Дело № 2а-62/2024
УИД № 13RS0023-01-2023-003809-44
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 11 января 2024 г.
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе судьи Малкиной А.К.,
при секретаре судебного заседания Бамбуркиной Д.В.,
с участием в деле:
административного истца Кривова Данилы Дмитриевича,
представителя административного истца Московского Вячеслава Александровича, действующего на основании нотариальной доверенности 13АА 1336127 от 18.10.2023, сроком действия - один год,
представителя административного ответчика Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия» Байчуриной Марины Александровны, действующей на основании доверенности № 1 от 10.01.2024, сроком действия – один год,
заинтересованных лиц призывной комиссии городского округа Саранск, Военного комиссариата г. Саранска,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кривова Данилы Дмитриевича к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным и отмене решения от 11.10.2023 о призыве на военную службу,
установил:
Кривов Д.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия») о признании незаконным и отмене решения от 11.10.2023 о призыве на военную службу.
В обоснование административных требований Кривов Д.Д. указал, что 11.10.2023 призывной комиссией Военного комиссариата г. Саранск в отношении него вынесено решение о призыве на военную службу с присвоением категории годности «Б-3». При этом, вопреки требованиям п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, медицинское освидетельствование в отношении него проводилось без заблаговременного направления его в медицинские организации для прохождения обязательных диагностических исследований. Направление на эти исследования ему не выдавались, чем грубо нарушена процедура проведения медицинского освидетельствования, установленная действующим законодательством, поскольку без учета результатов таких исследований заключение о годности гражданина к военной службе, вынесенное во время медицинского освидетельствования, не может быть признана объективным и достоверным.
Полагает, что в связи с наличием у него жалоб на состояние здоровья: <данные изъяты>, ему необходимо представление отсрочки на текущий призыв и направление на дальнейшее обследование, с присвоением категория годности «Д» (не годен к военной службе).
Просит признать незаконным решение призывной комиссии городского округа Саранск 11.10.2023 о призыве его на военную службу и присвоение категории годности «Б-3».
Определением суда от 17.11.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена призывная комиссия г. Саранск.
Протокольным определением суда от 13.12.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Военный комиссариат г.Саранск.
В судебное заседание административный истец Кривов Д.Д. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не известил, ходатайств об отложении не заявлял.
Представитель административного истца Московский В.А. административное исковое заявление поддержал в полном объёме по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» Байчурина М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
В судебное заседание представитель административного ответчика призывной комиссии городского округа Саранск, а также представитель заинтересованного лица Военного комиссариата г. Саранска не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили, ходатайств об отложении не заявляли.
Суд на основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.
Согласно частям 1 и 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, осуществляемого на основании Указов Президента Российской Федерации два раза в год, с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (п. 1 ст. 1, п.3 ст. 22, п. 1 ст. 25 Федерального закона № 53-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – граждане, не пребывающие в запасе).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно положениям пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В силу п.1 ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 (далее – Положение о призыве на военную службу).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу п. 5 Положения о призыве на военную службу призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Из положений ст. 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ следует, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
При этом одно из указанных решений в отношении призывника призывная комиссия принимает только после определения категории годности его к военной службе (п. 13 Положения о призыве на военную службу).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (пункт 4 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Согласно пунктам 1 и 5 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по вышеуказанным категориям; в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно абзацам 1 и 3 п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, этим положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6, 11 Положения).
При этом гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд (абз. 1 п. 8).
Судом установлено, что Кривов Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Саранск с 26.01.2016.
При прохождении медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет, 26.01.2016, на основании ст.59 «в» Расписания болезней Кривову Д.Д. определена категория годности к военной службе «Б-3».
В последующем Кривову Д.Д. представлена отсрочка от призыва на военную службу до 2023 г. в соответствии с пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 2023 г. №735 «О призыве в октябре - декабре 2023г.граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» в рамках призывной кампании призывник Кривов Д.Д. прошел медицинское освидетельствование, в ходе которого врачи, привлекаемые к освидетельствованию граждан при призыве на военную службу в г. Саранске (врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог), вынесли свои заключения о категории годности Кривов Д.Д., о чем имеются соответствующие отметки в пункте Б раздела II учетной карты призывника. Врачи оценили состояние здоровья призывника, выставили категории годности к военной службе в отношении Кривова Д.Д. по своему профилю.
Врач-отоларинголог призывной комиссии г. Саранска при проведении медицинского освидетельствования Кривова Д.Д. и заявленных им жалоб <данные изъяты> применил ст. 49 «в» расписания болезней приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ № 565 от 04.07.2013 г., определил по своему профилю категорию годности «Б-3», (годен к военной службе с незначительными ограничениями), что отражено в Листе медицинского освидетельствования от 11.10.2023.
Итоговая категория годности к военной службе Кривова Д.Д. при призыве на военную службу была определена 11.10.2023 «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями), что отражено в Карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу и в подразделе Б раздела II учетной карты призывника (Итоговое заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан при призыве на военную службу в г. Саранске от 11.10.2023).
11.10.2023 призывной комиссией г. Саранска Республики Мордовия принято решение, оформленное протоколом № 8, о призыве Кривова Д.Д. на военную службу на основании статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», категория годности - «Б-3», ст. 49 «в». По имеющимся у призывника заболеваниям выставлен диагноз: «<данные изъяты>».
Из личного дела призывника Кривова Д.Д. усматривается, что при медицинском освидетельствовании, а также при определении категории годности к военной службе в октябре 2023 г. врачами призывной комиссии городского округа Саранск были изучены и учтены все медицинские документы, которые имелись в личном деле призывника, содержащие весь комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством анализа и сбора жалоб гражданина, данных анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и других исследований, указанных в графе «данные объективного исследования, диагностические исследования, диагноз». Отсутствие у Кривова Д.Д. заболеваний, препятствующих несению военной службы, явилось основанием для вынесения в отношении него решения о призыве на военную службу на основании выставленной категории годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Оспаривая решение призывной комиссии г. Саранск, истец указывал, что у него имеются заболевания, которые являются основанием для освобождения от призыва на военную службу.
Между тем, административным истцом суду не представлено доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, дающие основания для установления ему иной категории, а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения. При проведении призывнику Кривову Д.Д. медицинского освидетельствования были учтены все его жалобы на состояние здоровья и все медицинские документы, которые находятся в личном деле призывника.
Кроме того, медицинские документы, подтверждающие доводы административного истца о наличии у него заболеваний, являющихся основанием для установления ему иной категории годности, не были представлены и в ходе рассмотрения дела.
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.
Согласно п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию.
В случае наличия сомнений в обоснованности предоставления освобождения от исполнения воинской обязанности или отсрочки от призыва на военную службу, вышестоящая призывная комиссия не лишена возможности проверки такой обоснованности путем реализации своих полномочий.
В соответствии с п. 22(1)Положения о военно-врачебной экспертизе наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием граждан не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильности их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта РФ, которая по результатам проверки утверждает или отменяет соответствующее решение призывной комиссии муниципального образования.
Если в результате изучения представленных документов врачом-специалистом по соответствующему профилю увечья, заболевания установлено, что диагноз увечья, заболевания является необоснованным и (или) заключение о категории годности к военной службе гражданина не соответствует требованиям настоящего Положения, то в листе медицинского освидетельствования и учетной карте призывника указанного гражданина делается запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости направления гражданина на контрольное освидетельствование, заверяемая подписью и личной печатью врача-специалиста, проводившего изучение документов гражданина, и указывается дата его проведения. В этом случае врачом, руководящим работой по контрольному (повторному) освидетельствованию граждан при призыве на военную службу, в учетной карте призывника делается запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости направления гражданина на контрольное освидетельствование, заверяемая его личной подписью и печатью военного комиссариата, в листе медицинского освидетельствования указанного гражданина делается отметка об ознакомлении с указанным заключением и определяется дата прибытия гражданина на контрольное освидетельствование.
По итогам проверки наличия оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильности их предоставления призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимаются следующие решения:
об утверждении решения призывной комиссии муниципального образования о предоставлении гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья - в отношении граждан, у которых по результатам проведенной проверки диагноз увечья, заболевания и заключение о категории годности к военной службе были признаны обоснованными;
об отмене решения призывной комиссии муниципального образования о предоставлении гражданину отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождения от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья - в отношении граждан, у которых по результатам проведенной проверки диагноз увечья, заболевания и (или) заключение о категории годности к военной службе были признаны необоснованными, - и о вызове указанных граждан на контрольное освидетельствование.
Решение, принятое призывной комиссией субъекта Российской Федерации по результатам проверки наличия оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильности их предоставления, вносится в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
Кривов Д.Д., не согласившись с решением призывной комиссии г.Саранск от 11.10.2023, подал 02.11.2023 жалобу в военный комиссариат Республики Мордовия о прохождении контрольного медицинского освидетельствования, одновременно, обратился в суд с административным иском об оспаривании решения призывной комиссии г. Саранск.
Как следует из материалов дела, Кривов Д.Д. вызывался на контрольное медицинское освидетельствование на сборный пункт военного комиссариата по адресу <адрес>, к 10 часам 16.11.2023, по итогам которого вопрос по его жалобе должен был быть рассмотрен на заседании призывной комиссии Республики Мордовия.
Однако в назначенный день Кривов Д.Д. не явился на контрольное медицинское освидетельствование, ввиду этого, решение призывной комиссии Республики Мордовия не было принято. При этом заочное освидетельствование не проводится.
Довод представителя административного истца Московского В.А. о том, что Кривов Д.Д. не был надлежащим образом извещен о времени и месте проведения контрольного медицинского освидетельствования, суд признает несостоятельным.
Так, согласно представленной в материалы дела телефонограмме следует, что помощник начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) по воинскому учету военного комиссариата г. Саранска ФИО1 предала 10.11.2023 в 09 час. 56 мин. с телефона +№ на телефон № сообщение следующего содержания: «16.11.2023 Вам необходимо явиться на контрольное медицинское освидетельствование к 10 ч. 00 мин. по адресу: г. Рузаевка, ул.2-я Мельничная, д.59». Телефонограмму принял Кривов Д.Д. Указанное обстоятельство подтверждается также скриншотом экрана исходящих вызовов мобильного телефона. Такой способ извещения предусмотрен действующим законодательством.
Доводы представителя административного истца Московского В.А. о том, что административным ответчиком не представлено доказательств передачи сообщения именно Кривову Д.Д., а также о незаконности передачи сообщения с номера мобильного телефона, отклоняются, поскольку номер, на который было передано извещение о вызове на контрольное медицинское освидетельствование указан в личном деле призывника с его слов. Доказательств того, что данный номер не используется последним, суду не представлено. При этом законом не запрещается использование любых средств связи и доставки, позволяющих убедиться в получении адресатом извещения или вызова, и не ограничивает право государственного органа при извещении адресата использовать вместо стационарного телефона мобильный телефон.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный истец уклонился от реализации своего права на проведение контрольного медицинского освидетельствования.
Кроме того, согласно положениям, содержащимся в ч. 2 ст. 25, ч. 6 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 574 от 28.07.2008 (далее – Положение о независимой военно-врачебной экспертизе).
В соответствии с абз. 2 п. 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза осуществляется с учётом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе.
Пунктом 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
Правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном указанным Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, административный истец Кривов Д.Д. также не воспользовался.
Довод представителя административного истца о том, что медицинское освидетельствование Кривова Д.Д. проведено без заблаговременного направления его в медицинские организации для прохождения обязательных диагностических исследований, суд отклоняет исходя из следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона №53-ФЗ в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
По смыслу действующего законодательства, когда у врача-специалиста возникают сомнения относительно состояния здоровья призывника, которое подлежит уточнению для вынесения окончательного заключения по вопросу пригодности к военной службе, в том числе о соответствии состояния здоровья критериям устанавливаемой категории годности к военной службе, врач-специалист в самостоятельном порядке на основании своего профессионального опыта и полученных теоретических знаний определяет условия прохождения и характер дополнительного медицинского обследования.
Выдача направлений на обследование относится к компетенции врачей-специалистов, и желание либо отсутствие такового (волеизъявление) со стороны самого гражданина на принятие решения о направлении на обследование не влияет.
Оценивая оспариваемое решение призывной комиссии городского округа Саранск по правилам ст. 84 КАС РФ, учитывая положения гл. 22 КАС РФ, применяя к рассматриваемым правоотношениям положения ст. 5.1, ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ, п. 13 Положения о призыве на военную службу, а также Положение о военно-врачебной экспертизе, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца. Оснований для признания данного решения незаконным – не имеется, нарушение прав административного истца при принятии оспариваемого решения судом не установлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы опровергнуть заключение военно-врачебной комиссии от 11.10.2023, и как следствие этого, подтвердить нарушение административным ответчиком прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ст. 61 КАС РФ предусмотрено, что обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
При обжаловании гражданином в судебном порядке решения призывной комиссии, основанного на медицинском заключении, данном в рамках освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, по смыслу п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, суд проверяет его законность, не устанавливая самостоятельно наличие или отсутствие заболеваний и категорию годности гражданина к прохождению службы.
Определение категории годности к военной службе, при оспаривании решения призывной комиссии основанного на медицинском заключении, данном в рамках освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, требует специальных познаний в области военно-врачебной экспертизы, которую проводят военно-врачебные комиссии.
Сомнений в итоговой оценке состояния здоровья Кривова Д.Д. у суда не имеется. Определение годности Кривова Д.Д. к военной службе произведено с принятием во внимание всей совокупности собранных в отношении призывника объективных медицинских данных о состоянии его здоровья, по результатам их надлежащего изучения и оценки, которые иными медицинскими документами не опровергаются. Призывная комиссия городского округа Саранск принимала решение на основании заключения врачей-специалистов и всего объёма собранных в личном деле призывника данных о его состоянии здоровья. Нарушений процедуры призыва на военную службу со стороны административного ответчика допущено не было.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11.10.2023 ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2024 ░.