Дело № 2а-412/2023
УИД 33RS0002-01-2022-006233-62
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 мая 2023 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре ФИО1
с участием:
прокурора ФИО2,
представителя административного ответчика - Управления образования администрации <...> ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному иску прокурора <...> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <...>, Управлению образования администрации <...>, МБДОУ «Детский сад ###» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <...> в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд <...> с административным иском, в котором с учетом уточнений в порядке ст.39 КАС РФ просит обязать:
- администрации <...> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить финансирование управлению образования администрации <...> для организации круглосуточной охраны МБДОУ <...> «Детский сад ###» по адресу: <...>, микр. Юрьевец, <...>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- управления образования администрации <...> не позднее 1 месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБДОУ <...> «Детский сад ###» для организации круглосуточной охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- МБДОУ <...> «Детский сад ###» в течение двух месяцев с момента поступления бюджетных средств обеспечить объект охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В обоснование иска указано, что прокуратурой <...> проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности.
В ходе проверки установлено, что МБДОУ «Детский сад ###» ДД.ММ.ГГГГ присвоена 3 категория опасности.
Охрана объекта осуществляется штатными сотрудниками учреждения, не обладающими специальными навыками, не прошедшими специальную подготовку, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств.
В нарушение положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### объект не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Таким образом, комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта не обеспечивается, деятельность по предупреждению терроризма надлежащим образом не реализуется, что не отвечает требованиям законодательства. Непринятие полного комплекса мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта может привести к проникновению радикально настроенных лиц на территорию объекта, проносу запрещенных предметов, совершению террористических актов, неграмотных действиях сотрудников учреждения при угрозе совершения террористического акта, причинению вреда жизни и здоровью граждан, совершению иных противоправных действий в отношении несовершеннолетних, повреждению имущества.
Обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению объекта надлежащей охраной возлагается на администрацию города.
По данному факту в адрес Управления образования администрации <...> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, однако должных мер по устранению выявленных нарушений не принято.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования администрации <...>, заинтересованными лицами - Финансовое управление администрации <...>, МКУ "Централизованная бухгалтерия управления образования администрации <...>"
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель администрации <...> в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, ранее в пояснениях просил в иске к администрации <...> отказать, указав, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу п.п.3.1,3.3 Положения об управлении образования администрации <...>, утвержденного решением Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### именно Управление образования выполняет осуществление функций и полномочий учредителя подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также осуществляет их финансирование в установленном порядке. Пунктом 3.21.4 Положения именно на управление образования администрации <...> возложена обязанность обеспечения выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении Управления.
Представитель административного ответчика Управления образования администрации <...> полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению по доводам, приведенным в письменных возражениях, полагая заявленный прокурором срок неразумным и прося об увеличении срока.
Дошкольное учреждение в суд представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещались, в данных ранее пояснениях указано на наличие поста охраны и неразумные сроки исполнения обязательств.
ФГКУ «УВО ВНГ России по Владимирской области» в суд представителя не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В данных ранее пояснениях указал на отсутствие физической охраны в МБДОУ «Детский сад ###», а неприятие полного комплекса мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта не обеспечивает защиту от противоправных действий в отношении несовершеннолетних, повреждению имущества.
Финансовое управление администрации <...>, МКУ «ЦБ УО» в суд представителей не направили, в письменном отзыве последним указано, что лимиты распределяются и доводятся до учреждений управлением образования на основании доведенных до управления образования объемов бюджетных ассигнований.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве. Учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, устанавливающей, что неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц и их представителей не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п."д" ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального (городского) округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района (округа). В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования), устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства (п. 1 Требований).
В силу подп. "б" п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности обеспечивается их охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <...> «Детский сад N 11» является дошкольной образовательной организацией, осуществляющей в качестве основного вида деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми.
Указанная деятельность осуществляется по адресу: <...>, микр. Юрьевец, <...>.
Согласно паспорта безопасности Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, упомянутый объект (территории) относится к третьей категории опасности и требует обеспечения охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В соответствии с Уставом ДОУ, учредителем бюджетного учреждения является МО <...>, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации <...>, которое является структурным подразделением администрации <...> и обладает ее полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой <...> на предмет соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности, выявлены нарушения, в частности, в нарушение вышеприведенных норм, т.к. охрана объектов и территорий Учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечивается.
Данный факт лицами, участвующими в деле не отрицался.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес Управления образования администрации <...> внесено представление ### об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, в т.ч. в части обеспечения физической охраной.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Управления образования администрации <...> ФИО4 указала, что физическая охрана силами ЧОП не обеспечена по причине отсутствия финансирования. В целях организации физической охраны силами ЧОП подведомственных дошкольных образовательных учреждений Управлением образования направлено письмо начальнику финансового управления администрации <...> о дополнительной потребности в средствах на 2023 год и плановый период 2024-2025г.г.
По настоящее время нарушение не устранено, доказательств обратного суду не представлено.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.
Принимая во внимание, что неисполнение дошкольным образовательным учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности создает угрозу безопасности жизни и здоровью, в т.ч. несовершеннолетних обучающихся, а также работников детского сада в период их нахождения в образовательной организации, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку обеспечение антитеррористической защищенности является вопросом местного значения, которое относится к полномочиям администрации <...>, обеспечение на объекте дошкольного образовательного учреждения физической охраны является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
Само по себе отсутствие необходимого финансирования не освобождает административных ответчиков от исполнения требований действующего законодательства и не является основанием для отказа в иске.
С учетом объема выполнения необходимых работ, соблюдения требований Федерального закона №44-ФЗ, сроков формирования бюджета, суд полагает возможным установить срок для выполнения требований в области антитеррористической безопасности в 6 месяцев, который находит разумным как для решения вопроса финансирования, так и непосредственной организации ДОУ физической охраной.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ <...> «░░░░░░░ ░░░ ###» ░░ ░░░░░░: <...>, ░░░░. ░░░░░░░, <...>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <...> «░░░░░░░ ░░░ ###» ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ <...> «░░░░░░░ ░░░ ###» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, ░░░░. ░░░░░░░, <...>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░