Дело № 2а-1286/2023
УИД 23RS0004-01-2023-000817-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Анапа 12 апреля 2023 года
Судья Анапского районного суда Краснодарского края Волошин В.А.,
при секретаре Куцаевой Ж.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Семенихиной В.С. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления
У С Т А Н О В И Л:
Семенихина В.С. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
В обосновании заявленных исковых требований указала, что она обратилась с заявлением на имя главы Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о включении земельного участка с кадастровым номером 000, расположенного по адресу (...), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства в границы населенного пункта (...). Заявление Административного истца также содержало просьбу об изменении вид разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения личного подсобного хозяйства». 00.00.0000 на адрес истца поступил ответ администрации от 00.00.0000 000 о невозможности включения земельного участка в границы населенного пункта (...). Рассмотрение заявлений административного истца осуществлялось администрацией путем проведения заседания комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа без уведомления административных истцов и иных заинтересованных лиц. С отказом административного ответчика не согласна. Возможность включения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, относящихся к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, в границы населенного пункта прямо предусмотрена действующим законодательством. Отказом администрации нарушены права административного истца на включение принадлежащего ей участка в границы населенного пункта. Просит суд признать отказ администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 00.00.0000 000 направленный в адрес Семенихиной В.С. незаконным. Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа повторно рассмотреть заявление Семенихиной В.С., в порядке, установленном действующим законодательством.
В судебное заседание административный истец Семенихина В.С. не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Прошкин А.Б., действующий на основании доверенности 000 от 00.00.0000, в судебное заседание не явился, согласно представленного в суд заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие, из письменных пояснений следует, что представитель административного ответчика возражает против заявленные требований, отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
С учетом положений статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежит рассматривать заявление административного истца на предмет законности и обоснованности оспаривания решений управления, которымиадминистративным истцам отказано в предоставлении в собственность спорных земельных участков.
В соответствии со ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства наряду с прочими являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с п.3 ст.6 КАС РФ к принципам административного судопроизводства относятся законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
для признания судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств, а именно несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРН от 00.00.0000. земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 605+/- 17 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид: для сельскохозяйственного производства; расположенный в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), принадлежит на праве собственности Семенихиной В.С.
Согласно заявления от 00.00.0000. на имя главы муниципального образования город-курорт Анапа Семенихина В.С. обратилась с просьбой о включении земельного участка в границы населенного пункта.
Из письма заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа от 00.00.0000 000 следует, что 00.00.0000 комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа рассмотрено предложение (замечание) собственников территории ЗАО «Джемете» по вопросу включения в границы населенного пункта вышеуказанной территории, в том числе в границы которой входит земельный участок с кадастровым номером 000. Комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа вышеуказанное предложение (замечание) отклонено. В генеральном плане указанные земельные участки относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям и виноградопригодным территориям. Включение территории (ориентир земельный участок с кадастровым номером 000) в границы населенного пункта (...) не представляется возможным.
Проанализировав содержание принятого решения, в совокупности с указанными нормами законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение по сути представляют собой заключения о невозможности или нецелесообразности включения земельных участков в границу населенного пункта, принято уполномоченным на то лицом. Решение мотивировано, содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов. Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (ст.83 ЗК РФ).
Согласно ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1 статьи 4 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (пункт статьи 4 ГрК РФ)
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Администрация при иных равных обстоятельствах правового режима виноградопригодных земель принципа земельного законодательства закрепляет приоритет их отнесения к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждает необходимость исключения земельных участков из границ населенных пунктов.
В настоящее время изменение границ населенных пунктов осуществляется путем внесения изменений в генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Установлением и изменением границ населенных пунктов являются: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях) ( пункт 1 ст. 84 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.
В силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросу местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Статьей 2 Закона Краснодарского края №676-K3 от 1 апреля 2004 года «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Анапа наделено статусом городского округа.
Генеральный план муниципального городского округа город-курорт Анапа утвержден решением Совета от 14 ноября 2013 г. N° 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа».
Указание в Генеральном плане как документе долгосрочного планирования, утверждаемом на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ), носящих информационный характер и отражающих планируемые изменения и развитие населенных пунктов границ положениям градостроительного законодательства не противоречит.
В силу подпункта 10 пункта 1 указанной статьи установление правового режима земель является дифференцированным и при его определении должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы. Использование земель в качестве средства сельскохозяйственного производства приоритетно перед ее использованием в качестве объекта недвижимости согласно подпункту 2 пункта 1 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.
В статье 24 Градостроительного кодекса РФ указано, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (ч.16).
Таким образом, перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенного пункта допускается при наличии соответствующего заключения органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт.
В ст. 25 Градостроительного кодекса Краснодарского края закреплен, принцип приоритетности и недопустимости включения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, относящихся сельскохозяйственным угодьям, в границы населенных пунктов в целях жилищного строительства.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, сказанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий в границы населенного пункта отражены в генеральном плане, вследствие чего в силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ эти границы могут быть изменены путем внесения соответствующих изменений в существующий генеральный план.
В силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Смысловым единством нормативного регулирования, установленного частями 1 и 5 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что к документам муниципальных образований относятся схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов, которыми установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа.
В случае же отсутствия документа территориального планирования (генерального плана) согласно смыслу части 1 статьи 4.1. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №191-Ф3 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Правоприменение статьи 4.1. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №191-Ф3, определяющий порядок перевода земельного участка из одной категории в другую, одной из которых является категория земель населенных пунктов детерминируется только фактом отсутствия генерального плана и осуществляется вышестоящим уровнем организации публичной власти - субъектом Российской Федерации.
При наличии же генерального плана городского округа порядок перевода, установленный статьей 4.1. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N° 191-Ф3 по общему правилу применению не подлежит.
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения, в том числе по утверждению и изменению генеральных планов на территории сельских поселений отнесено к полномочиям муниципального района, в связи с чем административный ответчик был вправе рассмотреть обращения административных истцов по существу и по результатам рассмотрения направить ответ о нецелесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта.
В соответствии с пунктами 10 и 36 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и пунктом 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель и изменение границ муниципальных образований в установленном порядке относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель (пункт 10);
определения границ муниципальных образований в установленном порядке (пункт 36).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов ( пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти.
Положением пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения такой проект подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ.
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. №532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», согласно которой перевод земель из одной категории в другую в порядке, установленном федеральными законами, осуществляется высшим исполнительным органом Краснодарского края - в отношении земель, находящихся в собственности Краснодарского края, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности.
Генеральный план города-курорта Анапа на стадии проектной разработки изменений в него в 2021-22 годах прошел процедуру согласования с заинтересованными федеральными и региональными органами публичной власти, должностными лицами этих органов.
В силу ст. 130, ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Из совокупности указанных норм законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложены полномочия по включению земельных участков в границы населенных пунктов, в том числе и принятие решений о целесообразности или нецелесообразности включения их в границы населенных пунктов.
При установленных обстоятельствах суд полагает в удовлетворении требований Семенихиной В.С. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░