Дело №а-1665/23
25RS0№-66
Мотивированное решение
изготовлено 17.03.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2023 года <адрес>,
<адрес>А
Фрунзенский районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи О.О.Ясинской, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании действий незаконными, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий ФИО1 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее - ФИО1 по <адрес>) по приостановке и регистрации прекращения права собственности ФИО2 на квартиру расположенную по адресу: <адрес>, а также возложить на ФИО1 по <адрес> обязанность устранить допущенное нарушение и отменить государственную регистрацию прекращения права собственности ФИО2 на указанную квартиру.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что 31.07.2015г. между ней и ФИО5 заключен договор купли-продажи имущества. 03.09.2015г. заключено дополнительное соглашение к данному договору. 24.09.2015г. ФИО1 по <адрес> за ней зарегистрировано право собственности на имущество расположенное по адресу: <адрес>. 25.04.16г. Ленинским районным судом <адрес> договор купли-продажи квартиры признан недействительным, а также прекращено право собственности ФИО2 на указанную выше квартиру, зарегистрированное ФИО1 по <адрес> 24.09.2015г. дата решением Ленинского районного суда ФИО5 отказано в применении последствий недействительности сделки. 10.01.2023г. данное решение было передано в ФИО1 по <адрес>. 25.01.2023г. ФИО1 по <адрес> приостановило регистрацию отмены прекращения права собственности.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и месте слушания дела уведомлена надлежаще.
ФИО1 по <адрес> по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения искового заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что дата с учетом вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда <адрес> от дата по делу №, определения апелляционной инстанции, право собственности ФИО2 на спорный объект было прекращено. В решении суда по делу № отсутствует указание на применение последствий недействительности сделки и восстановлении права прежнего собственника. В решении суда о применении последствий недействительности сделки в качестве последствий для внесения записи в ЕГРН должно быть прямо указано на восстановление таких записей. Отсутствие в решении суда прямого указания препятствует восстановлению записей о праве собственности в ЕГРН, в связи с чем, прекращение права собственности ФИО2 на спорный объект недвижимости осуществлено ФИО1 в соответствии с нормами действующего законодательства. В соответствии с положениями Закона № 218-ФЗ документы, представленные на государственную регистрацию, должны бесспорно подтверждать возникновение права собственности заявителя. Однако, правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права собственности ФИО2 на спорную квартиру в ФИО1, представлены не были. дата ФИО2 качестве документа- основания для проведения учетно- регистрационного действия было представлено решение Ленинского районного суда <адрес> от дата, в резолютивной части которого суд отказал ФИО5 к ФИО2 о применении последствий недействительности сделки. В связи с чем, вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности ФИО2 на спорную квартиру, поскольку заявителем не представлены документы подтверждающие право собственности на объект недвижимости. дата в ФИО1 поступило заявление ФИО2 о прекращении государственной регистрации права собственности, в связи с чем государственная регистрация была прекращена. В настоящий момент в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено, что дата ФИО2 в ФИО1 по <адрес> через КГАУ «МФЦ <адрес>» подано заявление о государственной регистрации права собственности на квартиру с кадастровым номером ФИО8, расположенную по адресу: <адрес>.
В качестве документа основания на государственную регистрацию ФИО2 было представлено решение Ленинского районного суда <адрес> от дата по делу №.
ФИО1 по <адрес> от дата ФИО2 уведомлена о приостановлении государственной регистрации прав до дата в соответствии с п.5 ст.26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», заявителю предложено представить иной документ, подтверждающий право на спорный объект недвижимости.
Оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемых действий и отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимости имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от дата № ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пп. 3 и 5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия ФИО1 заявителя (если с заявлением обращается его ФИО1); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных ст.26 и 27 Федеральным законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
При этом необходимо отметить, что решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов (ч.1 ст.26, п.3 ч.1 ст.29, ч.11 ст.64, ст.65 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что дата на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда <адрес> от дата по делу №, право собственности ФИО2 на объект - квартиру с кадастровым номером ФИО9, расположенную по адресу: <адрес>, было прекращено.
Так, согласно резолютивной части решения суда право собственности ФИО2 на спорный объект прекращено.
В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В связи с чем, действия административного ответчика по прекращению права собственности ФИО2, на указанную квартиру осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодатальства.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда <адрес> по делу №а-4902/2019 от дата.
дата истец через КГАУ «МФЦ <адрес>» в ФИО1 по <адрес> подала заявление о государственной регистрации права собственности на квартиру с кадастровым номером ФИО10, расположенную по адресу: <адрес>.
В качестве документа основания для проведения государственной регистрации права ФИО2 было представлено решение Ленинского районного суда <адрес> от дата по делу №.
Согласно резолютивной части решения суда в удовлетворении требований ФИО5 к ФИО2 о применении последствий недействительности сделки отказано.
Из решения Ленинского районного суда <адрес> от дата по делу №, не следует, что у ФИО2 возникает право собственности на спорную квартиру, поскольку решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
При этом в соответствии с нормами процессуального законодательства общеобязательным для исполнения всеми органами государственной власти, юридическими и физическими лицами является содержание резолютивной части судебного акта.
В соответствии с положениями Федерального закона № 218-ФЗ документы, представленные на государственную регистрацию, должны бесспорно подтверждать возникновение права собственности заявителя.
Однако, правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права собственности ФИО7 на спорную квартиру в ФИО1 по <адрес> вместе с заявлением представлены не были. В связи с чем, 23.01.2023г. государственная регистрация права собственности была приостановлена в соответствии с п.5 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ.
дата ФИО2 через КГАУ «МФЦ <адрес>» в ФИО1 по <адрес> подано заявление о прекращении осуществления государственной регистрации права и возврате ранее поданных документов.
дата заявитель уведомлен о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права на основании заявления от дата.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений действиями государственного регистратора по приостановлению и прекращению права собственности ФИО2 на спорную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, прав административного истца.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░