Дело № 3а-29/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Санкт-Петербург 01 февраля 2023 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Муратовой С.В.,
при секретаре Кирьяновой В.М.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело (УИД 47OS0000-01-2022-000306-67) по административному исковому заявлению Сясина Евгения Викторовича об оспаривании решения, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Административный истец обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области, ППК «Роскадастр», ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» об оспаривании решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, обязании совершить действия, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он являлся собственником объекта недвижимости - недвижимого имущества – объекта капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в период с 20 апреля 2021года по 04 июня 2021года.
Постановлением Правительства Ленинградской области № 257 от 16 августа 2013 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области по состоянию на 08 июля 2022 года. Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 сентября 2022 года кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 1 650 980 руб. 23 коп.
03 ноября 2022 года административный истец обратился в ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 616 000 руб. по состоянию на 08 июля 2012г., согласно отчёта об оценке № № от 02 октября 2022 года. Уведомлением ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» от 15 ноября 2022 года № № заявление Сясина Е.В. возвращено без рассмотрения, поскольку заявителем был представлен отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненный на дату, превышающую шести месяцев до даты подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Превышение кадастровой стоимости объекта недвижимости над его рыночной стоимостью нарушает права административного истца, в связи с увеличением налогового бремени. Полагая свои права нарушенными административный истец, с учётом уточнений заявленных требований (л.д. 126-128) просил суд:
- признать незаконным решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания сенохранилища с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости.
- установить кадастровую стоимость в отношении объекта недвижимости – объекта капитального строительства - здания сенохранилища с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 616 000 руб. по состоянию на 08 июля 2012 года;
- обязать административных ответчиков внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости её рыночную стоимость в размере 616 000 руб. по состоянию на08 июля 2012 года;
- взыскать с административных ответчиков в его пользу уплаченную государственную пошлину, а также понесённые по делу судебные расходы, состоящие из оплаты за отчёт об оценке и почтовых расходов.
В процессе рассмотрения дела в качестве административного соответчика привлечено ГБУ ЛО «ЛенКадОценка», в связи с реорганизацией произведена замена ФГБУ «ФКП Росрестра» на правопреемника ППК «Рскадастр».
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по адресам, имеющимся в материалах дела.
Информация о времени и месте рассмотрения административного дела, в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель Сясина по доверенности Бойцов М.Г. доводы административного искового заявления поддержал, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Представители ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» по доверенности Костин Д.О. и Качанов Д.Ю. поддержали доводы, изложенные в возражениях (л.д. 90-93,135-137).
Представитель Правительства Ленинградской области по доверенности Яковлева Н.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала отзыв на административное исковое заявление (л.д. 97-98).
Представитель ППК «Роскадастр» по доверенности Зуйкова А.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала отзыв на административное исковое заявление (л.д.147-151).
Зобков А.И. просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.160).
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как указано в ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» или Федеральным законом №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона №237-ФЗ).
Федеральным законом №269-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Согласно статье 22.1 Федерального закона №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Вместе с тем, пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение переходного периода высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принять решение о дате (предшествующей 1 января 2023 года) перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия такого решения - с 1 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.
Из приведенных правовых норм следует, что если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», то есть после 01 января 2023 года или с даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Аналогичное по своему содержанию толкование норм вышеприведенных федеральных законом изложено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2(2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ и постановлением Правительства Ленинградской области от 11 октября 2021 года №713 установлена дата перехода к применению на территории Ленинградской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01 января 2021 года.
Из указанного следует, с 01 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ в Ленинградской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ.
С 01 января 2021 года на территории Ленинградской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - Государственным бюджетным учреждением Ленинградской области «Ленинградской областной учреждение кадастровой оценки», созданным распоряжением Правительства Ленинградской области от 24.08.2017 N 424-р.
Из материалов дела следует, Сясин Е.В. являлся собственником объекта недвижимости - объекта капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в период с 20 апреля 2021года по 04 июня 2021года, в настоящее время собственник ФИО14 (л.д. 105).
В соответствии с выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 ноября 2022 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> составляет 1 650 980 руб. 23 коп., дата определения кадастровой стоимости 08 июля 2012 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости 21 февраля 2014 года (л.д. 104).
Из представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № 52-2022 от 02 октября 2022 года, выполненного ООО «Фортис» следует, что по состоянию на 08 июля 2012 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> составляет 616 000 руб.
Оспаривая решение (уведомление) ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» от 15 ноября 2022 года № 1804-И-22 административный истец исходит из того, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, полагает необоснованным возврат ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение полномочий органа на принятие оспариваемого решения, порядка и оснований принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения), – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
В части 5 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что к заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.В соответствии с частью 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 9 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению.
На основании части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения, в том числе, в случае если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
При проверке представленных административным истцом документов, ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» было установлено, что приложенная к заявлению копия отчета об оценке датируется 02 октября 2022 года. Рыночная стоимость объекта оценки определена по состоянию на 08 июля 2012 года, а заявление об установлении кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости поступило в ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» 10 ноября 2022 года, то есть по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Учитывая положения части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», суд полагает, что у административного ответчика ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» имелись основания для возвращения без рассмотрения заявления Сясина Е.В. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сроки рассмотрения заявления бюджетным учреждением были соблюдены.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных Сясиным Е.В. требований о признании незаконным решения (уведомления) ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» от 15 ноября 2022 года № 1804-И-22 о возвращении заявления без рассмотрения не имеется.
Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2013 года № 257 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области».
Из представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № 52-2022 от 02 октября 2022 года, выполненного ООО «Фортис» следует, что по состоянию на 08 июля 2012 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> составляет 616 000 руб.
В соответствии со ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В силу ст.248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в п.19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Сопоставив содержание отчета об оценке № 52-2022 от 14 сентября 2022 года и дополнительные пояснения оценщика с материалами дела, суд приходит к выводу о том, что отчет отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности и соответствует законодательству об оценочной деятельности, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования; оценщиком представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого объекта недвижимости; информация о текущем использовании объекта исследования, другие факторы и характеристики, относящиеся к указанному объекту существенно влияющие на его стоимость.
Таким образом, документальных данных, опровергающих изложенные в отчете об оценке выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, суду не представлено.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим, суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
Учитывая, что причиной обращения с иском в суд для административного истца явилась необходимость восстановления нарушенных прав на справедливое налогообложение и, принимая во внимание функцию разрешения административно-правовых споров, которая является основополагающей и вытекает из целевого предназначения самой судебной власти, в целях реализации приведенной задачи судопроизводства, в рамках рассмотрения дела суд полагает возможным принять решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 08 июля 2012 года в размере 616 000 руб., согласно отчету об оценке № 22-2022 от 02 октября 2022 года. При этом, установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению по 31 декабря 2021 года.
Суд полагает, что оснований для удовлетворения требований Сясина Е.В. об обязании административных ответчиков внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночную стоимость не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из взаимосвязанных положений статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В пункте 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, обязанность Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (органа регистрации) по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вновь установленной по решению суда кадастровой стоимости, в том числе архивной, возникает в силу закона, а потому судебного вмешательства при рассмотрении административного спора о результатах определения кадастровой стоимости по мотиву ее несоответствия рыночной стоимости не требуется.
Рассматривая требования административного истца о взыскании с ответчиков судебных расходов, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся другие признанные судом необходимыми расходы (ст. 106 КАС РФ).
Исходя из положений ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П положения статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1,2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда:
ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости;
и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска.
В соответствии с выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 ноября 2022 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> составляет 1 650 980 руб. 23 коп., дата определения кадастровой стоимости 08 июля 2012 года.
Отклонения ранее установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости от его рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 14 сентября 2022 № 52-2022 являются значительными, кадастровая стоимость превышает рыночную более чем на 50 %.
Разница между оспариваемой административными истцами кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью, установленной оценщиком, не укладывается в приемлемый диапазон отклонений.
Данное обстоятельство свидетельствует об ошибке в определении кадастровой стоимости, допущенной государственным органом при формировании методики определения кадастровой стоимости и при ее применении к конкретному объекту недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца.
В соответствии с разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 10 и 11 постановления от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Административный истец просит взыскать в его пользу расходы на составление отчета об оценке в размере 33 000 руб. (в подтверждение представлен договор № 52-2022 от 14 сентября 2022 года, акт сдачи-приёмки оказанных услуг № 106 от 02 октября 2022 года, чеки об оплате л.д. 14-20), расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб. (л.д. 5, 55), почтовые расходы в размере 1 399 руб. 80 коп. (127,40 руб. + 127,40 руб.+ 48 руб.+151,40 руб.+ 115,40 руб.+159,40 руб.+119,40 руб. +119,40 руб. + 36 руб. (л.д.62-65), + 99 руб. + 99 руб.+ 99 руб.+99 руб. (л.д.125)).
Учитывая, что заявленные требования удовлетворены не в полном объёме, основываясь на принципах разумности и справедливости, суд полагает возможным уменьшить судебные расходы и взыскать в пользу Сясина Е.В. судебные расходы, понесенные на оплату отчета об оценке в размере 15 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины и почтовых услуг в размере 500 руб.
Определяя административного ответчика, на которого следует возложить оплату понесенных административным истцом издержек, необходимо учитывать п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в котором указано, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Указанные полномочия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно пунктам 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, названный орган осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является ФГБУ «ФКП Росреестра».
Поскольку оспариваемая в настоящем административном деле величина кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в порядке, предусмотренном статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности», обязанность по возмещению истцу судебных расходов лежит на ФГБУ «ФКП Росреестра».
ППК «Роскадастр» является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности ФГБУ «ФКП Росреестра», поэтому обязанность по возмещению административному истцу судебных расходов возлагается на ППК «Роскадастр».
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 616 000 (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 500 ░░░. (░░░░░░░ ░░░.).
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░