** по ** ** ** – от 6 до 7 человек, в камере №... при лимите наполняемости 8 человек с ** ** ** по ** ** ** – от 6 до 7 человек.
Согласно таблице покамерного размещения площадь камер, в которых находился административный истец, составляла: камера №... – 24,1 кв.м., камера №... – 26,2 кв.м., камера №... – 39,8 кв.м, камера №... – 31,3 кв.м.
С учетом количества осужденных, находящихся в камере одновременно с истцом, при соотношении количества осужденных относительно площади занимаемого ими помещения, суд приходит к выводу, что права административного истца были нарушены в периоды с ** ** ** по ** ** ** – всего 10 дней.
При этом данный период, по убеждению суда не подлежат учету при оценке нарушения прав истца по основанию несоблюдения норматива площади, приходящегося на Котельва А.В., поскольку доказанность факта нарушение санитарной нормы, при котором само по себе отклонение от стандартов в краткосрочный период содержания административного истца в условиях перенаселенности камеры (10 дней), не свидетельствует о допущенных в отношении Котельва А.В. существенных нарушений содержания его в бесчеловечных условиях, следовательно, не является основанием для компенсации в порядке статьи 227.1 КАС РФ.
Разрешая требования Котельва А.В. о нарушении условий его содержания, выразившиеся в том, что последний содержался в следственном изоляторе с общим контингентом осужденных, не относящихся к числу бывших сотрудников правоохранительных органов, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
Порядок направления осужденных в исправительное учреждение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 1 статьи 75 УИК РФ).
Согласно части 3 статьи 80 УИК РФ в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.
В силу частей 1, 2 статьи 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется Министерством юстиции Российской Федерации.
Пунктом 5 Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной Приказом Минюста России от 26.1.2018 №17 (далее - Инструкция), установлено, что в отдельные исправительные учреждения направляются осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные (часть 3 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, пунктом 18 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста от 14.10.2005 №189, установлено, что размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 15.7.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Исходя из положений абзаца седьмого пункта 2 части 2 статьи 33 Федерального закона №103-ФЗ отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации.
Поскольку Котельва А.В. проходил военную службу по призыву в составе войсковой части 6549 внутренних войск МВД РФ в период с ** ** ** по ** ** **, то он относится к числу бывших сотрудников правоохранительных органов, и в силу абзаца 7 пункта 2 статьи 33 Федеральный закон №103-ФЗ должен был содержаться в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми отдельно от других подозреваемых и обвиняемых, а на основании части 3 статьи 80 УИК РФ отбывать наказание в исправительной колонии для бывших работников судов и правоохранительных органов.
Согласно представленным материалам Котельва А.В. в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми содержался в камерах с бывшими сотрудниками правоохранительных органов.
Котельва А.В. не представлено доказательств обращения в компетентные органы с какими-либо устными или письменными заявлениями, а также жалобами по вопросу его совместного содержания с осужденными, не являющимися бывшими сотрудниками правоохранительных органов.
Таким образом, административным ответчиком соблюдены требования уголовно-исполнительного законодательства, права, свободы и законные интересы административного истца действиями административного ответчика не нарушены.
Доводы административного истца о направлении его обращений в Сыктывкарский городской суд Республики Коми и прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не в полном объеме не нашли своего подтверждения.
Согласно представленных суду копий журнала учета исходящей корреспонденции, было установлено, что жалобы и обращения Котельва А.В. неоднократно направлялись в прокуратуру и судебные органы. Доказательств отправки корреспонденции не в полном объеме не представлено.
Относительно иных нарушений, приведенных Котельва А.В. в иске, прихожу к выводу об отсутствии относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих данные нарушения в период содержания административного истца в пенитенциарном учреждении.
Действительно, пребывание гражданина в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, поэтому не всякие ссылки административного истца на подобные лишения и ограничения объективируются в утверждение о том, что он подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства. При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность (неоднократность) такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 3 Постановления от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Отклонений от таких требований, которые могли бы быть рассмотрены в качестве ненадлежащих условий содержания административного истца, свидетельствующих о жестоком или унижающем человеческое достоинство обращении, незаконном - как физическом, так и психическом - воздействии на человека, по административному делу не установлено.
На основании изложенного заявленные требования Котельва А.В. о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░-11 ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░