УИД: 66OS0000-01-2019-000147-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
03 сентября 2019 года |
Дело № 3а-225/2019 |
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Кармановой Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-225/2019 по административному исковому заявлению Атякшева Александра Викторовича
к административным ответчикам – Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Правительству Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому Федеральному округу, Администрации города Екатеринбурга, Баталовой Инны Леонидовны
об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №, № в размере их рыночной стоимости, при участии в судебном заседании представителя Правительства Свердловской области Денисова Д.В.,
установил:
Атякшев Александр Викторович (далее – административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №, № в размере их рыночной стоимости, указав, что является собственником нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: ....
Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика налога на имущество, административный истец просил установить:
- для объекта недвижимости с кадастровым номером № кадастровую стоимость в размере, равном его рыночной стоимости 13483658 руб. по состоянию на 21 января 2014 года;
- для объекта недвижимости с кадастровым номером № кадастровую стоимость в размере, равном его рыночной стоимости 567515 руб. по состоянию на 23 января 2014 года
на основании отчетов об оценке от 25 декабря 2018 года № 2018/11-1086 и № 2018/11-1086/1, составленных оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Аналитическое агентство оценки» М.А.А.
18 июня 2019 года по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Профи Апрайс» А.С.С.
В судебном заседании принял участие представитель административного ответчика Денисов Д.В., который против удовлетворения заявленных требований не возразил.
Иные лица, участвующие в деле, - административный истец, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому Федеральному округу, Администрация города Екатеринбурга, Баталова Инна Леонидовна в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц после возобновления производства по административному делу определением суда от 03 сентября 2019года.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика Денисова Д.В., исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, а также заключение эксперта от 29 июля 2019 года, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определении кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учетом особенностей установленных названной главой.
Физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (статья 400 названного Кодекса).
Статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам налогообложения отнесены, помимо прочего, здания, строения, сооружения, помещения.
В силу пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2017 года № 880-ПП «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Вышеназванным Постановлением здание, расположенное по адресу: ..., в котором находятся спорные нежилые помещения, включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № рассчитана актом определения кадастровой стоимости от 05 февраля 2014 года на основании постановления Правительства Свердловской области от 28 декабря 2012 года №1593-ПП «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области» с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости в размере 74175,22 руб./кв.м. и составила для объекта недвижимости с кадастровым номером № – 31457710, 80 руб., для объекта недвижимости с кадастровым номером № – 2648055, 35 руб.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17 февраля 2014 года;
- с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17 февраля 2014 года.
Являясь собственником вышеуказанных объектов недвижимости, административный истец является плательщиком налога на имущество, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Поэтому результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости непосредственно влияют на права и обязанности административного истца в налоговых правоотношениях.
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу.
Поэтому истечение этого срока не может являться обстоятельством, исключающим возможность пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости, административный истец представил в суд отчеты об оценке от 25 декабря 2019 года № 2018/11-1086, № 2018/11-1086/1, составленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Аналитическое агентство оценки» М.А.А.
Согласно отчетам, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 21 января 2014 года составляет 13483658 руб.; а рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 23 января 2014 года составляет 567515 руб.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчеты об оценке объектов недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона № 135-ФЗ).
В ходе рассмотрения настоящего административного дела, судом была назначена судебная экспертиза по вопросам проверки на соответствие представленных отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 25 декабря 2019 года № 2018/11-1086, № 2018/11-1086/1 требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, а также Федеральным стандартам оценки, и в случае их несоответствия законодательству об оценочной деятельности, эксперту было поручено определить рыночную стоимость спорных объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости.
Согласно заключению эксперта от 29 июля 2019 года отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 25 декабря 2019 года № 2018/11-1086, № 2018/11-1086/1 не соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, а также Федеральным стандартам оценки.
В связи с чем, эксперт определил рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 21 января 2014 года, которая составила 20254 000 руб.; а также определил рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 23 января 2014 года, которая составила 1379000 руб.
Производство судебной экспертизы регламентировано положениями статей 77-79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», который определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Согласно статье 41 указанного выше Закона судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части 1 статьи 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие статей 2, 4, 6-8, 16 и 17, части 2 статьи 18, статей 24 и 25 Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Из содержания статьи 25 Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.
Согласно выводам эксперта А.С.С., отчеты об оценке рыночной стоимости от 25 декабря 2018 года № 2018/11-1086, № 2018/11-1086/1 не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности; в связи с чем, экспертом была определена рыночная стоимость:
- объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 21 января 2014 года в размере 20254 000 руб.;
- объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 23 января 2014 года в размере 1379000 руб.
Изучив заключение эксперта, суд находит его соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности, о судебной экспертизе, на котором возможно строить выводы суда по предмету спора
Так, заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Рассматривая требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании представленных отчетов об оценке от 25 декабря 2018 года № 2018/11-1086, № 2018/11-1086/1, суд считает, что указанные отчеты не могут быть положены в основу решения, поскольку опровергнуты результатами проведенной по делу судебной экспертизы, назначенной судом.
В этой связи, суд, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» из содержания, которого, следует, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении, считает, что по рассматриваемому административному делу кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на основании заключения судебной экспертизы.
С учетом изложенного, суд устанавливает:
- по состоянию на 21 января 2014 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 20254000 руб.;
- по состоянию на 23 января 2014 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 1379000 руб.
При определении даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, суд исходит из разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 указанного постановления, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).
Датой обращения административного истца в суд является 26 марта 2019 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: №, №, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ 424, 1 ░░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 20254 000 (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 35,7 ░░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 1379 000 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░