Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-105/2024 (2а-2098/2023;) ~ М-2154/2023 от 23.11.2023

Дело № 2а-105/2024 (УИД 50RS0050-01-2023-002912-88)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области                                  22 января 2024 г.

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

при секретаре Спирячиной Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Волкова Андрея Васильевича к Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области, Управлению Федеральной налоговой службы Московской области о признании незаконным бездействия,

установил:

Волков А.В. обратился в суд с указанным административным иском к Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области, в обоснование заявленных требований ссылаясь на следующее.

Он зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области в качестве налогоплательщика. В период с 10.07.2008 по 14.01.2021 в его собственности находился автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный номер №, в связи с чем является плательщиком транспортного налога.

Согласно данным личного кабинета по состоянию на 21.11.2023 имеет задолженность по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 3423,61 руб., из которых 2479 руб. – налог, 944,61 руб. – пени.

Решением Шатурского городского суда Московской области от 01.08.2023, вступившим в законную силу 05.09.2023, по административному делу № Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области отказано в удовлетворении административного иска о взыскании с него задолженности по транспортному налогу за 2014 г., 2016 г., в связи с чем считает, что право принудительного взыскания транспортного налога за указанный период было утрачено налоговым органом 05.09.2023.

В сентябре 2023 г. через личный кабинет он обратился к административному ответчику с заявлением о списании с его лицевого счета задолженности по транспортному налогу за 2014 г., 2016 г., на которое получил ответ о том, что решение Шатурского городского суда по административному делу № от 01.08.2023 принято в работу.

В октябре 2023 г. он обнаружил, что налоговая задолженность за 2014 г. списана с лицевого счета, а за 2016 г. продолжает числиться, в связи с чем повторно обратился в налоговый орган с заявлением о списании задолженности за 2016 г.

20.10.2023 получил ответ об отказе в списании задолженности, поскольку решением суда ему отказано в удовлетворении требования о признании задолженности и пени по транспортному налогу за 2016 г. безнадежной к взысканию в связи с добровольным исполнением обязанности по уплате задолженности 20.10.2017.

Оплата от 20.10.2017 в размере 2479 руб. отражена в карточке расчетов с бюджетом и зачтена в хронологическом порядке в счет погашения задолженности более раннего периода (2011 г.).

26.10.2023 им была направлена жалоба на бездействие должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области в вышестоящий орган – УФНС по Московской области, решение по которой до настоящего времени не принято.

Просит с учетом принятых к рассмотрению уточнений признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области в части отказа в удовлетворении его требований о списании с карточки лицевого счета задолженности по транспортному налогу за 2016 г., обязать совершить указанные действия, взыскать судебные расходы в размере 388,80 руб.

Административный истец Волков А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области Казакова Е.В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.

Административный ответчик – представитель Управления Федеральной налоговой службы Московской области судебное заседание не явился, о месте и времени судебного слушания извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возлагается обязанность уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52 и пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.

В силу статей 11, 32, 44, 45, 46, 69, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации данные, указанные в предоставленных сведениях, должны быть достоверны и соответствовать действительной (объективной) обязанности налогоплательщика по уплате налогов наличию у него недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Суд установил, что административный истец зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области в качестве налогоплательщика. В период с 10.07.2008 по 14.01.2021 в его собственности находился автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный номер №, в связи с чем он являлся плательщиком транспортного налога.

Решением Шатурского городского суда Московской области от 01.08.2023, вступившим в законную силу 05.09.2023, по административному делу № Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области отказано в удовлетворении административного иска о взыскании с него задолженности по транспортному налогу за 2014 г., 2016 г., его встречные требования о признании сумм налогов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию удовлетворены частично. Задолженность и пени по транспортному налогу за 2014 г. признаны безнадежными к взысканию. В удовлетворении требования о признании задолженности и пени по транспортному налогу за 2016 г. безнадежными к взысканию отказано, поскольку данная обязанность исполнена добровольно Волковым А.В. 20.10.2017 (л.д. 18-23).

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вместе с тем, согласно данным личного кабинета по состоянию на 21.11.2023 Волков А.В. имеет задолженность по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 3423,61 руб., из которых: 2479 руб. – налог, 944,61 руб. – пени.

В сентябре 2023 г. через личный кабинет Волков А.В. обратился к административному ответчику с заявлением о списании с его лицевого счета задолженности по транспортному налогу за 2014 г., 2016 г., на которое получил ответ о том, что решение Шатурского городского суда по административному делу № от 01.08.2023 принято в работу (л.д. 17).

Из содержания административного иска следует, что в октябре 2023 г., административный истец зашел на официальный сайт Налоговой службы и обнаружил, что налоговая задолженность за 2016 г. продолжает числиться, в связи с чем повторно обратился в налоговый орган с заявлением о списании задолженности за 2016 г.

Ответом налогового органа на интернет-обращение от 16.0.2023 установлено, что в удовлетворении требования о признании задолженности и пени по транспортному налогу за 2016 г. безнадежной к взысканию отказано в связи с добровольным исполнением обязанности по уплате задолженности 20.10.2017. Оплата от 20.10.2017 в размере 2479 руб. (транспортный налог с физических лиц) отражена в карточке расчетов с бюджетом и зачтена в хронологическом порядке в счет погашения задолженности более раннего периода (2011 г.) (л.д. 15-16).

Налогоплательщики имеют право, в том числе, обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (ст. 21 НК РФ).

Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (ст. 22 НК РФ).

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии с пунктом статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

26.10.2023 Волковым А.В. была направлена жалоба на бездействие должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области в вышестоящий орган – УФНС по Московской области (л.д. 13-14), решение по которой до настоящего времени не принято.

В соответствии с положениями статей 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом позиции, изложенной в пунктах 21, 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.03.2008 № 13746/07, срок на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогу и начисленных на сумму неуплаченного налога пеней является пресекательным и составляет совокупность сроков, установленных статьями 46, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, отсчет которых начинается с даты уплаты налога установленной налоговым законодательством, далее три месяца - на направление требования об уплате налога, десять дней - на добровольную уплату налога по требованию, два месяца (шестьдесят дней) - на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках, шесть месяцев - на взыскание налога в судебном порядке.

Таким образом, налоговый орган при наличии недоимки и пеней, взыскание которых невозможно в виду пропуска установленного налоговым законодательством пресекательного срока с даты возникновения недоимки, не вправе осуществлять принудительное взыскание этой недоимки путем включения ее в требование об уплате налога с последующим бесспорным взысканием по решению о взыскании налогов за счет денежных средств инкассовыми поручениями или по решению о взыскании налогов за счет имущества судебными приставами; производить самостоятельно на основании п. 5 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет этой недоимки и начисленных на нее пеней в счет возникшей по итогам деятельности за иные периоды переплаты по этому или иным налогам; данная недоимка и пени не должны участвовать в расчетах налогоплательщика, а также не могут являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога, право на возврат которого возникло после периода начисления недоимки и пеней или основанием для уменьшения суммы возврата на зачет в счет такой недоимки (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 № 6544/09).

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункт 4 пункта 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

В соответствии с приведенными требованиями закона решение Шатурского городского суда от 01.08.2023 является основанием для списания транспортного налога и пени, начисленных административному истцу, в том числе за 2016 г.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, в соответствии со статьей 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относятся, в том числе, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.

Административным истцом Волковым А.В. при подаче иска была уплачена госпошлина в сумме 300 руб. (л.д. 24), в также понесены почтовые расходы в размере 88,80 руб. (л.л. 25), которые подлежат взысканию с административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы Московской области в соответствии с положениями ст. 111 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 10 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░. ░ ░░░░░░░ 2479 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 993 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 70 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 10 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░. ░ ░░░░░░░ 2479 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 993 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 70 ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №, ░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ №) ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 88 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 80 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                                                                                           ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.01.2024

░░░░░                                                   ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-105/2024 (2а-2098/2023;) ~ М-2154/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волков Андрей Васильевич
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 10 по Московской области
УФНС
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Грошева Наталья Александровна
Дело на сайте суда
shatura--mo.sudrf.ru
23.11.2023Регистрация административного искового заявления
23.11.2023Передача материалов судье
24.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
24.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2023Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2024Дело оформлено
26.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее