Дело № 3а-40/2024 (3а-230/2023)
УИД 33OS0000-01-2023-000415-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Владимир 27 марта 2024 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Муравьевой А.Е.,
с участием представителей административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области - по доверенности Елистратовой М.Н., административного ответчика государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» - по доверенности Грековой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маркова Владимира Анатольевича и Марковой Виктории Рудольфовны об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Марков В.А. и Маркова В.Р., через представителя по доверенности Ермакову М.В., обратились во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Владимирской области об установлении кадастровой стоимости принадлежащего Маркову В.В. земельного участка с кадастровым номером **** и принадлежащих Марковой В.Р. земельных участков с кадастровыми номерами ****, в размере их рыночной стоимости 6 237 000 рублей, 6 286 000 рублей и 3 311 000 рублей соответственно по состоянию на 1 января 2022 года.
В обоснование ссылались на то, что кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года составляет 9 171 760 рублей, 12 094 560 рублей и 4 524 000 рублей соответственно, что не соответствует их рыночной стоимости, установленной в отчёте об оценке рыночной стоимости, составленном обществом **** № **** от 29 августа 2023 года, в размере 6 237 000 рублей, 6 286 000 рублей и 3 311 000 рублей соответственно по состоянию на 1 января 2022 года.
По мнению административных истцов, данное обстоятельство нарушает их право на установление действительной налоговой обязанности и ведёт к уплате земельного налога в завышенном размере.
Определением судьи Владимирского областного суда от 21 декабря 2023 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено государственное бюджетное учреждение Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» (далее также - ГБУ ВО «ЦГКО ВО») (т.1,л.д.154,155).
После проведения по настоящему административному делу судебной оценочной экспертизы, по заключению которой рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** по состоянию на 1 января 2022 года определена в размере 6 763 000 рублей, 6 807 000 рублей и 3 716 000 рублей соответственно, Марков В.А. и Маркова В.Р., согласившись с указанным заключением, через представителя по доверенности Ермакову М.В., уточнили заявленные требования, просили установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** по состоянию на 1 января 2022 года в размере их рыночной стоимости размере 6 763 000 рублей, 6 807 000 рублей и 3 716 000 рублей соответственно (т.2,л.д.129-130).
Марков В.А. и Маркова В.Р., явка которых не признана судом обязательной, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представитель административных истцов по доверенности Ермакова М.В. в направленном в суд письменном ходатайстве просила о рассмотрении административного дела в отсутствие административных истцов и их представителя, указав, что поддерживает заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, с учётом его уточнения (т.2,л.д.123,131).
В судебном заседании представители административных ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области - по доверенности Елистратова М.Н. и ГБУ ВО «ЦГКО ВО» - по доверенности Грекова Е.С. поддержали позицию, изложенную названными административными ответчиками в письменных дополнениях к отзыву и в письменном отзыве соответственно, представленных в суд, согласно которой Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области и ГБУ ВО «ЦГКО ВО» не ставят под сомнение форму и содержание заключения эксперта С.Т.Л. № **** от 4 марта 2024 года, вместе с тем возражают против удовлетворения административного искового заявления и установления кадастровой стоимости в размере, определенном в заключении эксперта С.Т.Л. № **** от 4 марта 2024 года, поскольку названное заключение эксперта является ненадлежащим доказательством указанной в нём величины рыночной стоимости вышеназванных земельных участков, в связи с тем, что в сравнении с отчетом о государственной кадастровой оценке от 19 сентября 2022 года № 07/202, проведенный экспертом анализ рынка привёл к некорректному подбору объектов-аналогов и искажению в последующем итоговой стоимости спорных участков, что является нарушением положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пункта 10, подпункта «б» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития от 25 сентября 2014 года № 611 (т.2,л.д.135-143,145-146).
Заинтересованные лица - публично-правовая компания «Роскадастр» в лице её филиала по Владимирской области (далее также - филиал ППК «Роскадастр» по Владимирской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее также - Управление Росреестра по Владимирской области), администрация муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области, явка которых не признана судом обязательной, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, уважительных причин неявки не представили, ходатайствовали, за исключением Управления Росреестра по Владимирской области, о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Филиал ППК «Роскадастр» по Владимирской области в представленном в суд ходатайстве право административных истцов на установление кадастровой стоимости упомянутых земельных участков в размере рыночной не оспаривал ни по основанием возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости земельных участков, определённому экспертом С.Т.Л. в заключении от 4 марта 2024 года № 3/2024 (т.2, л.д.160).
Администрация муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области в отзыве, направленном в суд, оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда (т.2,л.д.133).
Управление Росреестра по Владимирской области какого-либо мнения относительно заключения эксперта С.Т.Л. № **** от 4 марта 2024 года, его формы и содержания, в том числе размера определённой экспертом рыночной стоимости названных земельных участков, в суд не представило.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд определил, с учётом мнения представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав объяснения вышеназванных представителей административных ответчиков, допросив эксперта Силину Т.Л., исследовав и оценив все имеющиеся по административному делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Маркову В.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ****, площадью 18 354 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: ****, относящийся к категории земель - земли населённых пунктов, имеющий разрешённое использование - для эксплуатации промышленных зданий.
Марковой В.Р. на праве собственности принадлежат земельные участки:
с кадастровым номером ****, площадью 18 500 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: ****, относящийся к категории земель - земли населённых пунктов, имеющий разрешённое использование - для эксплуатации промышленных зданий;
с кадастровым номером ****, площадью 8691 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: ****, относящийся к категории земель - земли населённых пунктов, имеющий разрешённое использование - для эксплуатации промышленных зданий (т.1,л.д.10-19,163-168).
По состоянию на 1 января 2022 года кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** установлена постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области от 9 ноября 2022 года № 67 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Владимирской области» в размере 9 171 760 рублей и 4 524 000 рублей соответственно (т.1,л.д.20,22,185).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2022 года определена в соответствии с актом № АОКС-33-2023-000171 от 17 марта 2023 года об определении кадастровой стоимости, утверждённым ГБУ ВО «ЦГКО ВО», в размере 12 094 560 рублей (т.1,л.д.21,162,204-205).
Марков В.А., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** не соответствует рыночной стоимости, нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведёт к уплате земельного налога в завышенном размере, а Маркова В.Р., полагая, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** не соответствует рыночной стоимости, нарушает её право на установление действительной налоговой обязанности и ведёт к уплате земельного налога в завышенном размере, обратились сначала, 23 октября 2023 года, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Владимирской области, созданную при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации - Министерстве имущественных и земельных отношений Владимирской области, решениями которой от 9 ноября 2023 года №№ 4/21-Р, 5/21-Р и 6/21-Р, заявления административных истцов о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости упомянутых земельных участков были отклонены (т.1,л.д.23-31), а затем 20 декабря 2023 года с настоящим административным исковым заявлением во Владимирский областной суд (т.1,л.д.2-3).
В обоснование своих требований административные истцы представили в суд отчёт **** № **** от 29 августа 2023 года на бумажном носителе и в форме электронного документа, в котором рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 6 237 000 рублей, 6 286 000 рублей и 3 311 000 рублей соответственно (т.1,л.д.32-153).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В силу части 7 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» публично-правовая компания в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтённых, ранее учтённых в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, с учетом следующих особенностей: 1) в перечень объектов недвижимости включаются виды объектов недвижимости (для земельных участков - категории земель), в отношении которых проводилась государственная кадастровая оценка; 2) перечень объектов недвижимости формируется и предоставляется в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Пунктом 72 Методических указаний о государственной кадастровой оценке (далее также - Методические указания), утверждённых приказом Росреестра от 4 августа 2021 года № П/0336, предусмотрено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 73 Указаний. Датой определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, является 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, на основании результатов которой осуществлялось определение кадастровой стоимости в соответствии с положениями настоящей главы Указаний.
Согласно пункту 74 Методических указаний результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, оформляется в виде акта об определении кадастровой стоимости, включающего в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости, форма которого утверждена приказом Росреестра от 6 августа 2020 г. N П/0285.
Методические указания о государственной кадастровой оценке определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее - бюджетное учреждение) (пункт 1 Методических указаний).
Исходя из приведённого выше правового регулирования, датой определения оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, повлекшей за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», является 1 января 2022 года.
В ходе рассмотрения административного дела судом была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** по состоянию на 1 января 2022 года и проверки отчёта об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (т.1,л.д.223-228).
Из заключения эксперта С.Т.Л. № **** от 4 марта 2024 года усматривается следующее (т.2,л.д.2-120).
Величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2022 года составляет 6 763 000 рублей. Относительно соответствия отчёта об оценке **** № **** от 29 августа 2023 года требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении эксперта указано, что в отчёте об оценке выявлены нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****. В соответствии с требованиями пункта 2 ФСО VI в отчете об оценке должна быть изложена вся существенная информация, существенная информация должна быть подтверждена путем раскрытия ее источников. В соответствии с требованиями пункта 8 ФСО VI подтверждение полученной из внешних источников информации должно быть выполнено в виде ссылок на источники информации и в виде материалов и копий документов, информационных источников. В нарушение данных требований не представляется возможным проверить информацию по ссылкам на странице 47 отчета (передаваемые права), на странице 48 отчета (вид разрешенного использования), на странице 49 отчета (вид сделки, торг), на странице 49 отчета (срок экспозиции), на страницах 51-52 отчета (на конфигурацию, форму, рельеф). В связи с тем, что невозможно проверить и подтвердить информацию на страницах 47-52 отчета, не представляется возможным подтвердить использование информации, доступной участникам рынка на дату оценки (требование пункта 12 ФСО III, пункта 5 ФСО II). В соответствии с требованиями пункта 14 ФСО I итоговая стоимость объекта оценки представляет собой стоимость объекта, определенную на основе профессионального суждения оценщика для конкретной цели оценки с учетом допущений и ограничений оценки. В соответствии с требованиями пункта 1 ФСО VI отчет об оценке представляет собой документ, содержащий профессиональное суждение оценщика относительно итоговой стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации, проведенного анализа и расчетов. В соответствии с требованиями подпункта 13 пункта 7 ФСО VI в отчете должны содержаться процесс определения стоимости объекта оценки и соответствующие им расчеты. В связи с тем, что не представляется проверить информацию по ссылке на странице 49 отчета, не представляется проверить и подтвердить корректировку на торг (страницы 66,73 отчета). В связи с выявленными нарушениями не представляется возможным проверить и подтвердить расчет стоимости объекта оценки с кадастровым номером **** (страницы 72-73 отчета). В соответствии с требованиями пункта 8 ФСО № 7 задание на оценку должно содержать характеристики объекта оценки и его оцениваемых частей. На странице 5 отчета в задании на оценку отсутствует информация о частях объекта оценки, хотя по имеющейся в материалах дела информации объект оценки с кадастровым номером **** располагает частями. В нарушение пункта 11 а) ФСО № 7 в отчете отсутствует анализ политической ситуации в стране и регионе расположения объекта оценки. В соответствии с пунктом 13 ФСО III заказчик оценки должен подтвердить предоставленную им информацию путем заверения копий документов и материалов. На страницах 82-116 отчета представлены копии документов, не заверенные заказчиком. С учетом изложенного, содержащиеся в отчете сведения относительно методов расчета не позволяют подтвердить достоверность, достаточность и проверяемость информации, рыночной стоимости объекта оценки и в нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержание отчета об оценке вводит в заблуждение и допускает неоднозначное толкование полученных результатов.
Величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2022 года составляет 6 807 000 рублей. Относительно соответствия отчёта об оценке **** № **** от 29 августа 2023 года требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении эксперта указано, что в отчёте об оценке выявлены нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****. В соответствии с требованиями пункта 2 ФСО VI в отчете об оценке должна быть изложена вся существенная информация, существенная информация должна быть подтверждена путем раскрытия ее источников. В соответствии с требованиями пункта 8 ФСО VI подтверждение полученной из внешних источников информации должно быть выполнено в виде ссылок на источники информации и в виде материалов и копий документов, информационных источников. В нарушение данных требований не представляется возможным проверить информацию по ссылкам на странице 47 отчета (передаваемые права), на странице 48 отчета (вид разрешенного использования), на странице 49 отчета (вид сделки, торг), на странице 49 отчета (срок экспозиции), на страницах 51-52 отчета (на конфигурацию, форму, рельеф). В связи с тем, что невозможно проверить и подтвердить информацию на страницах 47-52 отчета, не представляется возможным подтвердить использование информации, доступной участникам рынка на дату оценки (требование пункта 12 ФСО III, пункта 5 ФСО II). В соответствии с требованиями пункта 14 ФСО I итоговая стоимость объекта оценки представляет собой стоимость объекта, определенную на основе профессионального суждения оценщика для конкретной цели оценки с учетом допущений и ограничений оценки. В соответствии с требованиями пункта 1 ФСО VI отчет об оценке представляет собой документ, содержащий профессиональное суждение оценщика относительно итоговой стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации, проведенного анализа и расчетов. В соответствии с требованиями подпункта 13 пункта 7 ФСО VI в отчете должны содержаться процесс определения стоимости объекта оценки и соответствующие им расчеты. В связи с тем, что не представляется проверить информацию по ссылке на странице 49 отчета, не представляется проверить и подтвердить корректировку на торг (страницы 66, 75 отчета). В связи с выявленными нарушениями не представляется возможным проверить и подтвердить расчет стоимости объекта оценки с кадастровым номером **** (страницы 75-77 отчета). В соответствии с требованиями пункта 8 ФСО № 7 задание на оценку должно содержать характеристики объекта оценки и его оцениваемых частей. На странице 5 отчета в задании на оценку отсутствует информация о частях объекта оценки, хотя по имеющейся в материалах дела информации объект оценки с кадастровым номером **** располагает частями. В нарушение пункта 11 а) ФСО № 7 в отчете отсутствует анализ политической ситуации в стране и регионе расположения объекта оценки. В соответствии с пунктом 13 ФСО III заказчик оценки должен подтвердить предоставленную им информацию путем заверения копий документов и материалов. На страницах 82-116 отчета представлены копии документов, не заверенные заказчиком. С учетом изложенного, содержащиеся в отчете сведения относительно методов расчета не позволяют подтвердить достоверность, достаточность и проверяемость информации, рыночной стоимости объекта оценки и в нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержание отчета об оценке вводит в заблуждение и допускает неоднозначное толкование полученных результатов.
Величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2022 года составляет 3 716 000 рублей. Относительно соответствия отчёта об оценке **** № **** от 29 августа 2023 года требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении эксперта указано, что в отчёте об оценке выявлены нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:25:000073:35. В соответствии с требованиями пункта 2 ФСО VI в отчете об оценке должна быть изложена вся существенная информация, существенная информация должна быть подтверждена путем раскрытия ее источников. В соответствии с требованиями пункта 8 ФСО VI подтверждение полученной из внешних источников информации должно быть выполнено в виде ссылок на источники информации и в виде материалов и копий документов, информационных источников. В нарушение данных требований не представляется возможным проверить информацию по ссылкам на странице 47 отчета (передаваемые права), на странице 48 отчета (вид разрешенного использования), на странице 49 отчета (вид сделки, торг), на странице 49 отчета (срок экспозиции), на страницах 51-52 отчета (на конфигурацию, форму, рельеф). В связи с тем, что невозможно проверить и подтвердить информацию на страницах 47-52 отчета, не представляется возможным подтвердить использование информации, доступной участникам рынка на дату оценки (требование пункта 12 ФСО III, пункта 5 ФСО II). В соответствии с требованиями пункта 14 ФСО I итоговая стоимость объекта оценки представляет собой стоимость объекта, определенную на основе профессионального суждения оценщика для конкретной цели оценки с учетом допущений и ограничений оценки. В соответствии с требованиями пункта 1 ФСО VI отчет об оценке представляет собой документ, содержащий профессиональное суждение оценщика относительно итоговой стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации, проведенного анализа и расчетов. В соответствии с требованиями подпункта 13 пункта 7 ФСО VI в отчете должны содержаться процесс определения стоимости объекта оценки и соответствующие им расчеты. В связи с тем, что не представляется проверить информацию по ссылке на странице 49 oтчета, не представляется проверить и подтвердить корректировку на торг (страницы 66, 70 отчета). В связи с выявленными нарушениями не представляется возможным проверить и подтвердить расчет стоимости объекта оценки с кадастровым номером **** (страницы 70-72 отчета). В соответствии с требованиями пункта 8 ФСО № 7 задание на оценку должно содержать характеристики объекта оценки и его оцениваемых частей. На странице 5 отчета в задании на оценку отсутствует информация о частях объекта оценки, хотя по имеющейся в материалах дела информации объект оценки с кадастровым номером **** располагает частью. В нарушение пункта 11а) ФСО № 7 в отчете отсутствует анализ политической ситуации в стране и регионе расположения объекта оценки. В соответствии с пунктом 13 ФСО III заказчик оценки должен подтвердить предоставленную им информацию путем заверения копий документов и материалов. На страницах 82-116 отчета представлены копии документов, не заверенные заказчиком. С учетом изложенного, содержащиеся в отчете сведения относительно методов расчета не позволяют подтвердить достоверность, достаточность и проверяемость информации, рыночной стоимости объекта оценки и в нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержание отчета об оценке вводит в заблуждение и допускает неоднозначное толкование полученных результатов.
Экспертиза проведена экспертом С.Т.Л., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2014 года, стаж работы судебного эксперта с 2015 года, предупреждённой об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта № **** от 4 марта 2024 года соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (далее также - ФСО) № 7, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611, ФСО I, ФСО II, ФСО III, ФСО IV, ФСО V, ФСО VI, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 года № 200, содержит полное описание объектов оценки и произведённого расчёта их рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведённого исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также расписку эксперта о том, что она предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации участвующими в деле лицами, за исключением Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области и ГБУ ВО «ЦГКО ВО», и то только в части установленной экспертом рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** по состоянию на 1 января 2022 года, в ходе рассмотрения административного дела под сомнение не ставилась, это заключение, кроме как указанными административными ответчиками в части определенной в нем величины рыночной стоимости указанных земельных участков, оспорено не было, ходатайства о назначении повторной экспертизы не заявлено.
В связи возражениями административных ответчиков относительно результатов экспертного заключения № **** от 4 марта 2024 года, судом была допрошена в судебном заседании эксперт С.Т.Л., проводившая судебную экспертизу, которая настаивала на правильности и обоснованности данного ею экспертного заключения от 4 марта 2024 года № ****, выполненного в соответствии с требованиями действующего законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральных стандартов оценки.
Судом доподлинно установлено, что эксперт, проводившая судебную экспертизу, обладает правом на проведение подобного рода исследования, имеет достаточный опыт работы, соответствующую квалификацию и образование в оценочной деятельности, в том числе по оценке стоимости объектов недвижимости, учёную степень кандидата наук, что подтверждено документально (т.2,л.д.104-120), предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в материалах административного дела содержится её подписка по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (т.2,л.д.2), выводы эксперта по поставленным вопросам у других участников процесса каких-либо неясностей не вызывали, противоречий в заключении эксперта и в её пояснениях в судебном заседании, не имелось, экспертом учтены все обстоятельства при проведении судебной экспертизы, порядок проведения экспертизы экспертом не был нарушен, экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
На возникшие у представителей административных ответчиков, изложенные, как в письменном виде, так и заданные устно в судебном заседании, вопросы и неясности по данному заключению, в том числе относительно того, что при производстве экспертизы экспертом допущены нарушения, выразившиеся в том, проведённый экспертом анализ рынка привёл к некорректному подбору объектов-аналогов и искажению в последующем итоговой стоимости спорных участков, что является нарушением положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункта 10, подпункта «б» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития от 25 сентября 2014 года № 611, поскольку в соответствии с отчетом о государственной кадастровой оценке от 19 сентября 2022 года № 07/2022 средняя величина стоимости предложения для 6 сегмента по продаже земельных участков на территории городского округа Гусь-Хрустальный составила 255,33 руб./кв.м (том 1, страница 115, таблица 29 «Предложения по продаже земельных участков 6-го сегмента»), а средняя величина стоимости сделок данного сегмента составила 491,85 руб./кв.м (том 1, страница 116, таблица 30 «Зарегистрированные сделки купли-продажи с земельными участками 6-го сегмента» (по данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии)), примененные при подготовке отчета об итогах государственной кадастровой оценки объекты-аналоги и земельные участки с кадастровыми номерами **** схожи по своим характеристикам, а цена по аналогам приведена без корректировок, - экспертом С.Т.Л. допрошенной в ходе судебного заседания, даны подробные и мотивированные ответы, в том числе в письменном виде (т.2,л.д.168,169), не противоречащие выводам, содержащимся в экспертном заключении № **** от 4 марта 2024 года.
В частности экспертом С.Т.Л., допрошенной в судебном заседании, обращено внимание на следующее.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости. Таким образом, рыночная стоимость, определяемая в заключении эксперта от 4 марта 2024 года № ****, и кадастровая стоимость, определённая согласно отчета об итогах государственной кадастровой оценки, являются разными экономическими категориями со своими понятиями, методами и методиками расчёта.
Указанные административными ответчиками в отзывах средние величины приведены для «предложения по продаже земельных участков 6-го сегмента» и для сделок в данном сегменте. Средняя величина учитывает ценообразующие факторы, влияющие на цены предложений продажи объектов недвижимости, представленных в рассматриваемой выборке, и может изменяться под влиянием других факторов. Разброс значений средних величин недопустимо большой, что говорит о неоднородности и большом колебании признака в исследуемой выборочной совокупности. Без рассмотрения влияния ценообразующих факторов на объекты исследования, данные величины целесообразно рассматривать для конечных выводов.
На страницах 47-62 заключения эксперта от 4 марта 2024 года № 3/2024 представлены материалы исследования объектов оценки, определены основные ценообразующие факторы, влияющие на формирование стоимости. Объекты оценки отнесены к сегменту рынка - земельные участки под индустриальную застройку (страницы 25,26 заключения эксперта от 4 марта 2024 года № ****). Земельные участки оцениваются свободными от застройки.
В приложении к отзыву ГБУ ВО «ЦГКО ВО» приложены копии материалов, на основании которых производится расчёт кадастровой стоимости, по которым не представляется возможным проверить и подтвердить дату предложений на рынке (требование пункта 12 ФСО III, пункта 5 ФСО II). По информации о земельном участке площадью 40,9 соток «имущество реализуется», при этом уточнение состава имущества отсутствует, не зафиксирована дата предложений, что ведёт к некорректному использованию объекта в расчётах. По информации о земельном участке площадью 56 соток, объект обладает «холодным ангаром с бетонным ровным полом, новым забором», в связи с чем, к продаже предложен единый объект недвижимости. Это говорит о том, что продаётся земельный участок с улучшениями. При использовании данного объекта в расчётах требуется применять значительные понижающие корректировки. По информации о складском помещении площадью 571 кв.м, продаётся земельный участок и здание (склад). К продаже предложен единый объект недвижимости, при использовании данного объекта в расчётах требуется применять значительные понижающие корректировки.
Анализ фактических данных рынка предложений продажи земельных участков под индустриальную застройку в городах Владимирской области в 2021 году представлен на страницах 26-42 заключения эксперта от 4 марта 2024 года № ****, проанализировано 11 объектов. Требования пунктов 10, 11 в), 22 б) ФСО № 7 выполнены.
На страницах 28-34 заключения эксперта от 4 марта 2024 года № **** приведён перечень принскринов, скриншотов объектов, используемых в анализе рынка. Использовался сайт «Domofon».
На странице 27 заключения эксперта от 4 марта 2024 года № **** представлен перечень объектов наиболее сопоставимых с объектами оценки по ценообразующим факторам. Например, все объекты относятся к сегменту рынка объектов оценки в городах до даты оценки, то есть до 2021 года.
Анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому отнесены объекты оценки, выполнен в соответствии с пунктом 11 в) ФСО № 7. Специальных методик по проведению анализа рынка в федеральных стандартах оценки не закреплено.
Под влиянием ценообразующих факторов представленных в выборке объектов формируется ценовой диапазон, который может меняться под влиянием других факторов. Анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены земельных участков анализируется отдельно и представлен на страницах 42-47 заключения эксперта от 4 марта 2024 года № ****.
Даты, на которые ссылается представитель ГБУ ВО «ЦГКО ВО», нельзя подтвердить, что они относятся к информации с сайта «Авито». Дата стоит над поисковой строкой в принскрине-скриншоте, что не соответствует опциям данного сайта.
Таким образом, по мнению суда, экспертное заключение содержит исчерпывающие ответы на поставленные перед экспертом на разрешение вопросы об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** по состоянию на 1 января 2022 года, о соответствии отчёта об оценке **** № **** от 29 августа 2023 года требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по административному делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в административном деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по административному делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта № **** от 4 марта 2024 года мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд признает заключение эксперта № **** от 4 марта 2024 года надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, определённую по состоянию на 1 января 2022 года.
Оценив заключение эксперта в соответствии с правилами статьи 84, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что выводы эксперта отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****.
На основании заключения эксперта Марков В.А. и Маркова В.Р., согласившись с ним, через представителя по доверенности Ермакову М.В., в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** по состоянию на 1 января 2022 года в размере их рыночной стоимости размере 6 763 000 рублей, 6 807 000 рублей и 3 716 000 рублей соответственно (т.2,л.д.129-130).
При таком положении представленный в материалы административного дела отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный **** № З-**** от 29 августа 2023 года, суд не принимает в качестве достоверного и относимого доказательства по данному административному делу в связи с его несоответствием требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** по состоянию на 1 января 2022 года в размере их рыночной стоимости 6 763 000 рублей, 6 807 000 рублей и 3 716 000 рублей соответственно.
В силу разъяснений, содержащихся в ответе на вопрос № 7 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021)», утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, ввиду того, что в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, датой подачи заявления Маркова В.А. и Марковой В.Р. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** равной их рыночной стоимости следует считать 23 октября 2023 года, то есть дату их обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Владимирской области, созданную при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации - Министерстве имущественных и земельных отношений Владимирской области, с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости упомянутых земельных участков, указанная дата подлежит отражению в резолютивной части настоящего решения суда (т.1,л.д.23-31).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ****, ░░░░░░░░ 18 354 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ****, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 6 763 000 (░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ****, ░░░░░░░ 18 500 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ****, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 6 807 000 (░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ****, ░░░░░░░░ 8691 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ****, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 3 716 000 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ **** ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░ 2024 ░░░░.