Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-183/2024 ~ М-163/2024 от 04.06.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                         сл. Белая Курская область

Беловский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи          Заречного А.А.,

при секретаре                          Мурашкиной И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Беловского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района Курской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,

установил:

Прокурор Беловского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия администрации МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района Курской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, возложив на административного ответчика обязанности, направленные на устранение допущенного нарушения, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ проведено мероприятие по контролю на территории Малосолдатского сельсовета в <адрес>, по результатам которого установлено, что данная территория в районе <адрес>, захламлена твердыми бытовыми отходами, в связи с чем полагает правомерным возложить на администрацию сельсовета обязанность по ликвидации образовавшейся несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, приведя земельный участок под свалкой в надлежащее состояние. Вследствие неосуществления мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, почве как объекту охраны окружающей среды, на которой расположена такая свалка, будет причинен соответствующий вред. Административный ответчик, к обязанностям которого относится решение вопросов местного значения, должен осуществлять мероприятия по сохранению окружающей среды в пределах границ соответствующего муниципального образования, в том числе на данной территории.

В судебном заседании представитель административного истца – прокурор Зубков И.И. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

Административный ответчик - МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района Курской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии его представителя.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования территории Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области, прокуратурой Беловского района Курской области установлено, что в границах Малосолдатского сельсовета, в районе <адрес> имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, что подтверждается актом проверки, объяснениями главы администрации сельсовета, а также фотоматериалами, при том, что ответчик по существу не оспаривал факт наличия несанкционированной свалки на территории указанного сельского поселения.

В соответствии с положениями статей 2, 9, 18, 42, 58 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на благоприятную окружающую среду, является обязанностью государства.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, которыми являются, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области окружающей среды.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пункт 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (статья 51).

На основании части 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (пункт 1).

Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона года N 89-ФЗ также установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (часть 1).

На основании п. 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен перечень вопросов местного значения сельского поселения, при этом в силу части 3 данной статьи закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно части 3 статьи 14 названного Федерального закона вопросы местного значения, предусмотренные частью первой настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Вместе с тем, с 01 января 2017 года, законом Курской области от 23.08.2016 N 57-ЗКО (ред. от 26.02.2019) "О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения" закреплен за сельскими поселениями Курской области вопрос местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городских поселений - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу, о том, что в силу норм действующего законодательства организация утилизации и переработки твердых коммунальных отходов относится к полномочиям сельского поселения, свалка расположена на территории <адрес>, собственник бытовых отходов не установлен, поэтому ответственным органом по устранению несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, является администрация Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области.

Согласно пункту 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст), собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Из примечания к указанному пункту следует, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Поскольку лица, виновные в образовании несанкционированной свалки отходов не установлены, исходя из вышеуказанного примечания, размещенные на территории Малосолдатского сельского совета Беловского района Курской области отходы являются собственностью муниципального образования, которое в силу ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" как орган местного самоуправления, обязано организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории данного муниципального образования.

При таких обстоятельствах только лишь неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а, следовательно, на администрацию Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области, как на администрацию сельского поселения должна быть возложена обязанность по очистке территории от бытовых отходов.

Отсутствие финансирования, также не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию вышеизложенных мероприятий в целях соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства и исполнений требований действующего законодательства в указанной части и напротив расценивается судом как бездействие со стороны администрации по принятию всех соответствующих исчерпывающих мер для получения средств бюджета на эти расходы.

В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия) (пункт 1 часть 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), в связи с чем суд полагает необходимым признать незаконным бездействие администрации МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки по вышеуказанному адресу.

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершать конкретные действия (ст.227 КАС РФ).

Исходя из особенностей формирования бюджета администрации сельского поселения, суд полагает необходимым установить четырехмесячный срок для исполнения решения суда администрацией сельсовета со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом позиции административного истца и ответчика, который является разумным, достаточным и обоснованным.

При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований.

Руководствуясь ст. ст. 187, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░:        

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-183/2024 ~ М-163/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Беловского района Курской области
Ответчики
Администрация Малосолдатского сельсовета
Суд
Беловский районный суд Курской области
Судья
Заречный Александр Александрович
Дело на сайте суда
belovsky--krs.sudrf.ru
04.06.2024Регистрация административного искового заявления
04.06.2024Передача материалов судье
04.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее