Дело № 2а-2590/2024
УИД 60RS0001-01-2024-002066-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2024 года г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Жбановой О.В.,
при секретаре Чернышовой И.Ю.,
с участием:
представителей административных ответчиков Фроловой И.В., Васильевой Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Евстафьева П.С. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области и ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Евстафьев П.С. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области о взыскании компенсации морального вреда в размере 350000 рублей, в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей.
Определением суда от 27.04.2024 на основании ст. 1071 ГК РФ, ст. 125 ГК РФ, ст. 158 БК РФ, ст. 227.1 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", в порядке ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено публично-правовое образование «Российская Федерация» в лице ФСИН России. Определением суда от 03.06.2024 в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области.
В обоснование требований указано, что в период с 2013 года по 2024 год истец неоднократно содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области с нарушением условий содержания под стражей. В камерных помещениях отсутствовало горячее водоснабжение и водонагревательные приборы. Из-за отсутствия горячего водоснабжения административный истец был лишен возможности соблюдать личную гигиену (чистить зубы, умываться, бриться, стирать вещи, мыть посуду и т.п.). В нарушение Свода Правил СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» навесы прогулочных двориков исключали возможность нахождения административного истца под открытым небом, т.к. были оборудованы укрытием от дождя на 100%. Содержание в указанных условиях причинило административному истцу нравственные страдания, которые он оценивает в 350000 рублей, что и явилось основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
Административный истец Евстафьев П.С., отбывающий наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФСИН России Васильева Т.К. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в камерных помещениях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области созданы надлежащие условия содержания. За период пребывания административного истца в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области жалобы от административного истца, а также акты прокурорского реагирования по вопросам отсутствия в камерных помещениях горячего водоснабжения, нарушения оборудования навеса над прогулочным двориком, не поступало. Все камеры обеспечены холодным водоснабжением, горячее водоснабжение не обеспечено ввиду конструктивных особенностей здания СИЗО-1 и года его постройки, которое построено в 1804 году и является объектом культурного наследия регионального значения. При строительстве данного объекта проектно-сметной документацией не было предусмотрено централизованное покамерное горячее водоснабжение. Централизованное горячее водоснабжение камерных помещений предусмотрено в Приказе Министерства юстиции РФ от 28.05.2001 №161 (ДСП), которым утвержден Свод правил нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем, предусматривающих соблюдение данных норм при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов и тюрем. В соответствии с п.1.2 Свода правил, положения Свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего Свода правил. С целью соблюдения гигиенических потребностей обвиняемых и подозреваемых, при отсутствии в камерных помещениях горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей, кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Отсутствие горячего водоснабжения компенсируется также возможностью иметь лицам, содержащимся в камерных помещениях электрокипятильники, которые можно приобрести в магазине, расположенном на территории следственного изолятора. Гигиенические процедуры в виде посещения банно-прачечного комплекса для санобработки и помывки осуществляется в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области еженедельно, с предоставлением индивидуального времени для принятия душа не менее 15 минут. Камеры в следственном изоляторе оборудованы умывальником. Навесы над прогулочными двориками оборудованы в соответствии с режимными требованиями, установленными приложением №67 приказа Минюста России от 03.11.2005 №204-дсп. Кроме того, полагала, что истцом пропущен установленный ч. 2 ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд с заявленными требованиями, поскольку в спорный период истец неоднократно находился на свободе и имел возможность в установленные сроки обратиться в суд с данными требованиями. Учитывая изложенное, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области Фролова И.В. полагала административный иск удовлетворению не подлежащим по аналогичным основаниям, изложенным представителем административного ответчика Васильевой Т.К.
Представитель заинтересованного лица Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что работы по устройству системы горячего водоснабжения являются работами по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, статус объекта культурного наследия не является препятствием для проведения любых работ, в том числе работ по приспособлению для современного использования.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит административный иск удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании статьи 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ и ч.1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с ч.ч.4,5 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Вместе с тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ) (пункт 13 Постановления Пленума № 47).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Статьей 12 данного кодекса предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на унижающее человеческое достоинство обращение. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 3 и 13 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, затрудненный доступ к санитарным помещениям, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены (пункт 14 названного выше постановления).
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Положениями статей 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права (п.п. 1, 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Судом установлено, что в периоды с: 16.09.2013 по 26.12.2013, 05.02.2015 по 21.07.2015, 18.02.2017 по 10.07.2017, 14.09.2018 по 21.01.2019, 24.03.2021 по 02.08.2021, 16.08.2021 по 04.10.2021, 28.06.2023 по 02.02.2024 Евстафьев П.С. содержался в камерных помещениях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области №№37, 91, 132, 33, 77, 82, 96, 40, 47, 36, 80, 72, 41, 133, 18, 35, 148, 137, 34, 44, 79, 78, 81, 22, 20, 58 в качестве обвиняемого в совершении преступлений, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также осужденного (л.д. 37-39).
До вступления приговора суда в законную силу на административного истца действие Федерального закона № 103-ФЗ распространялось как в части порядка, так и в части условий содержания.
Оценивая доводы стороны административных ответчиков о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, суд исходит из следующего.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если поименованным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Вместе с тем, одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, но и получением гражданами судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации).
Неотчуждаемость основных прав и свобод человека, принадлежность их каждому от рождения предполагают необходимость установления гарантий, одной из которых является право каждого на судебную защиту, не подлежащее ограничению (ст. 46 и 56 Конституции Российской Федерации).
В пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020) указано, что пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований без проверки законности оспариваемых административным истцом действий (бездействия), что следует из статьи 226 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для проверки доводов административного истца о нарушении его прав в спорный период, учитывая его непродолжительное время нахождения вне мест лишения свободы между избранными органами предварительного следствия мер пресечения в виде заключения под стражу и приговорами судов, которыми он осужден к реальному лишению свободы, а также с учетом положений ст. 208 ГК РФ о нераспространении срока исковой давности на требования о компенсации морального вреда, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
Рассматривая исковые требования по существу, суд основывается на следующем.
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовноисполнительной системы утверждены Приказом Минюста России от 14.10.2005 г. № 189 (далее - Правила № 189), который действовал по 16.07.2022.
Приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы (далее – Правила №110).
Согласно названным выше Правилам в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Как следует из положений ст.23 Закона №103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Статьей 24 Федерального закона N 103-ФЗ предусмотрено, что администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Рассматривая требования административного истца о нарушении его прав отсутствием горячего водоснабжения в камерах и оценивая доводы стороны ответчика о невозможности проведения горячего водоснабжения в здание в силу охранных обязательств судом из представленных документов установлено, что здание, расположенное по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Некрасова, д. 39, является объектом культурного наследия регионального значения «Тюремный замок», 1804 года постройки (л.д. 46-51).
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» СП 247.1325800.2016, утвержденный Приказом Минстроя России от 15.04.2016 № 245/пр, устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).
Согласно п. 19.5 СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.
Требования об оборудовании зданий следственных изоляторов и исправительных учреждений горячим водоснабжением, в том числе подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам в режимной зоне зданий, были предусмотрены и Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-дсп, признанной утратившей силу приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 217-дсп (пункты 20.1, 20.5).
Вместе с тем, приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.
Наличие горячего водоснабжение в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключение под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях административных ответчиков.
В силу положений Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по устройству системы горячего водоснабжения являются работами по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, статус объекта культурного наследия не является препятствием для проведения любых работ, в том числе работ по приспособлению для современного использования.
В силу п.43 Правил №189, утв. Приказом Минюста России от 14.10.2005, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Пунктом 45 Правил №189 предусмотрено, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
Аналогичные положения содержат Правила №110 с уточнением, что горячая и кипяченая вода выдается ежедневно в установленное распорядком для подозреваемых и обвиняемых время.
Так, согласно п.28 Правил №110 камера СИЗО оборудуется: унитазом, умывальником. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время с учетом их потребности (п.31). Не реже одного раза в неделю для подозреваемых и обвиняемых организуется помывка в душе продолжительностью не менее 15 минут (п.32).
Согласно ч.1 ст.74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания в порядке, установленном статьей 77.1 данного кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 77.1 УИК РФ в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Из пояснений стороны административного ответчика и представленных фотографий (л.д. 42,43) следует, что на 7 постах, где расположены камерные помещения, установлены кипятильники, со склада ФКУ СИЗО-1 для использования выдано 7 электрических кипятильников для обеспечения горячей водой. Содержащиеся в СИЗО лица могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, приобретать по безналичному расчету электрокипятильники. В камерах СИЗО предусмотрена возможность подогревать холодную воду кипятильниками, в каждой камере имеются штемпельные розетки для подключения бытовых приборов. На постах, где расположены камерные помещения, круглосуточно находится младший инспектор дежурной службы, которому поступают обращения заключенных по потребности в горячей воде. В камерных помещениях находятся кнопки вызова инспектора, обязанностью которого является реагировать на вызовы из камерных помещений и выяснять причины вызова. Для санитарно-гигиенических нужд холодная вода в камерах подогревается кипятильниками, которые подозреваемые и обвиняемые имеют право иметь при себе, а также при отсутствии водонагревательных приборов либо горячей воды последняя для стирки и гигиенических целей выдается ежедневно в установленное время с учетом потребности. Кроме того подозреваемым и обвиняемым предоставляется возможность помывки в душе не менее 15 минут не реже 1 раза в неделю, осужденным – 2 раза в неделю в банно-прачечном комплексе.
В составе ежедневного рациона питания осужденных, подозреваемых, обвиняемых предусмотрено горячее питание и напитки в соответствии с Приказом ФСИН от 02.09.2016 №696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
Жалоб и заявлений от административного истца по ненадлежащему обеспечению горячей водой в период его содержания в СИЗО-1 не поступало, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, суд полагает, что отсутствие горячего водоснабжения в камере не повлекло нарушения прав административного истца с учетом наличия возможности посещать в установленное правилами внутреннего распорядка время душ (баню), обеспеченный централизованным горячим водоснабжением, и возможности ежедневно осуществлять подогрев холодной воды в необходимое для этого время (для уборки камеры, приготовления горячих напитков и блюд быстрого приготовления), в том числе посредствам использования бытовых электрических приборов (электрокипятильников), а также ввиду ежедневного обеспечения горячим питанием и напитками.
Доводы административного истца о несоответствии навесов прогулочных двориков также не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в силу следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 103-ФЗ и пунктом 134 Правил подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.
Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику (пункт 135 Правил № 189, п. 164 Правил №110).
Пункт 162 Правил №110 предусматривает, что подозреваемым и обвиняемым предоставляется ежедневная прогулка продолжительностью не менее одного часа.
Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя, местом для курения, водостоком. Во время прогулки подозреваемым и обвиняемым предоставляется возможность заниматься физическими упражнениями с использованием стационарного спортивного оборудования (при его наличии) по разрешению администрации СИЗО (пункт 136 Правил № 189, пункты 165,166 Правил №110).
Из пояснений представителей административных ответчиков и приложенных фотоматериалов следует, что 18 прогулочных двориков в СИЗО-1 оборудованы в соответствии с приложением N 67 к приказу Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 204, а именно: поверху прогулочных дворов закреплена металлическая рама, к которой приварена металлическая сетка типа "Рабица" с ячейками не более 5*5 см. Двери прогулочных дворов оборудованы по типу камерных. Над прогулочными дворами и помостом для младшего инспектора установлена навес, высота которого обеспечивает с одной стороны защиту от атмосферных осадков, а с другой - доступ свежего воздуха и освещенность прогулочных дворов в соответствии с действующими санитарными нормами (открытое пространство высотой не менее 1,5-2,0 м.) (л.д.44,53-55,67-73).
Актов прокурорского реагирования о несоответствии прогулочных дворов, контролирующими органами в адрес учреждения не выносились (л.д. 52).
Таким образом, факты несоответствия навесов над прогулочными двориками в СИЗО-1 и отсутствия (недостаточности освещения) или доступа воздуха из-за наличия навеса в прогулочных двориках не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Помимо изложенного судом также принимается во внимание, что содержание на законных основаниях лица под стражей в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. Нахождение под стражей не может не сопровождаться определенными ограничениями и их наличие не является безусловным основанием к присуждению компенсации (аналогичные выводы содержатся в кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.02.2024 N 88а-1973/2024).
В совокупности изложенного, суд признает доводы Евстафьева П.С. о нарушении его прав ненадлежащим содержанием в СИЗО-1 необоснованными, а заявленные требования о признании бездействий (бездействия) незаконным и взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░ 2024 ░░░░.