Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-292/2023 от 27.06.2023

УИД 24RS0026-01-2023-000136-56

                            Дело № 2а-292/2023

                                    

                 Р Е Ш Е Н И Е

         Именем Российской Федерации

25 августа 2023 года                                с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

при секретаре Чернышовой Г.А.,

с участием представителя административного ответчика Дорошенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю к Кузьминой С. В. о взыскании пени по страховым взносам и налогу

                У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю) предъявила административный иск к Кузьминой С.В. о взыскании недоимки по страховым взносам, указав, что административный ответчик в период с 04.12.2015 г. по 08.12.2017 г. состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, в силу ст. 419 НК РФ, являлась плательщиком страховых взносов. Однако обязанность по уплате страховых взносов надлежаще не исполнялась.

В связи с несвоевременной уплатой налогов и взносов, налоговым органом на основании ст. 75 НК РФ, произведено начисление пени.

Ссылаясь на данные обстоятельства, налоговый орган просит взыскать с административного ответчика пени по единому налогу на вмененный доход за период с 30.01.2019 г. по 19.12.2021 г., с 26.01.2019 г. по 19.12.2021 в размере 12958,69 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за период с 26.01.2019 г. по 19.12.2021 г. в размере 4901,64 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФССП за период с 26.01.2019 г. по 19.12.2021 г. в размере 908,03 руб., а всего взыскать 18768,36 руб.

Решением Каратузского районного суда от 18.05.2023 г., принятым в порядке упрощенного (письменного) производства, требования административного истца удовлетворены.

Определением суда от 19.06.2023 г. указанное решение отменено и административное дело рассмотрено по общим правилам судопроизводства.

Представитель административного истца- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю, в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще и своевременно, что подтверждено документально (почтовым уведомлением о вручении, содержащим сведения о получении судебного извещения 17.08.2023 г.).

Обязательной явка административного истца судом не признавалась.

Представитель административного ответчика Кузьминой С.В.- Дорошенко Е. В. (полномочия подтверждены доверенностью от 01.09.2022 г., удостоверенной нотариусом Каратузского нотариального округа, наличие высшего юридического образования подтверждено дипломом) административный иск не признала, заявив о пропуске срока для обращения в суд с требованием о взыскании пени по страховым взносам, а также единому налогу на вмененный доход. Указала, при этом, на отмену судебных приказов, выданных в 2019 г. о взыскании с Кузьминой С.В. недоимки по единому налогу на вмененный доход и страховым взносам, в связи с чем основная задолженность по взносам не взыскивалась. Просила отказать в удовлетворении иска.

Признав, в силу положений ст. 150 КАС РФ, возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что административный ответчик Кузьмина С. В. с 04.12.2015 г. по 08.12.2017 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. С 08.12.2017 г. данный статус прекращен, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ, индивидуальные предприниматели-плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 2 п. 2 ст. 425 НК РФ.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую или иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату снятия с учета в налоговых органах включительно.

Статьей 245 НК РФ предусмотрены тарифы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 75 НК РФ в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки уплачивается пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Поскольку Кузьмина С.В. до 08.12.2017 г. являлась индивидуальным предпринимателем, то на неё законодательно возложена обязанность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование.

Обращаясь в суд с административным иском, Инспекцией заявлено о взыскании с налогоплательщика пени за 2019-2021 г., исчисленных в связи с неуплатой страховых взносов, а также единого налога на вмененный доход.

Согласно представленному административным истцом расчету, в срок до 25.04.2017 г. ответчику надлежало оплатить единый налог на вмененный доход в размере 19006 руб. за 1 квартал 2017 г.; за 2 квартал 2017 г. надлежало оплатить единый налог на вмененный доход в размере 19006 руб. в срок до 25.07.2017 г; за 3 квартал 2017 г. также необходимо оплатить указанный налог в размере 19006 руб. не позднее 25.10.2017 г.; за 4 квартал 2017 г. сумма единого налога на вмененный доход составила 7391 руб., подлежащая оплате до 25.01.2018 г.

Кроме того, административному ответчику надлежало в срок до 22.12.2017 г. оплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, на сумму 21953,2 руб.

В срок, не позднее 25.12.2017 г. административному ответчику надлежало уплатить взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1293,89 руб.

Также, в срок до 22.12.2017 г. Кузьминой С.В. надлежало уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, установленном ст. 245 НК РФ, зачисляемые в бюджет ФФОМС, в размере 4306,46 руб..

В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из положений ст. 48 НК РФ процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований ст. 69 НК РФ о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 48 НК РФ установлен общий срок на обращение в суд, составляющий 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций ( пункт 2) и такой же срок на обращение в порядке искового производства- со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа ( пункт 3).

Анализ взаимосвязанных положений вышеназванной статьи Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Течение срока в силу п. 2 ст. 6.1 НК РФ начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующий месяц и число последнего месяца срока ( п.5 ст. 6.1)

Согласно представленным административным истцом материалам, срок уплаты страховых взносов за 2017 г., с учетом даты прекращения Кузьминой С.В. статуса индивидуального предпринимателя ( 08.12.2017 г.), истекал 23.12.2017 г. ( 08.12.2017 г.+15 календарных дней). Соответственно требование об уплате страховых взносов должно было быть направлено административному ответчику не позднее 23.03.2018 г.

Однако административным истцом не представлено доказательств направления Кузьминой С.В. требования об уплате страховых взносов в указанный период.

Нормативный срок равный 6 месяцам для подачи заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и сборам за 2017 г. 23.09.2018 г. ( 23.03.2018 г. +6 мес.)

20.02.2019 г. судебным приказом мирового судьи судебного участка № 30 в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края ( по делу № 2а-52/30/2019) с Кузьминой С.В. взыскана недоимка по единому налогу на вмененный доход за 2017 г. в размере 19006 г., пени по данному налогу 3926,26 руб.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 30 в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края (по делу № 2а-607/30/2019) от 08.10.2019 г. с Кузьминой С.В. взыскана, в том числе, недоимка по единому налогу на вмененный доход, пени за 2017-2018 г.и страховые взносы всего на сумму 96557,52 руб.

21.04.2023 г. по заявлению Кузьминой С.В. указанные приказы отменены.

Таким образом, основная недоимка по единому налогу на вмененный доход и страховым взносам за 2017 г. не взыскана.

Кроме того, с учетом даты вынесения судебных приказов ( 20.02.2019 г. и 08.10.2019 г.) заявления о взыскании недоимки по налогам и сборам за 2017 г. поданы налоговым органом за пределами нормативного срока.

20.12.2021 г. в адрес административного ответчика направлено требование <...>, которым предлагалось до 14.02.2022 г. оплатить пени по налогу на имущество физических лиц в размере 151,01 руб.; пени по Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности- 12958,69 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г.- 4901,64 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г.- 800,57 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды с 01.01.2017 г.- 908,03 руб.

Период, за который налоговый орган исчислил пени, составляет 2019-2021 г.

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).

В постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Э. Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.

Принимая во внимание, что сумма налога и страховых взносов за 2017 г., в связи с неуплатой которых налоговым органом начислены пени, не взысканы в связи с отменой судебных приказом, а обращение за выдачей данных приказом имело место за пределами нормативного срока, установленного НК РФ, суд приходит к выводу об утрате права на взыскание задолженности, в связи с чем заявленные в настоящем иске требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

                Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 10 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                        ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2023 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-292/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю
Ответчики
Кузьмина Светлана Валерьевна
Суд
Каратузский районный суд Красноярского края
Судья
Криндаль Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
karatuz--krk.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
27.06.2023Передача материалов судье
28.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
25.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее