РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Большие Уки Омская область 22 июля 2021 года
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Зибировой И.А., с участием помощника прокурора Большеуковского района Омской области Величко Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Большеуковского района Омской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, к администрации Уралинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие по содержанию муниципальной собственности и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
установил:
прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Уралинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией Уралинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области законодательства о муниципальной собственности, установлено, что в нарушении положений ст.ст. 55.24, 55.25 Градостроительного кодекса РФ, ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2011, техническое обследование эксплуатируемого объекта, находящегося в собственности Уралинского сельского поселения, расположенного по адресу: Омская область, Большеуковский район, с. Уралы, ул. Центральная, д. 57а, в установленном порядке не реже 1 раза в 10 лет силами специализированной организации не проводилось. Просит признать незаконным бездействие администрации Уралинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по проведению обследования технического состояния здания и обязать административного ответчика в срок до 01.03.2022 провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Омская область, Большеуковский район, с. Уралы, ул. Центральная, д. 57а, специализированными организациями, с целью оценки на основании результатов проведенного обследования категорий технического состояния несущих конструкций, здания, включая грунтовое основание.
В судебном заседании помощник прокурора Большеуковского района Омской области Величко Д.В. административные исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика – глава Уралинского сельского поселения Купрейкин В.Е. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав помощника прокурора Величко Д.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены илиоспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор в силу ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующиминормативным правовымактам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно чч. 6, 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ), в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно – технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления, установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо (ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ).
На основании ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее Федеральный закон № 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона N 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 384-ФЗ).
Из положений пп. 3.4, 3.10 «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст (далее ГОСТ 31937-2011), под обследованием технического состояния здания понимается комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
В соответствие с п. 4.1 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Согласно п. 4.3 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.
При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследовании, объектами исследования являются грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия и др. (п. 5.1.3 ГОСТ 31937-2011).
На основании результатов обследования технического состояния зданий и поверочных расчетов проводится оценка категорий технического состояния несущих конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание (п. 5.1.5 ГОСТ 31937-2011).
Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Уралинского сельского поселения вышеуказанного законодательства, в ходе которой установлено, что в собственности Уралинского сельского поселения находится здание, расположенное по адресу: Омская область, Большеуковский район, с. Уралы, ул. Центральная, д. 57а, обследование которого в установленном порядке силами специализированной организации не проводились, и проведение его из-за отсутствия денежных средств не планируется (л.д. 6-7).
При этом, невыполнением требований вышеуказанного законодательства администрацией сельского поселения нарушаются интересы муниципального образования – Уралинского сельского поселения в части надлежащего использования объекта, осуществления полномочий собственника объекта в соответствии с действующим законодательством, а также может привести к ухудшению состояния муниципального имущества и его повреждению.
Оценивая представленные доказательства, суд считает, что бездействие административного ответчика по исполнению указанных требований федерального законодательства является незаконным, доказательств, опровергающих доводы прокурора, административным ответчиком не представлены, и не оспариваются представителем административного ответчика.
Указанный прокурором срок исполнения заявленных требований в срок до 01.03.2022 суд находит разумным и достаточным. Кроме того, при наличии объективных причин невозможности исполнения решения суда в указанный срок, административный ответчик не лишен права поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения.
При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.218,227КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.03.2022 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░. 57░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░