Дело 2а-250/2022
УИД 28RS0011-01-2022-000468-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2022 года с. Новокиевский Увал
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре Суровской А.Н.,
с участием административного истца Зубковой З.В., помощника прокурора Мазановского района Амурской области Жироноклеевой Т.А.., представителя административного ответчика администрации Мазановского района Амурской области Чернышовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Мазановского района Амурской области в интересах Зубковой Зинаиды Васильевны, Зубкова Степана Евгеньевича, Зубкова Павла Степановича, Зубкова Захара Степановича, Зубкова ЕгораСтепановича, Зубковой Валерии Степановны к администрации Мазановского района Амурской области, о признании распоряжения администрации Мазановского района от 20.12.2021 № 687-р «О дальнейшем использовании многоквартирного дома, сроках отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу", противоречащим законодательству в части установления срока для расселения жильцов многоквартирного дома, возложении обязанности на администрацию Мазановского района Амурской области установить разумный срок расселения граждан,
установил:
и.о. прокурора Мазановского района Амурской области, действуя в интересах Зубковой З.В., Зубкова С.Е., Зубкова П.С., Зубкова З.С., Зубкова Е.С., Зубковой В.С. к администрации Мазановского района Амурской области, администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области с указанным административным иском, в обоснование которого указал, что по результатам прокурорской проверки выявлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: -- 2, распоряжением администрации Мазановского района Амурской области от 20 декабря 2021 года № 687-р признан аварийным и подлежащим сносу. Указанным распоряжением срок отселения жильцов многоквартирного дома установлен не позднее 31 декабря 2032 года, который полагает определенным без учета фактического состояния дома, угрожающего жизни и здоровью граждан, а потому не отвечающим требованиям разумности.
Просит суд признать распоряжение администрации Мазановского района от 20 декабря 20 декабря 2021 № 687-р «О дальнейшем использовании многоквартирного дома,сроках отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным иподлежащим сносу» противоречащим законодательству в части установления срока для расселения жильцов многоквартирного дома по адресу: --, кв. №-- -- отселения - до 31 декабря 2032 года. Возложить обязанность на администрацию Мазановского района установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: --, кв. №-- в --, т.е не позднее --.
В письменном отзыве ответчик администрация Мазановского района Амурской области административный иск прокурора не признала, указала, что действующим законодательством не предусмотрены требования о незамедлительном отселении или о конкретных сроках отселения жильцов многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.Возможность финансирования переселения граждан из спорного многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2017 года, имеется только при продлении сроков реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 – 2025 годов». По состоянию на 9 сентября 2022 года жилые помещения признанные аварийными и непригодными после 1 января 2017 года не могут бытьвключеныв государственную программу.
Глава администрации Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области Слатвинский В.Н.,возражая против удовлетворения административных требований прокурора в письменном отзыве указал аналогичные доводы, изложенные в письменном отзыве администрации Мазановского района Амурской области.
Всудебномзаседанииадминистративный истец старший помощник прокурора Мазановского района Амурской области Жирноклеева Т.А. исключила из числа ответчиков администрацию Дмтриевского сельсовета Мазановского района и просила суд привлечь его в качестве заинтересованного лица.
По ходатайству прокурора, участвующего в деле, с учетом мнения истца Зубковой З.В., представителя ответчика- администрации Мазановского района Чернышовой О.А., суд, руководствуясь положениями ст. 37 КАС РФ, исключил из числа ответчиков администрацию Дмтриевского сельсовета Мазановского района и привлек его в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора Мазановского района Амурской области Жирноклеева Т.А. настаивала на удовлетворении административных исковых требованиях к администрации Мазановского района в полном объеме, пояснила, чтообщее состояние аварийного дома аварийное и является опасным для нахождения и проживания в нём людей, в том числе несовершеннолетних. Органами местного самоуправления при обнаружении многоквартирного дома аварийным, должен принять незамедлительно меры по расселению проживающих в нём граждан. Администрацией Мазановского района не принимается каких-либо мер расселению семьи Зубковых из аварийного жилья. Распоряжением срок отселения жильцов многоквартирного дома установлен не позднее 31 декабря 2032 года, который полагает определенным без учета фактического состояния дома, угрожающего жизни и здоровью граждан, а потому не отвечающим требованиям разумности.
Административный истец Зубкова З.В. просила суд исковые требования удовлетворить, пояснила,что проживает с малолетними детьми в --, в -- никто не проживает. Собственниками квартиры являются каждый член семьи.они все в долевой собственности. В этом доме проживать невозможно, везде трещины, входная дверь отошла, в четвертый раз меняют дверь, в доме были заменены окна, фундамент треснул, в зале от стены отошла часть стены. Они покупают много дров, печь в доме топится постоянно, фундамент дома и печка треснули.
Представитель административного ответчика администрации Мазановского района Амурской областиЧернышова О.А.в судебном заседании административный иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыв, дополнила, чтоадминистрация Мазановского района может принимать решение о сроках отселения, но законодательство их не обязывает устанавливать конкретные сроки, они их устанавливают как можно позже, в связи с тем, что в настоящее время они не могут дать гарантию, что дома признанные аварийными после 01.01.2017 года будут переселены в определённый промежуток времени. Согласно переписки с Министерством ЖКХ и Министерством строительства сначала будут переселены дома признанные аварийными до 01.01.2017 года.В рамках законодательства установлено, что сроки отселения могут быть только тогда, когда будет исполняться программа на уровне субъекта, то есть государственная программа, они не являются содержателями данной программы, разработчиками, они являются только участниками при условии, что между Министерством строительства и администрацией района будет заключено соответствующее соглашение на выделение денежных средств в рамках этой программы.Если произойдут изменения в Программе и на уровень района будут доведены лимиты на приобретение жилых помещений переселения граждан, признанных после 01.01.2017 соответственно они будут вносить изменения в свои распорядительные акты, где будут установлены сроки отселения граждан, чьи жилые помещения признаны аварийными, либо непригодными для проживания. В настоящее время у них нет таких прав признавать эти сроки отселения не законными и менять их на более ранние сроки.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Мазановского района по обращению Зубковой З.В., Зубкова С.Е. и их несовершеннолетних детей проживающих по адресу: -- проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона в части срока отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости Зубкова З.В., Зубков С.Е., Зубков П.С., Зубков Е.С., Зубкова В.С., Зубков З.С. являются собственниками жилого помещения расположенного по адресу: --.
Из справки Дмитриевского сельсовета Мазановского района Амурской области от 6 декабря 2022 года № 313 следует, что Зубкова З.В., зарегистрирована и проживает по адресу: --. Совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы и проживают: муж- Зубков С.Е., сын – Зубков П.С., сын- Зубков Е.С., дочь – Зубкова В.С., сын - Зубков З.С.
На основании заключения ООО проектно-строительное объединение «Благовещенскпроект», акта обследования помещения от 22 ноября 2021 года № 81 и заключения межведомственной комиссии Мазановского района Амурской области от 22 ноября 2021 года № 81 многоквартирный жилой дом по адресу: --, признан аварийным и подлежащим сносу.
Администрацией Мазановского района Амурской области 20 декабря 2021 года принято распоряжение № 687-р «О дальнейшем использовании многоквартирного дома, сроках отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу», согласно абз. 2 п. 1.3.2 которого срок отселения граждан из многоквартирного дома установлен до 31 декабря 2032 года.
Полагая данный срок неразумным и не отвечающим требованиям законодательства, прокурор Мазановского района Амурской области обратился в суд с настоящим административным иском.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу с ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Согласно п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение), основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Пунктом 42 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения.
Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия может принять решение, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 49 Положения установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие на основании полученного заключения комиссии решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из приведенных законоположений следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления и должно быть принято с учетом степени разумности и справедливости, наличия фактической возможности дальнейшего проживания граждан в аварийном доме.
В этой связи при установлении факта представления состояния жилого помещения опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и сроков сноса дома, финансовых возможностей органа местного самоуправления для реализации возложенных на него полномочий.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Из имеющегося в материалах дела заключения специализированной организации ООО Проектно-строительное объединение «Благовещенспроект» 2021 года следует, что по результатам обследования технического состояния многоквартирного дома по адресу: --, установлено, что двух квартирный жилой-- в --а -- следует признать аварийным, несоответствующим нормам безопасности, непригодным для проживания. Выполнение, конструктивных мероприятий по восстановлению до работоспособного уровня несущих и ограждающих конструкций дома технически возможно (реконструкция или капитальный ремонт), однако экономически нецелесообразно, наиболее приема вариантом является снос дома.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что состояние указанного многоквартирного дома ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих в нем граждан.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден Президиумом Верховного Суда РоссийскойФедерации 29 апреля 2014 года) определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если при рассмотрении жалоб на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов судами будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодногодля проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Учитывая приведенные разъяснения, а также то обстоятельство, что спорный многоквартирный дом представляет опасность для жизни и здоровья людей, их имуществу по причине его аварийного состояния, суд приходит к выводу о необоснованности и неразумности установления органом местного самоуправления срока отселения граждан до 31 декабря 2032 года, поскольку столь длительное непринятие органом местного самоуправления мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещенияхмногоквартирного дома, а также длительное непринятие мер, предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, по изъятию земельного участка и жилых помещений у собственников аварийного дома, не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, влечет ущемление их прав и интересов на благоприятную среду проживания, создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, их имущества.
При таких обстоятельствах оспариваемое распоряжение администрации Мазановского района Амурской области от 20 декабря 2021 года № 687-р «О дальнейшем использовании многоквартирного дома, сроках отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан из многоквартирного дома подлежит признанию незаконным.
Обстоятельства, на которые ссылается административные ответчики: признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу после 2017 года и отсутствие финансирования в рамках программных мероприятий для таких домов, рекомендации министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, не обосновывают установленный им срок отселения жильцов «до 31 декабря 2032 года», в связи с чем данные доводы административного ответчика не могут быть признаны судом состоятельными.
Принимая во внимание техническое состояние дома, длительность проживание жильцов в доме после признания его аварийным, необходимость выполнения определенных действий по переселению жильцов аварийного многоквартирного дома в иное жилое помещение, заявительный порядок такого переселения, суд считает необходимым возложить на администрацию Мазановского района Амурской области обязанность установить разумный срок отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: --, №--,2 – не превышающий 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу, который по мнению суда будет отвечать требованиям разумности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 20.12.2021 № 687-░ "░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2021 № 687-░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: --, ░░. №-- -- ░░░░░░░░░ - ░░ 31 ░░░░░░░ 2032 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: --, ░░. №-- ░ --, ░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.