Дело № 2а-8/2023
Решение
Именем Российской Федерации
23 марта 2023 г. г. Знаменск Астраханской области
Знаменский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Санфирова В.И., при помощнике судьи Звездуновой О.В., с участием административного истца Широкова А.А., представителя административных ответчиков: войсковой части № и командира этой же воинской части – Ивановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Широкова А.А. об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с отказом в исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,
установил:
Широков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия командира войсковой части №, связанные с отказом во включении его в список военнослужащих, подлежащих исключению из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС) и обязать данное должностное лицо повторно рассмотреть рапорт административного истца о включении его в список военнослужащих, подлежащих исключению из реестра участников НИС, по собственному желанию.
В обоснование административного искового заявления Широков указал, что заключил первый контракт о прохождении военной службы 5 сентября 2001 г. и проходил ее на различных должностях рядового и сержантского составов, прапорщиков до 14 октября 2011 г., после чего, по истечении срока контракта о прохождении военной службы, был уволен в запас и исключен из списков личного состава воинской части. 3 марта 2014 г. он заключил новый контракт о прохождении военной службы и с 22 марта 2014 г. включен в реестр участников НИС по «16» категории.
1 декабря 2022 г. он обратился к командиру войсковой части № с рапортом, в котором просил исключить его из указанного реестра для реализации своих жилищных прав иным способом, предусмотренным законодательством. Однако командир воинской части отказал в удовлетворении этого рапорта.
Данный отказ, по мнению Широкова, является незаконным и нарушает его право на обеспечение жилым помещением. В настоящее время денежными средствами, находящимися на его именном накопительном счете (далее – ИНС) он не воспользовался, целевой жилищный заем ему не предоставлялся, следовательно, государство свои обязательства, связанные с обеспечением военнослужащего жильем, не выполнило и за ним сохраняется право выбора иного способа реализации своих жилищных прав.
В судебном заседании административный истец просил удовлетворить административное исковое заявление по изложенным в нём основаниям и объяснил, что хочет быть исключен из реестра НИС, так как желает реализовать своё право на жилье другим способом, предусмотренным законодательством.
Представитель административных ответчиков: войсковой части № и командира этой же воинской части – Иванова в судебном заседании заявленные требования не признала и объяснила, что в связи с повторным призывом на военную службу из запаса Широков был включен в реестр участников НИС по «16» категории, которая предусматривает обязательное участие военнослужащего в НИС и не зависит от волеизъявления последнего. Основания для исключения административного истца из реестра участников НИС «по собственному желанию» действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем действия командира войсковой части №, связанные с отказом Широкову в реализации его рапорта об исключении из указанного реестра, являются законными и обоснованными.
В своих письменных возражениях на административное исковое заявление Иванова изложила позицию аналогичную её объяснениям в суде.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания административный ответчик – командир войсковой части № и заинтересованное лицо – начальник филиал № 1 федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» Аношин В.Ю. в суд не явились, что в силу требований ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, поскольку суд не признал их явку обязательной.
Рассмотрев административное дело по существу, заслушав объяснения административного истца и представителя административных ответчиков, оценив их в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к следующему выводу.
Из копий послужного списка и контрактов о прохождении военной службы (далее – контракт) административного истца, а также справки из войсковой части № от 21 марта 2023 г. № усматривается, что первый контракт Широков заключил 5 сентября 2002 г. На основании приказа командира войсковой части № от 12 октября 2011 г. № административный истец по истечении срока контракта с 14 октября 2011 г. уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части. Новый контракт Широков заключил 3 марта 2014 г. о вступлении в силу которого объявлено приказом командующего <данные изъяты> от 22 марта 2014 г. №. В настоящее время он проходит военную службу в войсковой части № в соответствии с контрактом, заключенным 3 марта 2019 г. сроком на 5 лет.
Как следует из справки <данные изъяты> Волгоградского отдела федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» ФИО1 от 3 марта 2023 г. и уведомления о включении военнослужащего в реестр, Широков включен в реестр участников НИС по категории «16», его ИНС с регистрационным №, открыт 25 декабря 2014 г. с датой возникновения основания для включения в реестр 22 марта 2014 г. Целевой жилищный заем для приобретения жилого помещения Широкову не предоставлялся, денежные средства с его ИНС не выплачивались.
Желая реализовать свое право на получение жилого помещения иным способом, предусмотренным Федеральными законом «О статусе военнослужащих», Широков 1 декабря 2022 г. обратился к командиру войсковой части № с рапортом в котором просил включить его в список для исключения из реестра участников НИС и направить необходимые документы полномочному должностному лицу.
Как следует из ответа командира войсковой части № от 16 декабря 2022 г. №, в реализации рапорта административного истца отказано, поскольку он был включен в реестр участников НИС на основании п. 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» по «16» категории, предусматривающей обязательное участие военнослужащего в НИС и не зависящей от его волеизъявления. Законных оснований для его исключения из реестра участников НИС, предусмотренных данным Федеральным законом и приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 477 не имеется.
Давая оценку изложенным выше обстоятельствам, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 15 ст. 15 этого же Федерального закона военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон) являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом, является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.
К участникам НИС в силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г., действовавшей на момент включения административного истца в реестр участников НИС) относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание.
При этом в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 9 данного Федерального закона основанием для включения в реестр участников НИС для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 этого же Федерального закона, или не воспользовались правом стать участниками накопительно-ипотечной системы, является заключение нового контракта о прохождении военной службы.
Из изложенного следует, что включение в реестр участников НИС названной категории военнослужащих, к которой относится административный истец, возможно только на основании их заявлений.
Мнение командования воинской части о том, что после поступления Широкова на военную службу из запаса и неиспользование им ранее права стать участником НИС как на основание безусловного включения его в силу п. 14 ч. 2 ст. 9 данного Федерального закона в реестр участников, является ошибочным, поскольку данная норма не устанавливает новые категории участников НИС, а лишь определяет основания для включения военнослужащих в соответствующий реестр.
По смыслу положений п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.
Вместе с тем, как названные выше законы, так и иные нормативные правовые акты не содержат положений, ограничивающих указанную категорию военнослужащих в возможности не осуществлять данное право.
Как следует из содержания ч. 3 ст. 11 Федерального закона показателями исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего является получение участником денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что Широков, заключивший первый контракт в 2002 году, то есть до 1 января 2005 г., относится к категории военнослужащих, включаемых в реестр участников НИС на основании волеизъявления. Поскольку он, являясь участником НИС, не воспользовался денежными средствами, находящимися на его ИНС, и целевой жилищный заем ему не предоставлялся, то условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, в отношении него не наступили. Следовательно, до возникновения указанных обстоятельств административный истец сохраняет за собой возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Обратившись к командованию воинской части с рапортом об исключении из реестра участников НИС, административный истец тем самым заявил о нежелании реализовать свое право на жилище в порядке, установленном Федеральным законом.
Как следует из содержания п. 26-30 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 477, при возникновении оснований для исключения военнослужащего из реестра ответственным должностным лицом воинской части оформляется список участников НИС для исключения из реестра, который после утверждения начальником кадрового органа и командиром воинской части, вместе с документами, подтверждающими возникновение оснований для исключения из реестра, направляется в подразделение жилищного обеспечения в соответствии с территориальной принадлежностью.
Подразделение жилищного обеспечения при получении списков участников НИС для исключения из реестра проверяет их на соответствие требованиям настоящего Порядка и формирует сводный список участников НИС для исключения из реестра и направляет его с документами, подтверждающими возникновение оснований для исключения из реестра, в регистрирующий орган, который в свою очередь в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного списка производит в реестре запись об исключении военнослужащего из реестра и направляет соответствующие уведомления.
Таким образом, суд считает, что командиром воинской части, вопреки его мнению, должно быть реализовано волеизъявление Широкова об исключении его из реестра участников НИС, поскольку это соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает чьи-либо права и законные интересы, включая публичные.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что реализация командованием войсковой части № волеизъявления административного истца об исключении его из реестра участников НИС должна быть осуществлена путем включения Широкова в список участников НИС для исключения из реестра и направления данного списка, с приложением соответствующих документов, в подразделение жилищного обеспечения в соответствии с территориальной принадлежностью.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия командира войсковой части №, связанные с отказом в исключении Широкова из реестра участников НИС до выполнения государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего, не могут быть признаны законными и обоснованными, а потому для восстановления нарушенных прав административного истца суд возлагает на командира указанной воинской части обязанность повторно рассмотреть рапорт административного истца о включении в список военнослужащих, подлежащих исключению из реестра участников НИС.
Поскольку требования административного истца подлежат удовлетворению, то понесенные им судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей, в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ, следует возместить ему в полном размере, взыскав их с войсковой части № через финансовый орган на обеспечении которого она находится, то есть через филиал № 1 федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области».
Руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 23 ░░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░