Дело № 2а-6438/2023
УИД 05RS0038-01-2022-012141-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 2 ноября 2023 г.
Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Токаевой З.М.,
при секретаре судебного заседания Маликовой А.З.,
с участием представителя административного ответчика Исрафилова И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по уплате земельного налога с физических лиц за 2019 год в размере 35 992 руб. и пени в размере 203,95 руб., налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 183,56 руб.,
установил:
Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по уплате земельного налога с физических лиц за 2019 год в размере 35 992 руб. и пени в размере 203,95 руб., и налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 183,56 руб.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ и обязан уплачивать законом установленные налоги. ФИО1 обязанность по уплате налогов за 2018-2019 годы в установленные сроки не исполнил. Налоговым органом в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления и выставлены требования от об уплате налогов, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили.
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> и административный ответчик ФИО1, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, об отложении не ходатайствовали.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования налогового органа не признал, просил отказать в их удовлетворении и пояснил, что они не согласны с кадастровой стоимостью объектов недвижимости, в соответствии с которой исчислена сумма налогов.
Заслушав мнение участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками имущественного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В силу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Частью 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО1 состоит на учете в ИФНС России по <адрес> и является плательщиком налога на имущество, а также земельного налога.
Согласно данным налогового органа в спорный период 2018 год ФИО1 являлся собственником:
- здания с кадастровым номером 05:40:000059:2222, расположенного: <адрес>;
- квартиры с кадастровым номером 05:40:000054:2127, расположенного: <адрес>;
- квартиры с кадастровым номером 05:40:000031:4095, расположенного: <адрес>.
В 2019 году ФИО1 являлся собственником:
- земельного участка с кадастровым номером 05:40:000090:88, расположенного: <адрес>, территория сдт Турист,3;
- земельного участка с кадастровым номером 05:40:000060:4691, расположенного: <адрес>, в районе мебельной фирмы «Каспий», уч.17;
- земельного участка с кадастровым номером 05:40:000060:114, расположенного: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым номером 05:40:000090:91, расположенного: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым номером 05:40:000081:92, расположенного: <адрес>, мкр ТЗБ, <адрес>, 8;
- земельного участка с кадастровым номером 05:40:000078:191, расположенного: <адрес>, тер. СНТ Дагводстрой, 425.
Налоговый орган исчислил в отношении указанного имущества налоги за указанные периоды.
Налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 предложено до ДД.ММ.ГГГГ уплатить за 2018 год земельный налог в размере 38 481 руб. и налог на имущество в размере 385 662 руб.
Налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 предложено не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах, уплатить за 2019 год земельный налог в размере 35 992 руб. и налог на имущество в размере 252 248 руб., с учетом перерасчета за 2018 год).
В связи с неуплатой в полном объеме административным ответчиком налога в адрес ФИО1 направлены требования:
-по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога на имущество в размере 183,56 руб. и начисленной пени в размере 7,45 руб. При этом установлен срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ.
-по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № об уплате земельного налога за 2019 год в размере 35 992 руб. и начисленной пени в размере 203,95 руб. При этом установлен срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ.
Направление в адрес административного ответчика указанных выше требований подтверждается материалами дела.
Установив, что ФИО1 не исполнил в добровольном порядке обязанность по уплате задолженности по налогам, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №а-1263/2021 отменен.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С учетом указанного, административный иск подлежал подаче в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Рассматриваемый административный иск заявлен в суд посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением установленного НК РФ срока.
Пеня по неуплаченному налогу, указанному в иске, начислена согласно нормам ст.75 НК РФ.
Расчет налога и пени по нему, представленный административным истцом, судом проверен, он не содержит арифметических ошибок и соответствует закону.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по оплате земельного налога с физических лиц за 2019 год и налога на имущество физических лиц за 2018 год административным ответчиком в полном объеме исполнена не была, возможность принудительного взыскания налоговым органом не утрачена.
Однако при рассмотрении иска суд учитывает следующее.
Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
То есть, основанием для начисления налоговым органом налога на имущество является предоставленная в налоговый орган сведения из государственного реестра недвижимости (Росреестра).
Как следует из материалов административного дела, налоговый орган исчислил налоговую базу, исходя из сведений, представленных регистрирующими органами.
Однако из истребованных судом сведений из филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по <адрес> административный ответчик ФИО1 в спорный период 2018 год собственником объекта недвижимости - квартиры с кадастровым номером 05:40:000054:2127, расположенного: <адрес>, не являлся, в связи с чем начисление административному ответчику налога на имущество физических лиц на указанный объект с учетом перерасчета в размере 1741 руб. неправомерно.
С учетом указанных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца и взыскании с ФИО1 земельного налога за 2019 год и пени.
Поскольку суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска освобожденного от уплаты госпошлины налогового органа, неуплаченная госпошлина подлежит взысканию в бюджет муниципального образования с административного ответчика пропорционально удовлетворённым исковым требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 35 992 ░░░. ░ ░░░░ 203,95 ░░░., ░░░░░ 36 195,95 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1286 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.