Дело № 2а-109/2024
25RS0036-01-2024-000186-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2024 года с. Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Акимчук В.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора Яковлевского района Приморского края ФИО4,
представителя административного ответчика – представителя администрации Яковлевского муниципального округа Приморского края ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яковлевского района Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Яковлевского муниципального округа Приморского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
установил:
Прокурор Яковлевского района Приморского края обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами. Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый имеет право на благополучную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа. В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В силу пункта 18 постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. На территории Яковлевского муниципального округа находится несанкционированное место складирования твердых бытовых отходов, что приводит к загрязнению территории Яковлевского муниципального округа. В ходе проведенной 18 марта 2024 года прокуратурой района проверки установлено, что на повороте, расположенном на участке 54 км + 19 м автомобильной дороги «Спасск – Варфоломеевка» имеется несанкционированная свалка бытового мусора, коробок, досок, мебели, спиленных деревьев. 18 марта 2024 года по факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы администрации Яковлевского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения устранены не в полном объеме. Выявленные нарушения влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного прокурор Яковлевского района просил суд признать незаконным бездействие администрации Яковлевского муниципального округа, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды; возложить обязанность на администрацию Яковлевского муниципального округа в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения норм законодательства об охране окружающей среды, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на повороте на участке 54 км + 19 м автомобильной дороги «Спасск – Варфоломеевка».
В судебном заседании помощник прокурора Яковлевского района Приморского края ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в нем.
Представитель административного ответчика – представитель администрации Яковлевского муниципального округа Приморского края ФИО3 в судебном заседании возражений относительно заявленных требований не высказал.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Положениями части 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Положениями статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
В частности, частью 2 статьи 8 указанного закона об отходах производства и потребления установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Кроме того, согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Помимо этого, полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды установлены статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (пункт 1). К вопросам местного значения относятся выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (пункт 5).
Учитывая изложенное, деятельность по организации мероприятий по охране окружающей среды, по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, по ликвидации накопленного вреда в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, в силу закона относится к компетенции Яковлевского муниципального округа Приморского края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации (статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статья 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
При этом пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Яковлевского района Приморского края проведена проверка исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории Яковлевского муниципального района.
В ходе проверки, проведенной в марте 2024 года, установлено, что на повороте, расположенном на участке 54 км + 19 м автомобильной дороги «Спасск – Варфоломеевка» имеется несанкционированная свалка бытового мусора, коробок, досок, мебели, спиленных деревьев.
В связи с выявленными нарушениями, прокурором Яковлевского района Приморского края в адрес главы администрации Яковлевского муниципального округа Приморского края 21 марта 2024 года за исх. № 7-2-2024/207-24-20050038 направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Из содержания представления следует, что на территории Яковлевского муниципального округа находится несанкционированное место складирования твердых бытовых отходов, что приводит к загрязнению территории Яковлевского муниципального округа. Непринятие администрацией Яковлевского муниципального округа мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, проведения регулярной очистки территории Яковлевского муниципального округа от отходов влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний на территории Яковлевского муниципального округа, что является недопустимым. В представлении, содержалось указание на необходимость в течение месяца со дня внесения представления принять меры по устранению допущенных нарушений.
Согласно ответу главы Яковлевского муниципального округа Приморского края Коренчука А.А. от 11 апреля 2024 года № 1852, представление прокурора рассмотрено. Администрацией Яковлевского муниципального округа в рамках реализации муниципальной программы «Содержание и благоустройство Яковлевского муниципального округа на 2024-2030 годы» были проведены работы по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора на участке 54 км+19 м автомобильной дороги «Спасск – Варфоломеевка».
Вместе с тем, из акта проверки от 18 апреля 2024 года и приложенной к нему фототаблицы следует, что несанкционированная свалка бытовых отходов не ликвидирована по настоящее время.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия администрации Яковлевского муниципального округа Приморского края, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды, поскольку несанкционированная свалка твердых бытовых отходов не была ликвидирована в полном объеме.
Оценивая требования прокурора об установлении срока исполнения администрацией Яковлевского муниципального округа Приморского края обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, суд исходит из характера возложенной на ответчика обязанности и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для ее исполнения, и полагает, что срок 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу является достаточным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 177-180, 227, 228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 54 ░░ + 19 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░