Дело № 2а-1314/2023
УИД 33RS0003-01-2023-001116-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2023 года г. Владимир
Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Баларченко П.С.,
при секретаре Луканине М.О.,
с участием представителя административного ответчика Смирновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Соловьевой Т.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ......, начальнику Управления выплаты пенсий и социальных выплат Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ...... Скворцовой М.А. о признании незаконным действий о взыскании после 31.03.2022 денежных средств с пенсии должника в размере 20%, обязании установить ко взысканию 50% пенсии должника, взыскании государственной пошлины в размере 300 рублей и судебных расходов в размере 10000 рублей,
установил:
индивидуальный предприниматель Соловьева Т.А. обратилась в суд с административным иском к начальнику Управления выплаты пенсий и социальных выплат Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ...... Скворцовой М.А. о признании незаконным действий о взыскании после 31.03.2022 денежных средств с пенсии должника в размере 20 %, обязании установить ко взысканию 50 % пенсии должника, взыскании государственной пошлины в размере 300 рублей и судебных расходов в размере 10000 рублей.
Административное исковое заявление мотивировала тем, что 03.06.2022 ею в адрес административного ответчика направлено заявление об исполнении судебного акта организацией, выплачивающей должнику Агагюлову Р.М.о периодические платежи с приложением оригинала исполнительного документа №ФС №... по делу №2-1624/2021, указав в заявлении об удержаниях с должника 50 % со страховой пенсии по возрасту.
08.02.2023 истцом в адрес ответчика направлено обращение о предоставлении информации о размере удержаний из пенсии должника в пользу взыскателя ИП Соловьевой Т.А.
21.02.2023 взыскателем получен ответ о том, что удержание будет производиться в размере 20 %, основания для изменения процента удержания отсутствуют. При этом по мнению административного истца ответ не содержал должной аргументации, не указывал на фактические обстоятельства, в соответствии с которыми удержание будет производиться в размере 20%.
Административный истец указывает, что в соответствии с ч.3 ст.29 Федерального закона «О страховых пенсиях», удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с абз. 2 п. 24 редакции № 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.08.2021 №545н, удержание из установленной пенсии по исполнительным документам, поступившим на исполнение в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно от взыскателя производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в размере, не превышающем 20 процентов пенсии.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 №АКПИ22-32 указанный пункт признан незаконным.
Должностное лицо пенсионного фонда не может самостоятельно устанавливать процент удержания денежных средств без наличия исключительных обстоятельства (наличие которых должно подтверждаться самим должником) и делать это произвольно.
Исходя из изложенного просит признать незаконным действие должностного лица территориального Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ...... Скворцовой М.А. о взыскании после 31.03.2022 денежных средств с пенсии должника в размере 20%; обязать должностное лицо территориального Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ...... Скворцову М.А. установить ко взысканию 50% пенсии должника; взыскать судебные расходы в размере 10000 рублей с административного ответчика в лице территориального Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ......; взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
В порядке подготовки и в ходе рассмотрения административного дела определениями суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ......, в качестве заинтересованного лица – УФССП России по .......
Административный истец Соловьева Т.А., будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. При обращении с административным иском ходатайствовала о его рассмотрении в своё отсутствие (л.д.5).
В судебном заседании представитель административного ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ...... по доверенности Смирнова Е.А. административные исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Административный ответчик начальник Управления выплаты пенсий и социальных выплат Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ...... Скворцова М.А., представитель заинтересованного лица УФССП России по ......, заинтересованное лицо Агагюлов Р.М. о в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом мнения представителя административного ответчика судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явка которых обязательной не является и таковой не признана судом.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено, что 09.09.2021 Ковровским городским судом Владимирской области выдан исполнительный документ серии ФС №... по делу №2-1624/2021 в отношении Агагюлова Р.М. о о взыскании с него задолженности по кредитному договору №... от 11.11.2013 в пользу ИП Соловьевой Т.А. в размере 47234 руб. 70 коп.
Исполнительный документ по заявлению ИП Соловьевой Т.А. от 03.06.2022 был принят ОСФР по ...... к исполнению для удержания с пенсии Агагюлова Р.М. о денежной суммы в указанном размере в пользу ИП Соловьевой Т.А.
Агагюлов Р.М. о с 25.03.2015 является получателем страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно материалам дела, с июля 2022 с пенсии Агагюлова Р.М. о пенсионным органом производятся удержания в пользу ИП Соловьевой Т.А. в размере 20% от размера его пенсии.
08.02.2023 ИП Соловьева Т.А. обратилась в ОСФР по ...... с заявлением о предоставлении сведений о размере удержаний с пенсии Агагюлова Р.М.о
На обращение ИП Соловьевой Т.А. начальником Управления выплаты пенсий и социальных выплат Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области Скворцовой М.А. 21.02.2023 дан ответ об удержании из пенсии должника Агагюлова Р.М. о по исполнительному листу в размере 20% в счет погашения взысканной суммы.
Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1).
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 2).
Одной из мер принудительного исполнения согласно пункту 2 части 3 статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.
Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (ст. 99 ч. 2 Закона N 229-ФЗ).
Страховая пенсия по старости отнесена законодателем к виду обеспечения по обязательному социальному страхованию, на который может быть обращено взыскание по исполнительному документу.
Поскольку положения части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве и части 3 статьи 29 Закона о страховых пенсиях предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов, в том числе страховой пенсии должника, судебный пристав-исполнитель обязан устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника и обеспечивал необходимый уровень его существования.
По смыслу частей 2, 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке (ч. 1).
Удержание производится в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 2).
Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 3).
По смыслу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, исполнение судебного решения, в том числе вынесенного в пользу кредитора в случае нарушения должником гражданско-правового обязательства перед ним, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что требует от государства в лице законодателя принятия необходимых мер по обеспечению его реализации.
Обеспечивая возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав управомоченного в силу гражданско-правового обязательства лица (кредитора, взыскателя), законодатель должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности, в частности, требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в данном случае - права лица обязанного (должника), когда в рамках исполнительного производства возникает необходимость обращения взыскания на принадлежащее ему на праве собственности имущество, с тем чтобы не умалялось достоинство личности и не нарушались социально-экономические права граждан (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, законодательная регламентация обращения взыскания по исполнительным документам должна осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех участников исполнительного производства с законодательным установлением пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание прав должника и одновременно отвечающих интересам защиты прав кредитора (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2007 №10-П).
Сама по себе такая возможность согласуется с задачами исполнительного производства, включающими правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в противном случае ставился бы под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения о взыскании денежных средств с должников-граждан, которые не имеют иного дохода, кроме пенсии.
Судом также установлено, что размер пенсии должника Агагюлова Р.М. о с 25.03.2015 составлял ...... руб. 52 клоп., с 01.01.2023 размер пенсии должника составляет ...... руб. 50 коп. Согласно справке ОСФР по ...... по состоянию на май 2023 года удержано 32167 руб. 96 коп., остаток задолженности составляет 15066 руб. 74 коп., при этом удержания из пенсии производятся ежемесячно.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» в 2023 году величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения для пенсионеров установлена 12 362 рубля.
Направленный взыскателем в пенсионный орган исполнительный документ не содержит указания на размер удержания, которое необходимо производить из пенсии должника, таким образом, суд, с учетом суммы задолженности, имущественного положения должника, находит, что размер удержаний, определенный из пенсии должника в счет исполнения судебного решения отвечает задачам и принципам исполнительного производства; увеличение размера удержаний по исполнительному документу не обеспечивает баланс интересов сторон, ставит в неравное положение участников рассматриваемых правоотношений.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, суммы задолженности, суд приходит к выводу, что административными ответчиками не допущено нарушение требований действующего законодательства, прав и законных интересов взыскателя ИП Соловьевой Т.А., размер удержаний из пенсии должника установлен в соответствии с положениями приведенных правовых норм, интересов участников исполнительного производства, разумности сроков исполнения решения суда, оснований для установления максимального размера удержаний в 50% из пенсии должника, не установлено, увеличение размера удержаний по исполнительному документу не будет обеспечивать баланс интересов сторон, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований о признании незаконными действий ответчика.
То обстоятельство, что Решением Верховного Суда РФ от 31.03.2022 №АКПИ22-32 абзац второй пункта 24 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.08.2021 №545н, признан недействительным, не свидетельствует о незаконности действий административных ответчиков.
Оснований для увеличения размера удержаний из пенсии должника на момент рассмотрения дела суд не находит.
Поскольку судом отказано административному истцу в удовлетворении требований о признании незаконным действий должностных лиц, оснований для взыскания с ОСФР по ...... судебных расходов и расходов по уплате государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ......, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ...... ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 31.03.2022 ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20%, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 50% ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000 ░░░░░░,- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
......
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░