Дело №а-1127/2024
54RS0№-03
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации30 января 2024 года <адрес>Центральный районный суд <адрес> в составе:Председательствующего судьи Александровой Е.А.,при секретаре судебного заседания Борисовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ворониной Н. В. к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес>, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> о признании безнадежной ко взысканию суммы недоимки по налогам,
у с т а н о в и л:
Воронина Н.В. обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам, в котором, с учетом уточнений, просит признать безнадежной ко взысканию налоговым органом недоимки: по транспортному налогу за 2014 год, в сумме 23 320,42 руб., из них 15 569 руб. по налогу, 7 751,42 руб. по пене в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, обязать административного ответчика списать указанную безнадежную к взысканию сумму недоимки и всю задолженность по пене, которая образуется на день вступления решения суда по данному делу в законную силу, с лицевого счета административного истца.
В обоснование иска указано, что административный истец в соответствии со статьями 57, 358 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком транспортного налога.
В связи с образовавшейся задолженностью по взысканию транспортного налога с административного истца, по иску налогового органа было вынесено решение суда о взыскании с административного истца транспортного налога. Налоговым органом получены исполнительные листы от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в налоговый орган по месту регистрации было направлено обращение с просьбой и в соответствии с законодательством Российской Федерации о списании задолженности по транспортному налогу.
Между тем, согласно ответу из налогового органа, у административного истца имеется задолженность по транспортному налогу и пене, а основания для списания транспортного налога отсутствуют в связи с отсутствием постановления об окончании исполнительного производства.
Однако, исполнительное производство возбуждено не было, исполнительные документы не предъявлялись.
Полагая, что в настоящее время, налоговый орган утратил право на взыскание задолженности, поскольку сроки для взыскания истекли, истец обратилась в суд.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом.
Представитель административного истца – Воронин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования, с учетом уточнений, поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков – Ионов С.Е., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал.
Выслушав мнение представителя административного истца, административных ответчиков, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судебным разбирательством установлено, что в собственности административного истца в период с 2014 г по 2015 г. находился автомобиль марки БМВ Х5, в связи с чем административный истец в соответствии со статьями 57, 358 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком транспортного налога.
В связи с образовавшейся задолженностью по взысканию транспортного налога с административного истца, Межрайонной ИФНС России № по <адрес> было подано заявление о вынесении судебного приказа мировому судье <адрес>, по заявлению административного истца судебный приказ был отменен.
Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в Калининский районный суд <адрес> было подано исковое заявление о взыскании задолженности с административного истца, судом рассмотрено административное дело №а-1787/2019, по которому вынесено решение о взыскании с административного истца транспортного налога.
Налоговым органом получены исполнительные листы от ДД.ММ.ГГГГ ФС № от ДД.ММ.ГГГГ ФС №.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в налоговый орган по месту регистрации было направлено обращение с просьбой о списании задолженности по транспортному налогу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно направленному в адрес административного истца ответа из налогового органа, административный истец имеет задолженность по транспортному налогам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отрицательное сальдо единого счета составляет - 23 320.42 руб., в том числе - 15 569,00 руб. по налогу, -7 751,42 руб. по пене. Основания для списания транспортного налога отсутствуют в связи с отсутствием постановления об окончании исполнительного производства (л.д. 5-7).
Согласно ответу МИФНС № на запрос суда, по сведениям службы судебных приставов данные исполнительные листы в их адрес не поступали в связи с чем, исполнительное производство не возбуждено. Дальнейшие меры взыскания в отношении недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в сумме 23 320,42 руб., из них 15 569,00 руб. по налогу, 7 751,42 руб. по пене налоговым органом не принимались.
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, при этом оно должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 70 указанного кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
Учитывая, что налоговым органом исполнительные документы от ДД.ММ.ГГГГ не были предъявлены к исполнению в службу судебных приставов, административным ответчиком в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал мер по взысканию этих сумм, тем самым задолженность, отраженная в лицевом счете налогоплательщика является безнадежной ко взысканию.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований административного истца, поскольку налоговым органом утрачена возможность взыскания с Ворониной Н.В. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 23 320,42 руб., из них 15 569 руб. по налогу, 7 751,42 руб., по пене в связи с истечением срока взыскания в принудительном порядке.
Сохранение указанной задолженности на лицевом счету налогоплательщика, нарушают интересы административного истца.
Учитывая, что на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № по <адрес> возложены функции по взысканию задолженности по налогам, исполнение решения суда в части списания безнадежной к взысканию суммы недоимки, необходимо возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № по <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░, ░ ░░░░░ 23 320,42 ░░░., ░░ ░░░ 15 569 ░░░. ░░ ░░░░░░, 7 751,42 ░░░. ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «13» ░░░░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░