Мотивированное решение составлено 11 ноября 2022 года
66RS0020-01-2022-002055-50
Дело № 2а-1808/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2022 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Коняхина А.А., при секретаре судебного заседания Черепановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Белоярского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Третьяковой И. Ю., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация Белоярского городского округа обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Третьяковой И.Ю. (далее – судебный пристав-исполнитель) от 06 августа 2022 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, вынесенного в рамках исполнительного производства № 2151/19/66062-ИП.
В обоснование требований указано, что решением Белоярского районного суда Свердловской области от 09 октября 2018 года по гражданскому делу № 2-690/2018 удовлетворены исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, на Администрацию Белоярского городского округа возложена обязанность ликвидировать размещение отходов на земельных участках. 30 января 2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области возбуждено исполнительное производство № 2151/19/66062-ИП и административному истцу установлен 5-днейвный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Определением Белоярского районного суда от 22 марта 2019 года административному истцу предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 июня 2019 года. 27 февраля 2020 года в адрес административного истца поступило письмо начальника Большебрусянской сельской управы Администрации Белоярского городского округа, в котором имелись сведения об исполнении решения суда в полном объеме. На основании указанного письма административный истец 28 февраля 2020 года направил в адрес судебного пристава-исполнителя письмо, содержащее сведения об исполнении требований исполнительного документа, а также о готовности выехать на место проведения работ для фиксации исполнения требований исполнительного документа. Однако судебный пристав-исполнитель никаких мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов не приняла, лишь 14 августа 2020 года повторно направила требование о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда. На указанное требование судебного пристава-исполнителя Администрацией Белоярского городского округа 18 августа 2020 года повторно направлено письмо об исполнении решения суда, с требованием окончить исполнительное производства. Однако ответа на данное письмо не поступило. 05 апреля 2022 года в адрес административного истца поступило постановление судебного пристава-исполнителя Третьяковой И.Ю. о поручении, которым поручено судебным приставам-исполнителям Белоярского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Свердловской области совершить исполнительные действия, а именно проверить факт ликвидации свалок, указанных в решении Белоярского районного суда Свердловской области. 06 августа 2022 года судебным приставом-исполнителем Третьяковой И.Ю. по исполнительному производству № 2151/19/66062-ИП от 30 января 2019 года вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей. Основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. Решение суда было исполнено Администрацией Белоярского городского округа в полном объеме, были израсходованы лимиты бюджетных средств на уборку свалки, однако из-за бездействия судебного пристава-исполнителя исполнительное производство не было окончено.
Представитель административного истца, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Третьякова И.Ю., представитель административного ответчика Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, заинтересованное лицо Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом – заказной почтовой корреспонденцией, электронной почтой, а также путем размещения информации на официальном интернет-сайте Белоярского районного суда Свердловской области, представитель административного истца просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, в том числе представленные по судебному запросу материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Федеральный закон № 229-ФЗ) действия (бездействие), решения (постановления) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) судебного пристава-исполнителя являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением) (пункт 1 часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу положений части 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 указанного Федерального закона).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 указанного Федерального закона).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Белоярского районного суда Свердловской области от 09 октября 2018 года удовлетворены исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц; на Администрацию Белоярского городского округа возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов в границах земельного участка входящего в состав кадастрового квартала с номером <номер> в районе с.Большебрусянское Белоярского района Свердловской области:
- на земельном участке, имеющем географические координаты 56.63978 с.ш., 61.26054 в.д. площадью 30 кв.м., объемом ~15-20 м?;
- на земельном участке, имеющем координаты 56.64036 с.ш., 61.26295 в.д., 56,64021 с.ш., 61,26328 в.д. площадью 100 кв.м, объемом ~ 50-80 м?.
Указанное решение суда вступило в законную силу 15 ноября 2018 года. Свердловскому межрайонному природоохранному прокурору выдан исполнительный лист ФС № 019035493.
На основании указанного исполнительного листа судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области 30 января 2019 года возбуждено исполнительное производство № 2151/19/66062-ИП.
Определением Белоярского районного суда Свердловской области от 22 марта 2020 года Администрации Белоярского городского округа предоставлена отсрочка исполнения указанного выше решения суда до 01 июня 2019 года.
20 февраля 2020 года судебным приставом - исполнителем Мезенцевой И.Ю. в адрес должника по исполнительному производству – Администрации Белоярского городского округа направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда
28 февраля 2020 года Администрацией Белоярского городского округа в адрес судебного пристава-исполнителя Мезенцевой И.Ю. на указанное требование направлено сообщение об исполнении решения суда по ликвидации несанкционированных размещений отходов на спорных земельных участках, а также указано, что в случае необходимости подтверждения факта выполненных работ Администрация Белоярского городского округа готова осуществить совместный выезд с судебным приставом-исполнителем на место проведенных работ.
Аналогичное письмо было направлено Администрацией Белоярского городского округа в адрес судебного пристава-исполнителя 18 августа 2020 года, в котором также представитель административного истца просил окончить исполнительное производство на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
12 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем Мезенцевой И.Ю. вынесено постановление о поручении (произвольное), согласно которому судебному приставу-исполнителю Белоярского РОСП ГУФССП России по Свердловской области поручено совершить выход по адресу, указанному в исполнительном документе, проверить исполнение (неисполнение) решения суда, с приложением фотографий, а также акта о совершении исполнительных действий.
Сведений о направлении данного постановления исполнителю, равно как и сведений об исполнении данного постановления судебного пристава-исполнителя материалы дела не содержат, таких доказательств административными ответчиками не представлено.
24 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем Мезенцевой И.Ю. вынесено постановление о поручении (произвольное), согласно которому судебному приставу-исполнителю Белоярского РОСП ГУФССП России по Свердловской области поручено совершить выход в адреса, указанные в исполнительном документе, проверить факт ликвидации свалок, зафиксировать результаты выхода в акте о совершении исполнительных действий.
Из уведомления судебного пристава-исполнителя Белоярского РОСП ГУФССП России по Свердловской области от 23 мая 2022 года об исполнении поручения по совершению отдельных исполнительных действий следует, что несанкционированное размещение отходов на земельных участках земельного участка входящего в состав кадастрового квартала с номером <номер> в районе с. Большебрусянское Белоярского района Свердловской области, на земельном участке: имеющем географические координаты 56.63978 с.ш., 61.26054 в.д. площадью 30 кв.м., объемом ~15-20 м?; на земельном участке, имеющем координаты 56.64036 с.ш., 61.26295 в.д., 56,64021 с.ш., 61,26328 в.д. площадью 100 кв.м, объемом ~ 50-80 м?, не ликвидировано, что также подтверждено соответствующим актом совершения исполнительных действий.
06 августа 2022 года судебным приставом-исполнителем Третьяковой И.Ю. вынесено оспариваемое постановление о взыскании с Администрации Белоярского городского округа исполнительского сбора в рамках вышеуказанного исполнительного производства в размере 50 000 рублей.
Таким образом, сообщение должника об исполнении требований исполнительного документы было проверено лишь спустя два года и три месяца. При этом должником были представлены конкретные доказательства исполнения требований исполнительного документы – фотографии, муниципальный контракт, акты выполненных работ.
Судебным приставом-исполнителем не представлены доказательства того, что требования исполнительного документа не были исполнены на момент поступления соответствующего уведомления от должника, а также доказательства того, что зафиксированная в уведомлении от 23 мая 2022 года несанкционированная свалка не возникла после 28 февраля 2020 года, когда должник уведомлял о ее ликвидации, тем более, учитывая столь длительный период времени (более 2 лет), в течение которого могла возникнуть новая свалка на месте старой.
Должник со своей стороны принял все меры, действовал добросовестно – направил уведомление об исполнении с доказательствами, выразил готовность осуществить совместный выезд с судебным приставом-исполнителем на место проведенных работ.
В то же время судебные приставы-исполнители незаконно бездействовали, в связи с чем не имеется оснований полагать, что именно по вине должника требования исполнительного документы не исполнены, исполнительное производство не окончено, как и не имеется оснований для возложения на должника при указанных обстоятельствах публичной ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 1 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
В соответствии с частями 6, 8 статьи 122 Федерального закона № 229-ФЗ в случае принятия судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, иска об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Таким образом, учитывая, что судом принято решение о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, данное решение подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 06 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 2151/19/66062-░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░