№а-№
УИД: 50RS0№-06
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГГГ года АДРЕС
Одинцовский городской суд АДРЕС в составе:
председательствующего судьи ФИО9
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АДРЕС о признании незаконным решения, обязании совершить регистрационные действия,
у с т а н о в и л:
ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО4 обратилась в суд с административным иском, в требованиях по которому просит признать незаконным решение Росреестра по московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на ? долю земельного участка площадью ..... кв.м., обязав административного ответчика совершить действия по постановке объекта на кадастровый учет и регистрации прав. Требования основаны на том, что решением Одинцовского городского суда АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 признано право собственности на ? долю земельного участка и ? долю расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером ..... по адресу: АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС. Право административного истца возникло в порядке универсального правопреемства (наследование) и ввиду отсутствия регистрации прав наследодателя ФИО2 обращалась в суд с иском о признании права собственности. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ от имени ФИО2 поданы заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на долю земельного участка, приложен подготовленный кадастровым инженером межевой план, содержащий таблицу (схему) с координатами, отражающими границу земельного участка. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ действия по кадастровому учету и регистрации прав приостановлены, в ДД.ММ.ГГГГ – в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав отказано, с чем административный истец не согласен, что и послужило поводом к обращению с настоящим административным иском в суд.
В ходе судебного разбирательства представители административного истца требования поддержали, на них удовлетворении настаивали.
Административный ответчик: представитель Управления Росреестра по АДРЕС – ФИО5 в судебное разбирательство явилась, исковые требования просила оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Обсудив доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением ..... городского суда АДРЕС по делу № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 признано право собственности на ? долю земельного участка площадью ..... кв.м. по адресу: АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС (без установления его границ в определенных координатах).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Росреестр с заявлениями (MFC-.....) об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с образованием земельного участка площадью ..... кв.м. по адресу: АДРЕС, дАДРЕС, АДРЕС, на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, с приложением Межевого плана, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО6
Уведомлениями Управления Росреестра по АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-..... принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав – по причине несоответствия требований к подготовке представленного межевого плана, отсутствия уникальных характеристик объекта в решении суда, включения сведений о земельных участках с кадастровыми номерами №.
Действия были приостановлены до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Росреестром приняты решения (Уведомления) № КУВД-..... об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав по истечении срока приостановления и неустранении выявленных оснований для приостановления.
Разрешая требования административного иска по существу, суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских право определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (прав на имущество) подлежат государственной регистрации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании частей 3, 5 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ).
Вступившие в законную силу судебные акты в силу пункта 5 части 2 статьи 14 указанного закона являются самостоятельным основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с особенностями, предусмотренными статьей 58 данного закона.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как указал регистрирующий орган, в ходе проведения правовой экспертизы было установлено, что в орган регистрации прав от заявителя ФИО2 поступило заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из решения ..... городского суда АДРЕС по делу № следует, что правоудостоверяющим документом, подтверждающим права правопредшественника административного истца (ФИО7), является постановление исполнительного комитета администрации Ново-Иванковского сельского АДРЕС № от ДД.ММ.ГГГГ
То есть, сведения о земельном участке как об объекте прав (ст. 6 ЗК РФ) подлежали первоначально включению в ЕГРН в порядке, установленном ч. 9 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», как сведения о ранее учтенном объекте.
В настоящем случае такая регистрация прав правопредшественником ФИО2 не была проведена, ФИО2 заявила о постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации прав на него в связи с образованием земельного участка на основании решения суда.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ, которым предусмотрено, что существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет (часть 7 статьи 1).
Сведения о характеристиках земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (далее - кадастр недвижимости) в процедуре государственного кадастрового учета, что следует из положений чч. 2 и 7 ст. 1, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 2, п. 3 ч. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, включая описание местоположения объекта недвижимости, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, площадь и границы земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
Пунктами 5, 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе:
вступившие в законную силу судебные акты;
межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Статьей 58 названного Федерального закона предусмотрено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 1).
Решение суда, представленное заявителем для осуществления действий по государственному кадастровому учету и регистрации прав, необходимых сведений, подлежащих внесению в ЕГРН, как основные сведения об объекте (координаты характерных точек границ земельного участка), не содержит.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ч. 3 статьи 39 Закона № 221-ФЗ, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Представленный межевой план, подготовленный ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО6, содержит в себе уточнение границ трех смежных земельных участков - с кадастровыми номерами №, при этом правовых оснований, с которыми он связал такое уточнение, не приведено.
Как указал Росреестр, правообладатели перечисленных объектов в Росреестр с заявлениями об уточнении границ принадлежащих им земельных участков не обращались.
В силу ст. 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что кадастровый учет недвижимого имущества – это и внесение сведений о нем в ЕГРН с характеристиками, которые позволяют определить его как индивидуально-определенную вещь, в связи с образованием, в то время как постановка на кадастровый учет ранее учтенного объекта недвижимости осуществляется в ином порядке, на основании правоудостоверяющего документа с характеристиками, внесенными в него, следует признать, что приведенные в оспариваемых решениях правовые основания для приостановления осуществления действий по регистрации прав, а впоследствии для отказа в совершении регистрационных действий по заявлению ФИО2 следует признать обоснованными.
Сроки обращения в суд за защитой административным истцом, следуя порядку подачи исков в различные суды, соблюдены, а поэтому довод административного ответчика в этой части не является состоятельным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░-№ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░10
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.