Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1977/2023 ~ М-1272/2023 от 11.04.2023

Дело № 2а-1977/23

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    08 июня 2023 года                                          г. Чехов

    Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи                              Малаховой Е.Б.

            при секретаре                                                        Офицеровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к <данные изъяты> о признании незаконным решения о возврате документов без рассмотрения, установлении границ земельного участка согласно межевому плану,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к <данные изъяты> о признании незаконным решения о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ № № установлении границ земельного участка с кадастровым номером № согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование своих требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Он обратился в органы Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете, однако ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик уведомил его о возврате документов без рассмотрения. С данным решением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку регистратором проигнорирована статья 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с требованиями которой вопрос наложения границ участков необходимо было рассматривать с учетом правоустанавливающих документов, причины наложения границ ответчиком выяснены не были, тогда как оно приводит к уменьшению площади его земельного участка.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме. В ходе рассмотрения дела административный истец последовательно настаивал, что им оспариваются именно действия (решение) органов Росреестра, а заявленное требование об установлении границ земельного участка в соответствии с межевым планом является способом восстановления административным ответчиком его нарушенного права.

Представители административных ответчиков <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание явилась, против удовлетворения административных исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, а именно, указывая на то, что споры относительно установления смежной границы между ее земельным участком и участком административного истца неоднократно разрешались судом в порядке гражданского судопроизводства, представленный ФИО2 в отдел Росреестра межевой план содержит неправильные данные, а само требование к Росреестру является надуманным.

Выслушав объяснения административного истца, заинтересованного лица, изучив, оценив и проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если имеется одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Заинтересованному лицу ФИО5 принадлежит на праве собственности смежный земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м, по адресу: <адрес>, участок поставлен на кадастровый учет в конкретных границах.

С целью уточнения местоположения границ принадлежащего ему земельного участка ФИО2 обратился в <данные изъяты> с заявлением о государственной кадастровом учете, приложив межевой план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ № № административный ответчик в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» возвратил без рассмотрения заявление ФИО2 и приложенные к нему документы в связи с тем, что по итогам проведения правовой экспертизы и пространственных проверок были выявлены следующие замечания: обнаружено пересечение с земельным участком КН № площадь пересечения № кв.м.

О наличии пересечения подлежащих уточнению границ земельного участка ФИО2 с границами земельного участка ФИО5 согласно сведениям ЕГРН прямо указано в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, а также следует из содержания административного искового заявления, в связи с чем ссылка административного ответчика на выявленное пересечение границ земельных участков является обоснованной.

Вместе с тем суд полагает, что основания для возврата без рассмотрения заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, у административного ответчика отсутствовали.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу положений п.1 ст. 29 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдача документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Таким образом, проведение правовой экспертизы возможно только после того, как регистратор установил отсутствие оснований для возврата документов без рассмотрения.

Согласно статье 25 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, возвращаются без рассмотрения, если:

1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;

1.1) заявление о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, заявление о государственной регистрации договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прилагаемые к ним документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и при этом не соблюдены требования, установленные статьей 36.2 настоящего Федерального закона;

2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;

3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;

4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.5 части 1 и пунктом 5 части 3 статьи 15 (при условии совершения сделки при личном участии правообладателя (его законного представителя), частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона, а также случая государственной регистрации прав в порядке наследования;

4.1) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до устранения собственником такого земельного участка выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований или отмены выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований по результатам рассмотрения жалобы на решение уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) либо отметка о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации;

5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что предусмотренный статьей 25 перечень оснований для возвращения заявления без рассмотрения является исчерпывающим; такого основания, как пересечение границ земельных участков, данная правовая норма не содержит.

В свою очередь выявленное по результатам правовой экспертизы пересечение границ земельного участка, в отношении которого представлено заявление, с границами другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пп. 20 п. 1 ст. 26 Федерального закона), а не для возврата документов без рассмотрения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для возвращения без рассмотрения заявления ФИО2 и приложенных к нему документов у административного ответчика не имелось, в связи с чем заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, а решение <данные изъяты> о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ № № – признанию незаконным.

Одновременно суд обязывает административного ответчика для восстановления нарушенных прав ФИО2 повторно рассмотреть заявление последнего о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № №, в удовлетворении остальной части требований - отказать.

Руководствуясь ст. ст. 177, 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № №

░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № №

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░          ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1977/2023 ~ М-1272/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Белозеров Валерий Викторович
Ответчики
Межмуниципальный отдел по Подольскому и Чеховскому районам Управления Росреестра по Московской области
Управление Росреестра по Мо
Другие
Огиенко Елена Александровна
Суд
Чеховский городской суд Московской области
Судья
Малахова Екатерина Борисовна
Дело на сайте суда
chehov--mo.sudrf.ru
11.04.2023Регистрация административного искового заявления
11.04.2023Передача материалов судье
13.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2023Подготовка дела (собеседование)
03.05.2023Рассмотрение дела начато с начала
29.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2023Дело оформлено
15.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее