Дело № 2а-1366/2022
УИД 86RS0005-01-2022-002853-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2022 года город Сургут
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Бойко Д.А., при секретаре Обуховой Т.А. с участием представителя истца Дегтевой А.П., представителя ответчика Кучумова Д.А., представителя заинтересованного лица Батракова А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора Сургутского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Локосово Сургутского района о признании незаконным бездействия по устранению нарушений Правил пожарной безопасности, понуждении к устранению нарушений,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Сургутского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения Локосово Сургутского района о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Требования, с учетом дополнений, мотивированы тем, что прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением законодательства об обеспечении пожарной безопасности в лесах. В ходе проверки деятельности администрации с.п Локосово выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении правил противопожарного режима, а именно установлено, что в нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст. 6, 62-63, 68-69 Технического регламента, п.п. 74-75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от №1479, п.п. 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, табл. 1, табл. 2, п. 8.9, п. 10.4 СП «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», п.п. 2.12, табл. 5, табл.6, п. 9.30 СНиП 2.04.02-84* «Строительные нормы и правила. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», п. 4.14 СП «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п. 5* приложения 1* (обязательное) СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» администрацией с.п. Локосово не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения. Территория населенного пункта д. Верхнемысовая не имеет источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в радиусе 200 метров объектов жилого фонда. Также часть территории населенного пункта с. Локосово не имеет источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в радиусе 200 метров объектов жилого фонда, расположенных на <адрес> того, органом местного самоуправления не созданы условия для забора воды в период низких температур окружающей среды из источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары №1 и 2), расположенных рядом со зданием филиала МБОУ «Солнечная СОШ №1» - «Локосовская СШ - детский сад имени З.Т.Скутина» по адресу: <адрес>. Фактически отсутствует возможность забора воды при низких температурах окружающей среды. В населенном пункте д.Верхнемысовая противопожарный разрыв вокруг населенного пункта д.Верхнемысовая, утвержденный постановлением администрации сельского поселения Локосово Сургутского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.09.2021г. № 113-нпа, не обеспечивает нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений, противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий и сооружений сельского населенного пункта составляют менее 15 м. (в районе застройки западной, северной и северо-восточной части населенного пункта), в противопожарном расстоянии имеется растительность в виде кустарников, деревьев лиственных и хвойных пород. Также на территории населенного пункта не созданы защитные противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 1,5 метра, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах.
12.05.2022г. по данному факту прокуратурой района внесено представление главе с.п. Локосово, однако, по результатам его рассмотрения, мер, направленных на фактическое устранение выявленных нарушений, муниципалитетом не принято.
Так же за ранее выявленные нарушения глава с.п. Локосово 26.06.2019г. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Кроме того, в период времени с 27.04.2021г. по 29.04.2021г. отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проведена проверка на основании письма КУ «Центроспас-Югория» по Сургутскому району о том, что в д. Верхне-Мысовая пожарные водоемы № и № являются бесхозными и находятся в неисправном состоянии.
По результатам проверочных мероприятий установлено, что в д. Верхне- Мысовая не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, в связи с чем 29.04.2021г. начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре главе с.п. Локосово объявлено предостережение с требованием о необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности на территории д. Верхне-Мысовая. 02.07.2021г. главой поселения в адрес отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре направлен ответ о невозможности устранить выявленные нарушения в связи с отсутствием денежных средств для проведения работ по постановке на баланс пожарных водоемов в д. Верхне-Мысовая.
Из протоколов заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и эвакуационной комиссии Сургутского района от 27.03.2019г. № 5, от 02.07.2020г. №3, от 31.03.2020г. № 3, следует, что вопросы по обеспечению населенных пунктов наружным противопожарным водоснабжением, а также необходимости обустройства пожарных разрывов и минерализованных полос неоднократно рассматривались на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также администрации Сургутского района.
Так же на совместном заседании рабочей группы от 09.09.2020г. главе с.п. Локосово было рекомендовано в паспорте пожарной безопасности населенного пункта указать конкретные компенсационные мероприятия: максимально использовать имеющиеся дороги и просеки, устройство минерализованных противопожарных полос, поднятие крон деревьев до двух метров в глубину леса а также разработать иные мероприятия с учетом законодательства РФ; создать дорожную карту по приведению противопожарных разрывов в нормативное состояние с указанием сроков, исполнителей, затрат работ по приведению противопожарной полосы в соответствии с нормативными требованиями.
В адрес главы с.п. Локосово неоднократно направлялись информационные письма, в которых разъяснялись требования по обустройству противопожарных разрывов, минерализованных полос, содержанию источников наружного противопожарного водоснабжения.
Полагает, что выявленные нарушения свидетельствуют о том, что администрацией с.п. Локосово на протяжении более трех лет не принимаются меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности и не выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при пожарах на здания и сооружения, а также не создаются условия для тушения пожаров, тем самым не исполняются в полном объеме полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта муниципального образования, в связи с чем, велика вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие распространения пожаров на территории населенного пункта муниципального образования, увеличения времени ликвидации пожаров, причинения вреда жизни, здоровью людей, а также причинения им материального ущерба вследствие уничтожения и (или) повреждения их имущества в случае возникновения пожаров.
Ссылка ответчика на отсутствие в бюджете поселения достаточных средств, которые не позволяют исполнить вышеназванные требования законодательства о пожарной безопасности, не основана на законе, поскольку ни названными выше правовыми источниками, ни какими-либо иными нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность неисполнения либо ненадлежащего исполнения требований закона при отсутствии на это финансовых возможностей, как и не предусмотрено, что вышеназванные права и интересы населения в области пожарной безопасности и в области охраны окружающей среды могут быть обусловлены наличием достаточных средств у органа местного самоуправления.
На основании изложенного, уточнив исковые требования истец просит признать незаконным длительное бездействие с апреля 2019 года администрации с.п. Локосово по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обязать администрацию с.п. Локосово не позднее 6 месяцев с момента вступления в силу судебного решения устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: создать на территории населенного пункта д. Верхнемысовая источники наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров объектов жилого фонда при условии обслуживания такими источниками зданий, находящихся в радиусе 200 м; оборудовать противопожарные расстояния от зданий и сооружений, расположенных в районе застройки западной, северной и северо-восточной частей д. Верхнемысовая, до границ лесных насаждений не менее 15 м; оборудовать на территории населенного пункта д. Верхнемысовая в местах, граничащих с лесничеством, защитные противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 1,5 метра; провести работы по утеплению пожарных резервуаров №№ 1, 2, расположенных рядом со зданием филиала МБОУ «Солнечная СОШ №1» - «Локосовская СШ - детский сад имени З.Т. Скутина» по адресу: <адрес>; создать на территории населенного пункта с. Локосово источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров объектов жилого фонда, расположенных на <адрес>, <адрес>, исходя из условия обслуживания такими источниками указанных объектов жилого фонда, находящихся в радиусе 200 м.
В отзыве на исковое заявление отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре просит исковые требования удовлетворить.
Отзыв мотивирован тем, что в результате проведенной проверки с.п. Локосово были установлены нарушения ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст.6,62-63,68,69 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п.74 - 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. № 1479, п.п. 4.1, 4.2, 5.1,5.2 таблица 1 и 2, п.п. 8.9, 10.4 СП 8.13130.2020 «Свод правил. Системы противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», п.п. 2.11, 2.12 таблица 5 и 6, п. 9.30 Снип 2.04.02-84* «Строительные нормы и правила. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», п.5* приложения 1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 4.14 СП4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям» и не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения. Территория населенного пункта д. Верхнемысовая Сургутского района не имеет источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в радиусе 200метров объектов жилого фонда. Так же часть территории населенного пункта <адрес> не имеет источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в радиусе 200 метров объектов жилого фонда, расположенных на <адрес>, <адрес>; не созданы – отсутствуют условия для забора воды в период низких температур из источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары №№1 и 2), расположенных рядом с зданием филиала МБОУ «Солнечная СОШ № 1» - «Локосовская СШ – детский сад имени З.Т. Скутина» по адресу: <адрес> В населенном пункте д. Верхнемысовая противопожарный разрыв вокруг населенного пункта д.Верхнемысовая, утвержденный постановлением администрации сельского поселения Локосово Сургутского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 27.09.2021г. №-нпа, не обеспечивает нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений, противопожарные расстояния до зданий и сооружений сельского населенного пункта составляют менее 15м. (в районе застройки западной, северной и северо-восточной части населенного пункта), в противопожарном расстоянии имеется растительность в виде кустарников, деревьев лиственных и хвойных пород. Так же на территории населенного пункта не созданы защитные противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 1,5 метра, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах.
Пожарная безопасность объектов защиты в населенных пунктах с. Локосово и д. Верхнемысовая (наличие и исправное состояние ИНППВ, соответствие противопожарных расстояний от зданий и сооружений до лесных насаждений, наличие противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра) будет считаться обеспеченной при условии того, что в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
На территории с.п. Локосово с 29.04.2019г. неоднократно выявлялись нарушения в области пожарной безопасности.
Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре представлен дополнительный отзыв на исковое заявление в котором указано, что понятия «угроза жизни и здоровью» и «угроза возникновения пожара» на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации не содержится. В то же время данные понятия достаточно широко используются в нормативных документах и понимаются как нарушение гражданами, должностными лицами или юридическими лицами обязательных требований, вследствие которого может быть причинен вред жизни и здоровью граждан.
Исходя из вышеизложенного, полагает, что имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности в населенных пунктах с.п. Локосово, а именно: д. Верхне-Мысовая, с. Локосово, в части отсутствия источников наружного противопожарного водоснабжения и обустройства противопожарного разрыва создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отсутствие противопожарного разрыва в случае возникновения лесного пожара может повлечь распространение пожара на территорию населенного пункта, а тушение пожаров при недостатке воды приводит к осложнению обстановки на пожаре, создает дополнительные трудности в его тушении. Статистика показывает, что на протяжении ряда последних лет практически неизменным остается обстоятельство и условие развития пожара до крупных размеров - неудовлетворительное противопожарное состояние объекта.
Возражение на исковое заявление от администрации с.п. Локосово Сургутского района не поступили.
В судебном заседании прокурор Дегтева А.П. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица исполняющий обязанности начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району, заместитель начальника отдела - начальника отделения дознания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Батраков А.А. полагал заявленные требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель ответчика администрации с.п. Локосово Кучумов Д.А. исковые требования не признал, пояснил, что им неизвестно каким образом необходимо устранять установленные должностными лицами нарушения.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Выполнение противопожарных расстояний является одним из видов мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1, 2 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1, 2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с пунктом 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила), руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже двух раз в год (весной и осенью), с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
Требования по обустройству и обновлению противопожарных минерализованных полос вокруг населенных пунктов установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила противопожарного режима).
В соответствии с пунктом 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. N 1479 в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Согласно пункту 4.14 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утв. Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288 (далее - СП 4.13130.2013), противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м. Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 м.
Кроме того, пунктом 70 Правил противопожарного режима установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Пунктом 74 Правил противопожарного режима предусмотрена обязанность создания защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами. Указано, что противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
В соответствии с п. 417 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 года N 1479, перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, и начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.
Как следует из материалов дела, приказом департамента гражданской защиты населения ХМАО –Югры от 04.03.2022г. № 2-нп, утвержден перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2022году, в который включен с.п. Локосово Сургутского района.
29.04.2019г. отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре проведена проверка с.п. Локосово, которой установлено нарушение ст.ст.4,6,62-63,69 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.5* приложения 1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 4.14 СП4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям»; п.п. 55,80, 78, 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах об организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 9.28 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение наружные сети и сооружения»; п.8.6 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», выразившиеся в том, что противопожарные расстояния не обеспечивают нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений (в противопожарном разрыве (противопожарном расстоянии) имеется растительность в виде деревьев лиственных и хвойных пород высотой до 4 метров); органом местного самоуправления не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенном пункте <адрес>, <адрес>); у пожарных водоемов не установлены соответствующие указатели ( <адрес>. <адрес>); не обеспечена доступность подъезда пожарной техники к пожарным водоемам (<адрес>).
25.05.2020г. отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре внесено предостережение администрации с. Локосово о недопустимости нарушения обязательных требований, в связи с тем, что 18.05.2020г. в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования территории с. Локосово Сургутского района установлено, что в нарушение ст.ст.4,6,69 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.5* приложения 1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 4.14 СП4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям»; п.п. 78, 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 на территории с. Локосово не обеспечено противопожарное расстояние от границ застройки по <адрес> до лесных массивов. Противопожарные расстояния не обеспечивают нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений (в противопожарном разрыве (противопожарном расстоянии) имеется мусор, порубочные остатки, растительность в виде деревьев лиственных и хвойных пород, сухой травы.
29.04.2021г. отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре внесено предостережение администрации с. Локосово о недопустимости нарушения обязательных требований, в связи с тем, что в результате проведенной проверки 29.04.2021г. установлено, что в нарушение п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. № 1479 по адресу: <адрес>, не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенном пункте – по факту водоемы № 1 и № 2 являются бесхозяйными, а также находятся в неисправном состоянии.
05.05.2022г. отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре внесено администрации с Локосово предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в связи с тем, что в результате проверки в период с 20.04.2022г. по 05.05.2022г. установлено, что в нарушение ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст.6,62-63,68,69 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п.74 - 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. № 1479, п.п. 4.1, 4.2, 5.1,5.2 таблица 1 и 2, п.п. 8.9, 10.4 СП 8.13130.2020 «Свод правил. Системы противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», п.п. 2.11, 2.12 таблица 5 и 6, п. 9.30 Снип 2.04.02-84* «Строительные нормы и правила. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», п.5* приложения 1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 4.14 СП4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям»; органом местного самоуправления не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения. Территория населенного пункта д. Верхнемысовая Сургутского района не имеет источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в радиусе 200метров объектов жилого фонда. Так же часть территории населенного пункта с. Локосово Сургутского района не имеет источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в радиусе 200 метров объектов жилого фонда, расположенных на <адрес>; не созданы – отсутствуют условия для забора воды в период низких температур из источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары №№1 и 2), расположенных рядом с зданием филиала МБОУ «Солнечная СОШ № 1» - «Локосовская СШ – детский сад имени З.Т. Скутина» по адресу: <адрес>; В населенном пункте д. Верхнемысовая противопожарный разрыв вокруг населенного пункта д.Верхнемысовая, утвержденный постановлением администрации сельского поселения Локосово Сургутского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 27.09.2021г. № 113-нпа, не обеспечивает нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений, противопожарные расстояния до зданий и сооружений сельского населенного пункта составляют менее 15м. (в районе застройки западной, северной и северо-восточной части населенного пункта), в противопожарном расстоянии имеется растительность в виде кустарников, деревьев лиственных и хвойных пород. Так же на территории населенного пункта не созданы защитные противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 1,5 метра, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах.
08.08.2022г. Филиал КУ «Центроспас - Югория» по Сургутскому району в письме сообщил, что с июня 2022г. в с.п. Локосово выявлен неисправный пожарный водоем № 5, расположенный по адресу: <адрес>, который не заполнен водой.
Согласно сообщений Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 09 и 08.08.2022г., за 2022г. на территории Ханты-Мансийского автономного округа –Югры произошел 1601 техногенный пожар, на которых погибло 36 человек, травмировано 63 человека. В результате произошедших пожаров уничтожено 110 и повреждено 900 строений, уничтожен 29 и повреждено 171 единиц техники. Помимо этого, на 08.08.2022г. на территории Ханты-Мансийского автономного округа –Югры произошло 303 лесных пожара на общей площади 99 529 Га, так же по состоянию на 08.08.2022г. на территории Сургутского района произошло 116 техногенных пожаров, на которых погибло 2 человека, травмировано 6 человек. В результате произошедших пожаров уничтожено 6 и повреждено 82 строения, уничтожено 1 и повреждена 21 единица техники Помимо этого по состоянию на 08.08.2022г. на территории Сургутского района произошло 15 лесных пожаров на общей площади 281 Га. В результате лесных пожаров потери древесины на корню составили 5231 куб.м.
В материалах дела отсутствуют сведения, свидетельствующие об исчерпывающем соблюдении с апреля 2019г. администрацией с.п. Локосово вышеуказанных положений нормативных правовых актов.
В судебном заседании представитель ответчика не ссылался на обстоятельства, указывающие на отсутствие нарушений, установленных государственным органом требований пожарной безопасности, либо на устранение, установленных государственном органов нарушений требований Правил пожарной безопасности.
Оценив в совокупности представленные доказательства, в порядке ст. статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что администрацией с.п. Локосово не исполняются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта муниципального образования и данные бездействия администрации с.п. Локосово по решению вопросов местного значения, выразившиеся в не принятии мер к устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности, влекут нарушения прав граждан на безопасность их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, поскольку нарушения противопожарной безопасности, выявленные на территории сельского поселения Локосово влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о доказанности требований прокурора о невыполнении органом местного самоуправления требований приведенных нормативных актов и возможности удовлетворения исковых требований прокурора Сургутского района.
Исходя из положений ст. 187 КАС РФ, суд, принимая во внимание характер исковых требований, считает необходимым установить предельный срок исполнения решения суда – не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2019░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░; ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░; ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1,5 ░░░░░; ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №№ 1, 2, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░ №1» - «░░░░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░ 16; ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░; ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1,5 ░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №№ 1, 2, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░ №1» - «░░░░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░ 16; ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2022░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░ ░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2022 ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-1366/2022
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░-░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
_____________________________ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░