Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-867/2022 ~ М-781/2022 от 13.04.2022

УИД № 38RS0019-01-2022-001035-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2022г.                                          город Братск

Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в составе

председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,

при секретаре Чепизубовой Д.Е.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-867/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по (адрес) к Мельниковой Е. С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по (адрес) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мельниковой Е.С., в котором просит взыскать с Мельниковой Е.С. задолженность в сумме 3446,67 руб., в том числе: по налогу на имущество за 2016 г. в размере 59,90 руб., за 2017 г. в размере 77 руб., по пени по налогу на имущество на задолженность 2016, 2017г.г. за период с (дата) по (дата) в размере 0,12 коп., за период с (дата) по (дата) в размере 1,11 руб., по транспортному налогу за 2016 г. в размере 1380 руб., за 2017 г. в размере 1899 руб., по пени по транспортному налогу на задолженность, 2016, 2017г. г. за период с (дата) по (дата). в размере 2,28 руб., за период с (дата) по (дата) в размере 27,26 руб.

В обоснование требований административный истец указал, что Мельникова Е.С. является собственником имущества, в связи с чем, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № по (адрес), по месту нахождения своего имущества, подлежащего налогообложению.

В связи с частичной оплатой задолженности по налогу на имущество за 2016 г. в размере 11,10 руб. остаток задолженности составляет 136,90 руб. О необходимости уплаты налога на имущество за 2016, 2017 налогоплательщик был своевременно оповещен уведомлениями об уплате налога № от (дата), № от (дата). В связи с неуплатой налога на имущество за 2016 г., 2017 г. начислены пени в размере 1,23 руб. за период с (дата) по (дата) в размере 0,12 руб., за период с (дата) по (дата) в размере 1,11 руб.

В связи с тем, что налоги и пени не были уплачены, налогоплательщику были выставлены требования об уплате налога, сбора, пени № от (дата), № от (дата). Задолженность по налогу и пени до настоящего времени налогоплательщиком не оплачена.

О необходимости уплаты транспортного налога за 2016, 2017 г. налогоплательщик был своевременно оповещен уведомлениями об уплате налога № от (дата), № от (дата). В связи с неуплатой транспортного налога за 2016, 2017г. начислены пени в размере 29.54 руб. за период с (дата) по (дата). в размере 2,28 руб., за период с (дата) по (дата) в размере 27,26 руб.

В связи с тем, что налоги и пени не были уплачены, налогоплательщику были выставлены требования об уплате налога, сбора, пени № от (дата), № от (дата). Задолженность до настоящего времени налогоплательщиком не оплачена.

В связи с неуплатой задолженности по требованию, налоговым органом было принято решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд в порядке ст. 48 НК РФ.

    Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по (адрес) в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, причины неявки суду неизвестны.

    Административный ответчик Мельникова Е.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась по известному суду адресу регистрации, причины неявки суду неизвестны.

В силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

    Изучив административное исковое заявление, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 2 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.

Положения налогового законодательства в настоящем решении суда изложены в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В силу п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Согласно статьям 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьями 405, 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Судом установлено и не опровергнуто административным ответчиком, что в 2016-2017 годах Мельникова Е.С. являлась собственником 2/5 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес), следовательно, Мельникова Е.С. являлась плательщиком налога на имущество.

Кроме того, в 2016 Мельникова Е.С. являлась собственником транспортных средств: (данные изъяты), государственный регистрационный знак №, и (данные изъяты), государственный регистрационный знак №, а с 2017г. и собственником транспортного средства – (данные изъяты), государственный регистрационный знак №, следовательно, Мельникова Е.С. являлась плательщиком транспортного налога.

Абзац 2 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, который направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4); требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).

В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

В силу ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно налоговому уведомлению № от (дата), направленному в адрес налогоплательщика Мельниковой Е.С. налоговым органом, Мельниковой Е.С. в срок не позднее (дата) необходимо уплатить транспортный налог за 2016 год в сумме 1380 руб., а также налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 71 руб.

    Направление налогового уведомления в установленный законом срок подтверждается списками направления корреспонденции № от (дата).

    В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц и транспортного налога за 2016 год в адрес налогоплательщика Мельниковой Е.С. было направлено налоговое требование № по состоянию на (дата) об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц на сумму 71 руб., а также об уплате задолженности по транспортному налогу на сумму 1380 руб., пени по налогу на имущество физических лиц на сумму 0,12 руб., пени по транспортному налогу на сумму 2,28 руб., со сроком исполнения до (дата).

(дата)г. в адрес Мельниковой Е.С. направлено налоговое уведомление № от (дата), согласно которому, Мельниковой Е.С. в срок не позднее (дата) необходимо уплатить транспортный налог за 2017 год в сумме 1899 руб., а также налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 77 руб.

    В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц и транспортного налога за 2017 год в адрес налогоплательщика Мельниковой Е.С. было направлено налоговое требование № по состоянию на (дата) об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц на сумму 77 руб., а также об уплате задолженности по транспортному налогу на сумму 1899 руб., пени по налогу на имущество физических лиц на сумму 1,11 руб., пени по транспортному налогу на сумму 27,26 руб., со сроком исполнения до (дата).

    Направление налогового требования подтверждается списком направления корреспонденции № от (дата).

Судом проверен расчет задолженности по пени, представленный административным истцом, суд находит его верным, административным ответчиком данный расчет не опровергнут.

До настоящего времени указанная задолженность административным ответчиком не оплачена, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пений, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пений, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пений, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Исходя из сумм задолженности, указанных в требованиях, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты, когда размер взыскиваемых сумм превысил 3000 рублей, то есть со дня истечения добровольного срока исполнения последнего требования № – с (дата), следовательно, шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании истек (дата).

Из определения мирового судьи судебного участка № Падунского и (адрес) от (дата) следует, что судебный приказ №а-2071/2020 от (дата) о взыскании с Мельниковой Е.С. задолженности по налогам, пеням и штрафам за 2016-017 года отменен по заявлению должника.

Таким образом, при обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа был пропущен установленный абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности налоговый орган обратился (дата), т.е. не позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при обращении в суд с административным исковым заявлением административный истец утратил право на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени, нарушив установленные абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки при обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

При этом оснований для восстановления пропущенного срока судом не усматривается, поскольку административным истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд за взысканием указанной задолженности.

Доводы административного истца о значительном объеме работы суд не может признать уважительной причиной пропуска названного срока, поскольку Межрайонная ИФНС России № по (адрес) является квалифицированным участником гражданских правоотношений, имеющим в штате квалифицированных юристов, в чьи обязанности входит, в том числе предъявление административных исковых заявлений в суд, доводы о сбое в программе при формировании списка должников, большом количестве должников суд также считает несостоятельными. Доказательств того, что налоговый орган не располагал возможностью направить заявление о вынесении судебного приказа по взысканию налоговой задолженности в установленный законом срок, суду не представлено.

Согласно п. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, поскольку срок принудительного взыскания налоговым органом пропущен, в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № по (адрес) к Мельниковой Е.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, пени надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ (░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░ 2022░.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-867/2022 ~ М-781/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 23 по Иркутской области
Ответчики
Мельникова Екатерина Сергеевна
Суд
Падунский районный суд г. Братска Иркутской области
Судья
Литвинцева Евгения Михайловна
Дело на сайте суда
padunsky--irk.sudrf.ru
13.04.2022Регистрация административного искового заявления
13.04.2022Передача материалов судье
14.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2022Судебное заседание
12.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2022Дело оформлено
17.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее