Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-391/2024 ~ М-349/2024 от 31.05.2024

УИД 56RS0022-01-2024-000618-75

Дело № 2а-391/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Новоорск                                                                       9 июля 2024 года

Новоорский районный суд Оренбургской области в состав председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Завгородневой Е.А.,

с участием старшего помощника прокурора района Соболева Н.В.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования Энергетикский поссовет, Баранова Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новоорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Энергетикский поссовет, ООО «ЭнергетикПлюс» об обязании организовать проведение капитального ремонта сетей теплоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском, указывая, что в ходе реализации, возложенных на органы прокуратуры функцией по надзору за исполнением законов, прокуратурой района выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального законодательства в деятельности администрации МО Энергетикский поссовет. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. на участке магистральной теплотрассы <адрес> произошел порыв. Под отключение попадало 15 многоквартирных домов, 2 социально значимых объекта (МАОУ СОШ №, МБДОУ №). В <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ система отопления запущена, таким образом более 20 часов во втором микрорайоне <адрес> отсутствовало отопление. Согласно акту технического обследования системы теплоснабжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ресурсоснабжающей организацией ООО «ЭнергетикПлюс», участок теплосети <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м., находится в неудовлетворительном состоянии, требует полной замены, имеет множе6ственную коррозию с потерями давления и объема теплоносителя 15 м3 в час. Допущенные нарушения законодательства, учитывая высокую степень износа, органом местного самоуправления не обеспечено надлежащее содержание тепловых сетей.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Энергетикский поссовет в части непринятия мер по проведению капитального ремонта участка теплосети <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м. и обязать организовать проведение капитального ремонта аварийного участка тепловой сети на территории муниципального образования <адрес>, а именно: участка теплосети <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ООО «ЭнергетикПлюс».

Старший помощник прокурора района Соболев Н.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации МО Энергетикский поссовет Баранов Е.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признал, указал, что сети теплоснабжения Энергетикского поссовета переданы в аренду организации ООО «ЭнергетикПлюс» по договору аренды. Согласно ст. 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан: 1) эксплуатировать данные объекты теплоснабжения в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, предоставлять потребителям товары, оказывать услуги в сфере теплоснабжения, обеспечивать при осуществлении деятельности с использованием данных объектов возможность получения потребителями соответствующих товаров, услуг, а также подключать потребителей к данным объектам и (или) новым объектам теплоснабжения; 2) поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание. Считает, что проведение ремонта аварийного участка теплотрассы будет являться вмешательством в хозяйственную деятельность ООО «ЭнергетикПлюс».

Представитель ответчика ООО «ЭнергетикПлюс» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В письменном отзыве указал, что между администрацией МО Энергетикский поссовет и ООО «ЭП» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды муниципального имущества (теплосетей) №. Согласно действующему законодательству и договору аренды выполнение работ по капитальному ремонту тепловой сети входит в обязанности администрации МО Энергетикский поссовет.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исследовав материалы административного дела, и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.

На основании ч. 1 ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Из ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 (ред. от 04.04.2024) «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» следует, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляются вопросы, предусмотренные п.п. 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, согласно п.п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ за сельскими поселениями закреплена обязанность организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К вопросам местного значения поселения согласно п. 5, 6 ч. 1 ст. 6 Устава МО Энергетикский поссовет относится организация в границах поселения теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населения.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут на участке магистральной теплотрассы <адрес> произошел порыв. Под отключение попадало 15 многоквартирных домов, (1442 квартир, 3605 человек, 690 детей), 2 социально значимых объекта (МОАУ СОШ №, МБДОУ №). В <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ система отопления запущена, таким образом более 20 часов во втором микрорайоне <адрес> отсутствовало отопление.

Согласно акту технического обследования системы теплоснабжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ресурсоснабжающей организацией ООО «ЭнергетикПлюс», участок теплосети <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м., находится в неудовлетворительном состоянии, требует полной замены, имеет множественную сквозную коррозию с потерями давления и объема теплоносителя 15 м3 в час.

В нарушение требований законодательства и учитывая высокую степень износа, органом местного самоуправления не обеспечено надлежащее содержание тепловых сетей.

Допущенные нарушения законодательства приводят к возникновению аварийных ситуаций, сопровождающихся перерывом подачи отопления, горячего водоснабжения населению.

В рамках устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО Энергетикский поссовет внесено представление № (л.д.5-11), согласно ответу администрации МО Энергетикский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ № меры по проведению капитального ремонта вышеуказанного участка теплосети не приняты (л.д.15), что также подтверждается письмом ресурсоснабжающей организации ООО «ЭнергетикПлюс» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.19).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Энергетикский поссовет и ООО «ЭнергетикПлюс» заключен договор аренды муниципального имущества (теплосетей) №, по которому арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование следующее муниципальное имущество: теплосети, расположенные по адресу: <адрес>, а арендатор обязан, в частности, поддерживать имущество в исправном состоянии, проводить его текущий ремонт и нести расходы на его содержание (л.д. 139-141). На момент прорыва теплотрассы действовал договор № от ДД.ММ.ГГГГ, содержавший аналогичные условия (л.д. 74-76).

Довод представителя ответчика администрации МО Энергетикский поссовет о том, что в соответствии со ст. 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан, в частности, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание и что поведение ремонта аварийного участка теплотрассы будет являться вмешательством в хозяйственную деятельность ООО «ЭнергетикПлюс» судом отклоняется как несостоятельный по следующим основаниям.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (пункт 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В силу положений пунктов 1, 4, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является, в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов (пункт 1 части 1 статье 3).

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.

По правилам части 5 статьи 20 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленными правилами оценки готовности к отопительному периоду, теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны: обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7); обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (пункт 8).

В силу подпункта «г» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федерального закона № 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности (абзац 1 статьи 7 Федерального закона № 68-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно части 2 статьи 28.1 указанного Федерального закона осуществление полномочий по организации в границах поселения, муниципального округа, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.3 Федерального закона от № 190-ФЗ арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу пункта 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Согласно пункту 1 статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

На основании пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, содержание находящегося в муниципальной собственности имущества в виде тепловых сетей в надлежащем техническом состоянии, в том числе в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, организация бесперебойного теплоснабжения населенного пункта в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций относится к компетенции администрации поссовета.

По смыслу закона передача в аренду тепловых сетей эксплуатирующей организации не освобождает орган местного самоуправления как собственника имущества от обязанностей по его содержанию, а также от исполнения возложенных действующим законодательством обязанностей по исполнению полномочий в сфере теплоснабжения, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствам суд приходит к выводу об удовлетворении требований к администрации МО Энергетикский поссовет Новоорского района и об отказе в удовлетворении требований административного иска к ООО «ЭнергетикПлюс».

В соответствии со статьей 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитываю позицию административного истца о необходимости установления срока устранения администрацией МО Энергетикский поссовета указанного в административном исковом заявлении недостатка со ссылкой на начало отопительного сезона, суд считает необходимым установить администрации МО Энергетикский поссовета срок для организации проведение капитального ремонта аварийного участка тепловой сети на территории муниципального образования <адрес>, а именно: участка теплосети <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м. с учетом всех обстоятельств дела и необходимых действий, которые должны быть предприняты для устранения допущенных нарушений, до ДД.ММ.ГГГГ.

Данный срок, установленный для исполнения решения суда, является, разумным и достаточным для выполнения администрацией МО Энергетикский поссовета возложенных на нее обязанностей, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

В случае невозможности исполнения решения в установленный судом срок, административный ответчик вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке положений статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Аналогичные выводы содержатся, например, в Кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.11.2022 № 88а-24763/2022 по делу № 2а-5/2022.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░. ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                         ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░ 2024 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-391/2024 ~ М-349/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новоорского района Оренбургской области
Ответчики
Администрация МО Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области
ООО "ЭнергетикПлюс"
Другие
Администрация МО Новоорского поссовета
Суд
Новоорский районный суд Оренбургской области
Судья
Беймлер Павел Юрьевич
Дело на сайте суда
novoorsky--orb.sudrf.ru
31.05.2024Регистрация административного искового заявления
31.05.2024Передача материалов судье
03.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2024Дело оформлено
05.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее