Дело № 3а-184/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Санкт-Петербург 26 октября 2022 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Муратовой С.В.,
с участием прокурора Махмудова Э.Т.о.,
при секретаре Кирьяновой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (УИД 47OS0000-01-2022-000159-23) по административному исковому заявлению ФИО9 к Правительству Ленинградской области, Комитету градостроительной политики Ленинградской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов,
установил:
04.12.2017 года постановлением Правительства Ленинградской области № 536 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградкой области» утвержден Генеральный план муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградкой области (далее – Генеральный план).
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www/lenobl.ru - 05.12.2017 года.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.01.2020 года № 23 «О внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 04.12.2017 года № 536 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области внесены изменения, Генеральный план изложен в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Границы функциональных зон обозначены на карте функциональных зон Генерального плана.
Приказом Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 06.04.2022 года № 46 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Рахьинское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале Комитета https://arch.lenobl.ru – 06.04.2022 года.
Границы территориальных зон обозначены на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки в той мере, в которой в границах земельного участка с кадастровым номером № установлены две функциональные зоны и две территориальные зоны – зона застройки индивидуальными жилыми домами и зона садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан.
В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежат земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> Земельный участок поставлен на кадастровый учёт, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства. С целью внесения изменений в ЕГРН о границах Участка, административный истец обратился во Всеволожский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росресстра по Ленинградской области. Из ответа регистрирующего органа административному истцу стало известно, что в результате внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Рахьинское городское поселение» в границах земельного участка с кадастровым номером № установлены две функциональные зоны и две территориальные зоны – зона застройки индивидуальными жилыми домами и зона садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан. По мнению административного истца, данные обстоятельства нарушают её права, поскольку отсутствует возможность установить границы Участка в соответствии с нормами действующего земельного законодательства и внести сведения о границах Участка в ЕГРН. С учётом уточнений заявленных требований в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просила суд (том 3 л.д. 128-132):
1. Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Правительства Ленинградской области от 04.12.2017 г. № 536 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (с изменениями внесёнными Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.01-.2022 № 23) в той мере, в которой земельный участок с кадастровым номером № исключен из границ населенного пункта г.п. Рахья и отнесен к двум категориям земель.
2. Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», утвержденные Приказом Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 06.04.2022 г. № 46 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к двум территориальным зонам.
3. Обязать Правительство Ленинградской области внести изменение в Постановление правительства Ленинградской области от 04.12.2017 №536 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», включив земельный участок с кадастровым номером № в границы г.п. Рахья, Рахьинское городское поселение, Всеволожский муниципальный район, Ленинградская область.
4. Обязать Комитет градостроительной политики Ленинградской области внести изменение в Приказ Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 06.04.2022 г. № 46 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», включив земельный участок с кадастровым номером № в территориальную зону - Ж1 (зону застройки индивидуальными жилыми домами).
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (том 3 л.д. 119-121).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании ФИО9 и её представитель по доверенности ФИО11 доводы административного искового заявления поддержали, просили суд его удовлетворить.
Представитель Правительства Ленинградской области по доверенности Большакова О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в возражениях (т. 1 л.д. 75).
Представитель Комитета градостроительной политики Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (т. 3 л.д. 121) ранее представил возражения на заявленные требования (т. 3 л.д. 7-8), просил рассматривать дело в его отсутствие (т.3 л.д.8 оборот).
Представитель администрации МО «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (том 3 л.д. 120).
В соответствии со ст. ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.15 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Согласно ст.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации МО «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 374 от 23.10.2012 года изменен вид разрешённого использования земельного участка площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с разрешённого использования «под садоводство и огородничество» на «для индивидуального жилищного строительства» (т.3 л.д. 123).
Постановлением администрации МО «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 396 от 23.11.2012 года земельному участку присвоен по адрес: <адрес> (т.1 л.д. 22).
Постановлением администрации МО «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 603 от 14.10.2019 года жилому дому с кадастровым номером: № присвоен по адрес: <адрес> (т.1 л.д. 23).
Административному истцу на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>
Основанием для возникновения права собственности на объекты недвижимости являются: договор дарения серия № от ДД.ММ.ГГГГ года (право собственности на жилой дом зарегистрировано в Управлении Росреестра по Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ № №, кадастровый номер № (т.1 л.д. 28-30), на земельный участок, площадью № кв.м. – ДД.ММ.ГГГГ г. № №, кадастровый номер №, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для индивидуального жилищного строительства (т.1 л.д. 25-27).
Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми в части нормативными правовыми актами, и вправе полагать, что этими актами нарушаются его права, свободы и законные интересы.
Проверяя полномочия административных ответчиков на принятие оспариваемых в части нормативных правовых актах, суд исходит из того, что областным законом Ленинградской области от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» с 01.01.2015 к полномочиям Правительства Ленинградской области отнесено утверждение генеральных планов поселений, а к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, отнесено утверждение правил землепользования и застройки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.12.2017 года постановлением Правительства Ленинградской области № 536 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградкой области» утвержден Генеральный план муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградкой области.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www/lenobl.ru - 05.12.2017 года.
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 27.01.2020 года № 23 «О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 04.12.2017 года № 536 «Об утверждении Генерального плана МО «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», в Генеральный план муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, внесены изменения, Генеральный план изложен в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Постановлением администрации муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 27.10.2008 года № 55 принято решение о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, с изменениями, внесёнными Постановлением администрации от 14.08.2017 года № 387.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 11.09.2018 года № 24 (210) назначены публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план муниципального образования «Рахьинское городское поселение».Информационное сообщение о дате проведения публичных слушаний опубликовано в официальном печатном издании газете «Наше Прилодожье» от 17.09.2018 года № 13(116), на сайте администрации.
Согласно Заключению о результатах публичных слушаний от 14.12.2018 года публичные слушания по рассмотрению проекта изменений в Генеральный план «Рахьинское городское поселение» признаны состоявшимися.
Приказом Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 17.03.2021 года № 28 утверждено Положение о подготовке проектов правил землепользования и застройки, проектов о внесении изменений в правила землепользования и застройки, об утверждении правил землепользования и застройки, о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в том числе путем их уточнения.
Постановлением главы муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 2 от 09.06.2021 года назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Согласно Заключению о результатах публичных слушаний от 27.07.2021 года публичные слушания по рассмотрению проекта внесения изменений вправила землепользования и застройки «Рахьинское городское поселение» признаны состоявшимися.
Администрацией муниципального образования Рахтинское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области 01.04.2022 года № 306/01-13 в адрес Комитета направлен на утверждение проект внесения изменений в правила землепользования и застройки в соответствии с разделом 4 Положения.
По результатам представленных материалов Комитетом градостроительной политики Ленинградской области приказом № 46 от 06.04.2022 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Рахьинское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале Комитета https://arch.lenobl.ru 06.04.2022 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий административных ответчиков, с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривалось.
Проверяя соответствие оспариваемых в части Правил землепользования и застройки, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки не соответствуют требованиям ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3, частям 1, 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляемое в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), на которой устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Судом установлено, что постановлением администрации МО «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 374 от 23.10.2012 года изменен вид разрешённого использования земельного участка площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с разрешённого использования «под садоводство и огородничество» на «для индивидуального жилищного строительства» (т.3 л.д. 123).
Постановлением администрации МО «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 396 от 23.11.2012 года земельному участку присвоен по адрес: <адрес> (т.1 л.д. 22).
Постановлением администрации МО «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 603 от 14.10.2019 года жилому дому с кадастровым номером: № присвоен по адрес: <адрес> (т.1 л.д. 23).
Административному истцу на праве собственности принадлежат земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>
Таким образом, территориальное зонирование земельного участка, принадлежащего административному истцу в настоящее время не отвечает требованиям принадлежности только к одной территориальной зоне, в связи с чем, Правила землепользования и застройки в этой части приняты с нарушением действующего законодательства, создают неопределённость правового режима объектов недвижимости и нарушают права административного истца.
Относительно расположения земельного участка в границах двух функциональных зон, суд полагает, что вопреки позиции административного истца, действующее законодательство не предусматривает такого запрета.
Кроме того, градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории, исходя из планов развития всей зонируемой территории, и не направлен на фиксацию существующего положения.
С учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Установление в генеральном плане функциональной зоны садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан соответствует положениям пункта 1 части 4, пункта 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, отнесение земельного участка административного истца к такой функциональной зоне не исключает использование земельного участка на условиях, определенных частью 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований к правительству Ленинградкой области не имеется.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, Правила землепользования и застройки подлежат признанию недействующими, как противоречащие нормативным актам большей юридической силы, в части установления двух территориальных зон в границах земельного участка административного истца.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими Правил землепользования и застройки в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Рассматривая требования административного истца об обязании административного ответчика внести изменения в признанный недействующим нормативный правовой акт в оспариваемой части, суд приходит к следующему.
Учитывая, что судом не выявлена недостаточная правовая урегулированность правоотношений, связанная с признанием оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части, оснований для применения положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обязания административного ответчика внести изменения в признанный недействующим оспариваемый в части нормативный правовой акт не имеется.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 06.04.2022 ░░░░ № 46 ░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░