...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Степное 9 июля 2024 года
Степновский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Рябухина С.Н.,
при секретаре судебного заседания Корнеевой В.М.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Степновского района Мищенко И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Степновского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степновского муниципального округа ... о признании незаконным бездействия и понуждении совершить действия по постановке моста на учет, как бесхозяйного объекта недвижимого имущества,
установил:
прокурор ... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Степновского муниципального округа ... (далее – администрация) о признании незаконным бездействия и понуждении совершить действия в течении 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в установленном порядке обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимого имущества: мост ..., расположенный по адресу: .... Степновский муниципальный округ, ....
Свои доводы административный истец мотивирует тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что в границах Степновского муниципального округа ... расположен объект транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства - мост ... расположенный по адресу: .... Степновский муниципальный округ, ..., длина сооружения - 3,57 пог. м. (по данным на учете МО).
Вместе с тем, названный объект на кадастровом учете не состоит, в реестры государственного и муниципального имущества не включен, не состоит на балансе ни у одной организации, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Степновского района Мищенко И.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны по делу, оценив представленные доказательства и дав им оценку по правилам
ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9
ст. 226 КАС РФ).
Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца, в данном случае нарушение прав неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок).
Согласно пунктам 3, 5 Порядка, на учет принимается недвижимое имущество, которое не имеет собственников, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, в силу положений ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и Порядка проведение работы по постановке недвижимой вещи на учет в качестве бесхозяйной, а также оформлению права муниципальной собственности на него является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления по месту нахождения такой бесхозяйной недвижимой вещи.
В соответствии с н.п. 3, 7.1, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального округа.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в границах Степновского муниципального округа ... расположен объект транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства - мост ... расположенный по адресу: .... Степновский муниципальный округ, ..., длина сооружения - 3,57 пог. м. (по данным на учете МО).
Согласно информации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... ... от ... в реестре федерального имущества сведения об объекте недвижимости: мост ..., расположенный по адресу: .... Степновский муниципальный округ, ..., отсутствуют.
Согласно информации Министерства имущественных отношений ... в реестре государственного имущества ... ... от ... сведения об объекте недвижимости: мост ..., расположенный по адресу: .... Степновский муниципальный округ, ..., отсутствуют.
Согласно информации администрации Степновского муниципального округа ... ... от ... для постановки на учет как бесхозяйных объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (мосты) органом местного самоуправления в отношении моста ..., расположенного по адресу: .... Степновский муниципальный округ, ..., проводятся кадастровые работы для подготовки технических паспортов для последующей постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации права.
Таким образом, указанный объект на кадастровом учете не состоит, в реестры государственного и муниципального имущества не включен, не состоит на балансе ни у одной организации, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц.
Кроме того, свободный доступ на указанный объект транспортной инфрастукруты дорожного хозяйства (мост) может способствовать совершению террористических актов путем его разрушения, что в свою очередь может повлечь как жертвы среди населения, так и экономический ущерб.
При этом, администрацией Степновского муниципального округа до настоящего времени не приняты меры к постановке моста на учет, как бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
... в связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации Степновского муниципального округа ... ... внесено представление об устранении выявленных нарушений, вместе с тем допущенные нарушения до настоящего времени не устранены.
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о незаконном бездействии администрации в не принятии мер к постановке моста на учет, как бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: .... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ....
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░ 6-░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: .... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ....
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ...░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░. 177 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ....
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...