УИД 45RS0023-01-2023-000676-10
Дело № 2а-10/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Шумихинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Амировой Т.Л.
при секретаре Петровой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе Курганской области 06 марта 2024 г. административное дело по административному исковому заявлению Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Мамонтову В. А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
у с т а н о в и л :
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Мамонтову В.А. о прекращении действия права на управление транспортным средством по водительскому удостоверению № ***, выданного 20 июня 2019 г., возложении обязанности.
В обоснование измененного иска указано, что Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о наркотических средствах и безопасности дорожного движения. Установлено, что Мамонтову В.А., <Дата> рождения, 20 июня 2019 г. регистрационного-экзаменационным отделением № 2 (дислокация г. Шумиха) Межрайонного регистрационного-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области выдано водительское удостоверение № *** на право управления транспортными средствами категории А, А1,В, В1, С, С1, D, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E, M. С марта 2020 года Мамонтов В.А. состоит на диспансерном учете у врача *** в БУ «Пыть-Яхская ОКБ» с диагнозом: ***. Имеющийся у Мамонтова В.А. диагноз является противопоказанием к управлению транспортными средствами. Решение врачебной комиссии о прекращении диспансерного наблюдения в связи с подтвержденной стойкой ремиссией в отношении Мамонтова В.А. не принималось. В связи с чем считает, что Мамонтов незаконно пользуется правом управления транспортными средствами. Противоправно осуществляет и может осуществлять в дальнейшем деятельность, связанную с управлением транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц из числа дорожного движения.
Определением Шумихинского районного суда Курганской области от 22 января 2024 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГБУ «Межрайонная больница №7», БУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская районная больница».
Представитель истца помощник прокурора Шумихинского района Сарсакеев О.А. в судебном заседании на административных исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Мамонтов В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что не знал о постановке его на диспансерный учет, алкогольной зависимостью не страдает.
Представители заинтересованных лиц ОГИБДД ОМВД России по Нефтеюганскому району, УМВД России по Курганской области, ГБУ «Межрайонная больница №7», БУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская районная больница» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право прокурору обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.
Согласно статье 3 указанного Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 24 Закона № 196-ФЗ установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 28 Закона № 196-ФЗ, основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 данной статьи).
Пункты 1 и 4 статьи 23.1 указанного Федерального закона предусматривают, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, в силу пункта 7 раздела II которого к числу таких противопоказаний относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), код заболевания по Международной статистической классификации болезней: F10 - F16, F18, F19.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно указанному Перечню медицинским противопоказанием для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортными средствами категории «А,В,С» является заболевание алкоголизмом. Там же отмечено, что допуск к управлению транспортными средствами допускается при стойкой ремиссии.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 г. № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» диспансерное наблюдение за состоянием здоровья пациентов, в том числе в целях лечения, подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания, осуществляют врачи-психиатры-наркологи в ходе проводимых осмотров пациентов: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (пункты 2, 4, 7, 12 Приложения № 2).
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличии у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет.
Из материалов дела следует, что 20 июня 2019 г. регистрационного-экзаменационным отделением № 2 (дислокация г. Шумиха) Межрайонного регистрационного-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области Мамонтову В.А. выдано водительское удостоверение № *** на право управления транспортными средствами категории А, А1,В, В1, С, С1, D, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E, M.
По информации БУ ХМАО-Югры «Нефтеюганская районная больница» Мамонтов В.А. с 25 марта 2020 г. состоит на диспансерном учете с диагнозом «***». Рекомендуемый порядок не соблюдал. Решений о снятии с диспансерного наблюдения в связи с ремиссией не принималось. Установленный диагноз является противопоказанием к управлению транспортными средствами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».
Согласно заключению судебно-психиатрического эксперта № 305/2 от 11 января 2024 г. ГКУ «Курганская областная психоневрологическая больница» у Мамонтова В.А. в настоящее время обнаруживается ***. Ремиссия объективно не подтверждена, поэтому ответить на вопрос о сроке ремиссии не представляется возможным. Мамонтов В.А. нуждается в дальнейшем диспансерном наблюдении у врача *** по месту жительства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами» и Приказа Минздрава РФ от 30.12.2015 № 1034н, в настоящее время Мамонтову В.А. управление транспортными средствами противопоказано до снятия с диспансерного наблюдения.
В ходе судебного разбирательства Мамонтов В.А. каких-либо доказательств, опровергающих медицинские сведения о наличии у него указанного заболевания или наличие состояния стойкой ремиссии (выздоровления), не представил. Решение о постановке на диспансерный учет не обжаловал.
Установление у Мамонтова В.А. наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения, в связи с чем административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика Мамонтова В.А. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░., <░░░░> ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № *** ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░, ░1, ░, ░1, ░, ░1, D, D1, ░░, ░░, ░1░, D░, D1░, ░, ░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 2 (░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № *** ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░, ░1, ░, ░1, ░, ░1, D, D1, ░░, ░░, ░1░, D░, D1░, ░, ░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 2 (░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░