УИД 24RS0040-01-2023-002781-12
Дело №2а-3411/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 августа 2023 года г.Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Жданова А.В.,
при секретаре судебного заседания Бурцевой И.А.,
с участием:
административного истца Соколова В.Н.,
представителя Администрации города Норильска Боровиковой Д.А.,
представителя Управления имущества Администрации города Норильска Федоровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соколова В.Н. о признании незаконным решения Управления имущества Администрации города Норильска от 14 сентября 2022 года № о возвращении без рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Соколов В.Н. обратился с административным иском о признании незаконным решения Управления имущества Администрации города Норильска от 14 сентября 2022 года № о возвращении без рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что решением Норильского городского суда от 06 августа 2021 года за административным истцом признано право собственности на объект капитального строительства – домик отдыха, расположенный по адресу: <адрес> Указанный домик отдыха расположен на земельном участке, которым административный истец фактически пользуется для своих личных нужд, на основании договора аренды земельного участка с кадастровым номером № от 01 сентября 2014 года №. 25 мая 2022 года с целью оформить право собственности на земельный участок Соколов В.Н. обратился в Управление имущества Администрации города Норильска Красноярского края с соответствующим заявлением. 14 сентября 2022 года и.о. начальника управления имущества Администрации города Норильска письмом возвратил заявления без рассмотрения со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, тем самым ограничивается в обороте путем запрета на его предоставление в собственность граждан и юридических лиц. Решение о возврате документов считает незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ИТ (зона транспортной инфраструктуры) и категории земель – земли особо охраняемых территорий с видом разрешенного использования – отдых (рекреация), а административный истец, как собственник объекта недвижимости, имеет право на приобретение в собственность земельного участка находящегося под объектом капитального строительства.
Просит признать незаконным распоряжение Управления имущества Администрации города Норильска от 14 сентября 2022 года № о возвращении без рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка; возложить обязанность на Администрацию города Норильска произвести необходимые действия для предоставления собственность административного истца земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец Соколов В.Н. поддержал доводы, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Администрации г.Норильска Красноярского края Боровикова Д.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержав доводы, изложенные в письменном возражениях на административное исковое заявление, согласно которым надлежащим административным ответчиком следует считать Управление имущества Администрации города Норильска, как структурное подразделение Администрации города Норильска, наделенное правами юридического лица, и являющееся органом предоставления муниципальной услуги. Также полагала, что земельный участок не может быть предоставлен в собственность истца, поскольку категорией земель земельного участка с кадастровым номером № является категория земель особо охраняемых территорий и объектов.
Представитель Управления имущества Администрации г.Норильска Красноярского края Федорова Е.С., действующая на основании доверенности, пояснила, что между Управлением имущества и Соколовым В.Н. 01 сентября 2014 года заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, который прекратил свое действие 01 сентября 2015 года, однако земельный участок по акту приема-передачи в Управление имущества не передан. 25 мая 2022 года от административного истца поступило заявление на приобретение в собственность земельного участка. 14 сентября 2022 года административному истцу было направлено письмо о возврате документов, которое административный истец ошибочно трактует как распоряжение Администрации города Норильска об отказе в предоставлении земельного участка. Также указала на пропуск срока административным истцом на подачу административного искового заявления.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении имущества Администрации города Норильска, утверждённого Решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 11 декабря 2012 года №, Управление имущества Администрации города Норильска является структурным подразделением (функциональным органом) Администрации города Норильска, созданным в целях осуществления функций и полномочий по управлению (владению, пользованию и распоряжению) имуществом (за исключением жилых помещений), находящимся в собственности муниципального образования город Норильск, а также в области земельных отношений на территории муниципального образования город Норильск.
Управление имущества Администрации города Норильска наделено правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункту 1.2 Положения об Управлении имущества Администрации города Норильска, утверждённого Решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 11 декабря 2012 года №).
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
При этом, согласно пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов приведены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 данной статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю (подпункт 2); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3).
Судом установлено, что решением Норильского городского суда от 06 августа 2021 года за административным истцом признано право собственности на нежилое здание (домик отдыха) с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, который был предоставлен административному истцу в аренду на срок до 01 сентября 2015 года на основании договора аренды земельного участка № от 01 сентября 2014 года заключённого между Управлением имущества Администрации города Норильска Красноярского края и административным истцом.
25 мая 2022 года Соколов В.Н., как собственник нежилого здания с кадастровым номером №, обратился в Управление имущества Администрацию города Норильска Красноярского края с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером №.
14 сентября 2022 года и.о. начальника управления имущества Администрации города Норильска письмом возвратил заявления без рассмотрения со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, тем самым ограничивается в обороте путем запрета на его предоставление в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах территориальной зоны ИТ (зона транспортной инфраструктуры) и категории земель – земли особо охраняемых территорий с видом разрешенного использования – отдых (рекреация).
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что оспариваемое решение от 14 сентября 2022 года № не содержит предусмотренных статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации оснований, ввиду которых заявление о предоставлении земельного участка в собственность возвращается заявителю без рассмотрения по существу, а ссылка на то, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск таким основанием быть не может, поскольку такие основания для возвращения документов положениями указанной статьи не предусмотрены.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрено возвращение заявления о предоставлении земельного участка в собственность без рассмотрения ввиду расположения испрашиваемого земельного участка на землях особо охраняемых территорий, суд приходит к выводу, что административный ответчик не доказал законность принятого решения, в связи с чем решение Управления имущества Администрации города Норильска от 14 сентября 2022 года № о возвращении без рассмотрения заявления Соколова В.Н. о предоставлении в собственность земельного участка не может быть признано законным и обоснованным.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Из представленных материалов следует, что об оспариваемом решении административный истец узнал не позднее 27 сентября 2022 года (дата получения оспариваемого решения), при этом административный иск был подан 09 июня 2023 года.
При изложенных обстоятельствах, поскольку обращаясь с административным иском, административный истец не привел уважительных причин, объективно препятствующих подаче административного иска в установленный срок, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.