Дело № 2а-2656/23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2023 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Малаховой Е.Б.
при секретаре Офицеровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к <данные изъяты> о признании незаконным решения о возврате документов без рассмотрения, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к <данные изъяты> о признании незаконным решения о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ № № обязании зарегистрировать право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на основании соглашения о расторжении договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ФИО7 как покупателем был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка, однако впоследствии стороны договора пришли к взаимному согласию его расторгнуть, о чем ДД.ММ.ГГГГ было подписано соглашение и подано заявление о государственной регистрации перехода права собственности. Однако ДД.ММ.ГГГГ ответчик возвратил заявление и прилагаемые документы без рассмотрения, указав на невозможность регистрации перехода права собственности на основании соглашения о расторжении договора купли-продажи; данное решение считает незаконным, нарушающим его права.
Представитель административного истца ФИО2 по доверенности адвокат ФИО5 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что административный ответчик по сути отказал в принятии документов, при этом в отсутствие оснований, предусмотренных законом, вынес решение о возвращении документов без рассмотрения; заявления о переходе права собственности на основании соглашения о расторжении договора подавалось обеими сторонами сделки, однако в ответ было получено только уведомление, приложенное к исковому заявлению.
Представители административных ответчиков <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Заинтересованные лица регистратор <данные изъяты> ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив, оценив и проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если имеется одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 (продавец) и ФИО7 (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; в тот же день подписан акт приема-передачи земельного участка; ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован переход права собственности на основании данного договора.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО7 заключили соглашение о расторжении вышеназванного договора купли-продажи земельного участка, в соответствии с которым сторонами обоюдно принято соглашение о расторжении договора и возврате участка в собственность продавца.
В тот же день административный истец и ФИО7 обратились в территориальный отдел <данные изъяты> с заявлениями о государственной регистрации права собственности (перехода права) на указанный земельный участок.
Оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ № № административный ответчик в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» возвратил без рассмотрения заявление и приложенные к нему документы в связи с тем, что заявление и документы не соответствуют формату, установленному органом нормативно-правового регулирования; по итогам проведения правовой экспертизы установлено, что соглашение о расторжении договора не соответствует нормам действующего законодательства, переход права собственности по договору купли-продажи зарегистрирован, расчеты произведены полностью, имущество передано по передаточному акту, все обязательства исполнены, регистрация соглашения о расторжении договора купли-продажи не представляется возможной.
Согласно пункту 1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
По смыслу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
На основании статей 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором. Расторгнуть можно только действующий договор, в то время как исполненный сторонами договор прекращает свое действие (часть 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункта 6 статьи 8, статьей 578 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу вышеизложенного, расторжение договора и внесение в Единый государственный реестр недвижимости соответствующей записи возможны в случаях, когда соглашение о расторжении договора подписано в период действия договора, а не после того, как стороны в полном объеме выполнили обязательства по нему, и договор прекратил свое действие, так как является исполненным.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером № возникло у ФИО7 с момента регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности в органах Росреестра, и на момент заключения соглашения о расторжении указанного договора, запись о государственной регистрации перехода права уже была внесена в Единый государственный реестр недвижимости, то есть исполненный сторонами договор прекратил свое действие; расчет за земельный участок произведен, передача земельного участка осуществлена путем подписания передаточного акта.
С учетом вышеизложенных норм закона и фактических обстоятельств дела, суд полагает, что административный ответчик обоснованно указал в своем решении на невозможность регистрации перехода права собственности на основании данного соглашения.
Вместе с тем суд полагает, что основания для возврата без рассмотрения заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, у административного ответчика отсутствовали.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу положений п.1 ст. 29 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдача документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, проведение правовой экспертизы возможно только после того, как регистратор установил отсутствие оснований для возврата документов без рассмотрения.
Согласно статье 25 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, возвращаются без рассмотрения, если:
1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;
1.1) заявление о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, заявление о государственной регистрации договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прилагаемые к ним документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и при этом не соблюдены требования, установленные статьей 36.2 настоящего Федерального закона;
2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;
4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.5 части 1 и пунктом 5 части 3 статьи 15 (при условии совершения сделки при личном участии правообладателя (его законного представителя), частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона, а также случая государственной регистрации прав в порядке наследования;
4.1) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до устранения собственником такого земельного участка выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований или отмены выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований по результатам рассмотрения жалобы на решение уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) либо отметка о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации;
5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что предусмотренный статьей 25 перечень оснований для возвращения заявления без рассмотрения является исчерпывающим; такого основания, как несоответствие представленного документа (соглашения о расторжении) нормам действующего законодательства, данная правовая норма не содержит.
В свою очередь, выявленное по результатам правовой экспертизы отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а также несоответствие по форме или содержанию документов требованиям законодательства Российской Федерации, является основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав (пункты 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона), а не для возврата документов без рассмотрения.
Ссылки в оспариваемом решении на то, что заявление и документы не соответствуют формату, установленному органом нормативно-правового регулирования, суд находит необоснованными, при том, что в чем именно выразилось это несоответствие, в решении не указано.
Кроме того, такое основание для возврата заявления как несоответствие формату (п. 1 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости») относится к электронным документам или электронным образам документов, тогда как согласно представленным материалам и пояснениям представителя административного истца документы для перехода права собственности представлялись в бумажном виде.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для возвращения без рассмотрения заявления административного истца и приложенных к нему документов у административного ответчика не имелось, в связи с чем заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, а решение <адрес>) о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ № № – признанию незаконным.
Одновременно суд обязывает административного ответчика для восстановления нарушенных прав административного истца принять к рассмотрению и рассмотреть заявление о государственном кадастром учете и (или) государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № № и приложенные к нему документы в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в удовлетворении остальной части требований - отказать.
Руководствуясь ст. ст. 177, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № №
░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № № ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░