дело 2а-2373/2023 (УИД 52RS0012-01-2023-001679-28)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2023 года г.о.г. Бор
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сочневой К.А., при секретаре судебного заседания Забелиной М.В., с участием старшего помощника Борского городского прокурора Нижегородской области Колбовской О.В., представителя административного истца Отдела МВД России по г.о.г. Бор по доверенности Федотовой М.А., административного ответчика Шишляева М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОМВД России по <адрес> к Шишляеву М.С. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Начальник Отдела МВД России по <адрес> обратился в Борский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением об установлении Шишляеву М.С. административного надзора.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Варнавинским районным судом <адрес> по приговору Борского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шишляева М.С. был установлен административный надзор сроком на 8 лет. ДД.ММ.ГГГГ Шишляев М.С. осужден Борским городским судом Нижегородской обалсти по ст. 158 ч.2 п. «б» УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Административный надзор был прекращен. ДД.ММ.ГГГГ Шишляев М.С. освобожден из ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по <адрес> по отбытии срока наказания. В связи с тем, что на момент совершения преступления по приговору от ДД.ММ.ГГГГ Шишляев М.С. имел непогашенную судимость за тяжкое преступление, наказание за которое отбывал в виде лишения свободы, и вновь совершил тяжкое преступление – в действиях Шишляева М.С. содержится опасный рецидив преступлений.
Ссылаясь на положения п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный истец просит установить в отношении Шишляева М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>1, административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, с установлением следующих ограничений:
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов утра;
запретить выезд за пределы <адрес> без уведомления ОВД;
обязать явкой на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства 2 раз в месяц.
В судебном заседании представитель административного истца Федотова М.А., действующая рамках полномочий, предоставленных доверенностью, требования административного искового заявления поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Шишляев М.С. в судебном заседании исковые требования признал частично, указал, что срок административного надзора следует установить 3 года, поскольку считает, что судимость по приговору от ДД.ММ.ГГГГ погашена.
Старший помощник Борского городского прокурора Колбовская О.В. считает заявленное административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, просит установить в отношении административного ответчика административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ, с перечисленными в административном исковом заявлении ограничениями.
Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав стороны, заключение прокурора, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ст.1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст.6 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.3 названного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ административный надзор для лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п.1 ч.3 ст.3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч.ч.2 и 2.1 ст.3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 432-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ).
Письменными материалами дела установлены следующие обстоятельства.
Шишляев М.С. осужден ДД.ММ.ГГГГ Борским городским судом <адрес> по п.п. «б», «в» ч.2 ст. 158 УК РФ, с учетом апелляционного постановления Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
ДД.ММ.ГГГГ Шишляев М.С освобожден из ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по <адрес> по отбытии срока наказания.
Ранее Шишляев М.С. был судим.
Приговором Борского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по п. «а» ч.3 ст. 158, п.п. «б,в» ч.2 ст. 158 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ частично присоединено наказание по приговору Борского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и окончательно назначено наказание в виде 1 года 9 месяцев лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ освобожден условно-досрочно на основании постановления Лысковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Приговором Борского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по п. «в» ч.2 ст. 158, п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытию наказания.
Приговором Варнавинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по п. «в» ч.2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Решением Варнавинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Шишляеву М.С. был установлен административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания по приговору Борского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с установлением в отношении последнего административных ограничений в виде
- запрета на выезд за пределы <адрес>,
- обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации,
- запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков на розлив,
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов следующего дня,
- запрещения пребывания в общественных местах, где производится продажа спиртных напитков в розлив.
В период установленного административного надзора, Шишляев М.С. совершил преступление, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в связи с чем имеется основание для установления административного надзора, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона.
Шишляев М.С. освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытии срока наказания, в связи с чем в силу положений ст.ст.15, 86 УК РФ срок погашения судимости (3 года) по данному приговору истекает в 2026 году.
Таким образом, административный иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Однако, одновременно имеется несколько оснований для установления административного надзора.
Как разъяснил в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
В отношении лиц, указанных в пунктах 2 и 4 части 2 статьи 3 Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона).
В отношении административного ответчика может быть установлен административный надзор в связи с наличием у него по приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ непогашенной судимости за совершение преступления при опасном рецидиве. В этом случае административный надзор может быть установлен на срок погашения судимости по данному приговору, который, в силу положений ст.ст.15, 86 УК, составляет 8 лет и истекает в 2027 году.
Также в отношении административного ответчика может быть установлен административный надзор в связи с наличием у него по приговору суда непогашенной судимости за совершение преступления с учетом совершения преступления в период нахождения под административным надзором. В этом случае административный надзор может быть установлен на срок погашения судимости по данному приговору, который составляет 3 года, и истекает соответственно в 2026 году.
Исходя из изложенного и принимая во внимание положения статьи 3, части 1 статьи 5 Закона и содержащиеся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснения, суд приходит к выводу, что в отношении административного ответчика должен был быть установлен административный надзор по основанию, предусмотренному п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона, в связи с наличием у него по приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ непогашенной судимости за совершение преступления при опасном рецидиве.
Данное основание влечет установление в отношении административного ответчика более длительного срока административного надзора.
При этом суд полагает необходимым отметить, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормами ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
В соответствии с ч.8 ст.272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно разъяснениям, данным в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (ч.8 ст. 272, ч.3 ст. 273 КАС РФ). В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч.2 ст.4 Закона об административном надзоре).
Согласно ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определенных местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Судом в судебном заседании объяснениями административного ответчика установлено, что после освобождения он проживает по адресу: <адрес>1.
На основании изложенного, с учетом данных о личности административного ответчика, суд полагает целесообразным установить в отношении него следующие административные ограничения:
запретить поднадзорному пребывание вне места жительства или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22:00 часов до 06:00 часов следующих суток,
запретить выезд за пределы <адрес>;
обязать поднадзорного являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц.
Данные административные ограничения, устанавливаемые судом административному ответчику на весь срок административного надзора, направлены на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия, с учетом конкретных обстоятельств дела, личности административного ответчика и его характеризующих данных, а также степени общественной опасности и категории тяжести совершенных им преступлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 1-5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и статьями 180, 270-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ 8 ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 22:00 ░░░░░ ░░ 06:00 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░,
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░>;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░