Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-144/2023 ~ М-191/2023 от 21.07.2023

11OS0000-01-2023-000149-96

Дело №3а-96/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Шибаковой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Розовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 1 августа 2023 года в
г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Ламеко С.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по административному делу №<Номер обезличен>,

установил:

Ламеко С.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей.

В обоснование заявленного требования указал, что вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 июня 2021 года по делу <Номер обезличен> в неизмененной части его исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ФКУ ИК-<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в не обеспечении за период с 28 апреля 2016 года по настоящее время предметами вещевого довольствия, установленного нормой №1 приложения №1 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2016 года №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», а именно: головным убором зимним, бельем нательным теплым, сорочкой верхней, майкой. На ФКУ ИК-<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить его указанными предметами вещевого довольствия. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 ноября 2021 года решение суда от 1 июня 2021 года изменено в части размера взысканной с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми, выразившихся в не обеспечении указанными предметами вещевого довольствия за период с 28 апреля 2016 года по настоящее время, который определен в сумме ... рублей.

Указывает, что с момента вступления в законную силу решения суда первой инстанции, то есть с 25 ноября 2021 года, неоднократно обращался к должнику, как в письменной, так и в устной форме об обеспечении вещевым довольствием, однако на момент обращения с настоящим административным исковым заявлением решение суда не исполнено, вещевым довольствием не обеспечен, что привело к длительному претерпеванию физических страданий, выражающихся в ощущении холода, нарушению права на исполнение судебного акта в разумный срок.

К участию в деле привлечены административным ответчиком - Министерство финансов Российской Федерации, заинтересованными лицами - Федеральная служба исполнения наказаний, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец Ламеко С.В. в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми, ранее заявленное требование поддержал, указав об исполнении 29 июня 2023 года решения суда и выдаче ему положенного вещевого довольствия, в судебном заседании от 18 июля 2023 года ходатайствовал о проведении слушания дела без использования систем видеоконференц-связи в его отсутствие.

Административный ответчик и заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей для участия в судебном заседании.

В письменных возражениях на административный иск Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми просило в удовлетворении требований Ламеко С.В. отказать.

В силу положений статей 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, в том числе материалы административного дела Сыктывкарского городского суда Республики Коми №2а-1462/2021, суд приходит к следующему.

Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации и включает в себя, в том числе право на исполнение судебного акта в разумный срок, которое реализуется посредством организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.

Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось, что судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановления от 30 июля 2001 года №13-П, от 15 января 2002 года №1-П, от 14 мая 2003 года №8-П, от 14 июля 2005 года №8-П, от 12 июля 2007 года №10-П, от 26 февраля 2010 года №4-П и от 14 мая 2012 года №11-П).

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту – Закон №68-ФЗ) взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).

Статьей 250 КАС РФ предусмотрено, что лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее также постановление Пленума №11), при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.

Решение суда по требованиям, заявленным в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса (часть 8 статьи 227 КАС РФ).

Согласно статье 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено (часть 2 статьи 186 КАС РФ).

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия (часть 9 статьи 227 КАС РФ).

Из материалов административного дела №<Номер обезличен> следует, что решение от 1 июня 2021 года в части возложенных на ФКУ ИК-<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми обязанностей не обращалось судом к немедленному исполнению, предельные сроки исполнения не содержит, следовательно, стало обязательным и подлежало исполнению ФКУ ИК<Номер обезличен> УФСИН России со дня вступления в законную силу – 25 ноября 2021 года.

Исполнение решения суда в указанной части осуществляется ФКУ ИК<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства, что сторонами не оспаривалось, подтверждено ответами Сыктывкарского городского суда Республики от 2 мая 2023 года (административное дело <Номер обезличен>, л.д.35-36) и УФССП России по Республике Коми от 30 мая 2023 года (административное дело <Номер обезличен>, л.д.80).

Материалы дела №<Номер обезличен> не содержат сообщения ФКУ ИК-<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми об исполнении решения суда.

В данном случае, применительно к решению суда по требованиям об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего закон устанавливает специальный порядок обращения его к исполнению судом, не связанный исключительно с возбуждением исполнительного производства, то есть допускается возможность исполнения решения суда по данной категории дела государственным органом без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства.

При рассмотрении настоящего дела ФКУ ИК<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми представлена справка, содержащая информацию о предложенном 17 августа 2021 года административному истцу к получению вещевом имуществе: свитер трикотажный – 1 штука, белье нательное теплое – 2 комплекта, сорочка верхняя – 2 штуки, головной убор зимний – 1 штука, майка – 3 штуки, с приложением лицевого счета №П-4386 и акта отказа Ламеко С.В. от получения вещевого довольствия от 17 августа 2021 года в предложенном количестве (административное дело <Номер обезличен>, л.д.41-46, 53-58).

Из объяснений административного истца следует, что от получения указанного в судебном акте вещевого довольствия он не отказывался, содержание акта (отказа) от 17 августа 2021 года не соответствует действительности, перечисленное вещевое имущество выдавалось меньшего размера, не подходило под рост и комплекцию, на его устные обращения о выдаче вещевого довольствия по размеру и сезону устно сообщалось об отсутствии соответствующего его физическим данным размера одежды, в связи с чем он обратился в суд с настоящим иском.

Согласно справке начальника ОКБИ и ХО ФКУ ИК-<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми ФИО9 от 7 июля 2023 года Ламеко С.В. имеет следующие физические данные: рост – ... см, обхват головы – ... см, объем груди соответствует ... размеру одежды.

Допрошенные в судебном заседании 18 июля 2023 года в качестве свидетелей старший инспектор ОКБИ и ХО ФКУ ИК<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми ФИО10 и начальник указанного отдела ФИО9. пояснили, что осужденным предлагается имеющееся в наличии вещевое довольствие, при этом разрешена его примерка. Участвующий в составлении акта отказа Ламеко С.В. от получения предметов вещевого довольствия от
17 августа 2021 года свидетель ФИО10. подтвердил, что Ламеко С.В. указывал на несоответствие предметов вещевого довольствия его размеру, указанные обстоятельства в акте (отказе) от 17 августа 2021 года не отражены. Из показаний начальника ОКБИ и ХО ФКУ ИК-<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми ФИО9 также следует, что проверить наличие необходимого размера одежды на дату составления акта (отказа) от 17 августа 2021 года невозможно, поскольку отпуск предметов вещевого имущества для ФКУ ИК-<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми производится по количеству и наименованию, без указания его размеров.

Представленными УФСИН России по Республике Коми 31 июля 2023 года разнарядками на получение подведомственными исправительными учреждениями вещевого имущества для обеспечения спецконтингента подтверждается его отпуск исключительно по количеству и наименованию.

При таких обстоятельствах представленными доказательствами не опровергнуто утверждение Ламеко С.В. о не обеспечении предметами вещевого довольствия, соответствующими его размеру и росту, с момента вступления в законную силу судебного акта от 1 июня 2021 года (25 ноября 2021 года) и до даты фактического его исполнения (29 июня 2023 года) в период рассмотрения административного дела путем выдачи Ламеко С.В. согласно записям лицевого счета №П-4386 свитера, белья нательного теплого, рубашки, шапки, майки, положенных ему в соответствии с нормой №1 приложения №1 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2016 года №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах».

Из абзаца 2 пункта 55 постановления Пленума №11 следует, что в случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.

Таким образом, срок исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 июня 2021 года по административному делу №<Номер обезличен> в части возложенной на ФКУ ИК-<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми обязанности по обеспечению административного истца предметами вещевого довольствия, исчисляемый с 25 ноября 2021 года (дата вступления указанного решения суда в законную силу) по 29 июня 2023 года (дата исполнения решения суда), составляет 1 год 7 месяцев 4 дня.

Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума №11 разъяснено, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (пункты 1, 40).

При оценке своевременности мер, принимаемых органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту (пункт 47).

Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ) (пункт 48).

Какие-либо основания, оправдывающие задержку при исполнении ФКУ ИК<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 июня 2021 года по административному делу №<Номер обезличен> в части обеспечения административного истца предметами вещевого довольствия, по делу не установлены. Длительность исполнения указанного решения суда не была вызвана чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой), которые объективно делали невозможным своевременное исполнение возложенной судом обязанности.

Обстоятельств злоупотребления административным истцом предоставленными правами, совершения последним действий, которые могли бы повлечь увеличение срока исполнения судебного акта, судом по данному административному делу не выявлено.

При указанных обстоятельствах период исполнения судебного акта не может быть признан допустимым с учетом принципа разумности сроков его исполнения, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок нарушено в связи с недостаточно эффективными действиями должника и в отсутствие каких-либо уважительных и непреодолимых причин и о наличии оснований для присуждения компенсации.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона №68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов (пункт 1 постановления Пленума №11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума №11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

Определяя размер компенсации, суд должен установить баланс между нарушенным правом лица, в пользу которого присуждается компенсация, дать оценку обстоятельствам, повлекшим нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, и исходить из пределов разумности, что позволит исключить злоупотребление правом.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, в том числе общую продолжительность неисполнения судебного акта, характер нарушения и значимость для административного истца его последствий, а также учитывая принципы разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что требуемая истцом компенсация в размере 30 000 рублей является чрезмерной и определяет к присуждению компенсацию в размере 10 000 рублей.

Указанная сумма компенсации, представляющей собой меру ответственности за нарушение права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, является достаточной и адекватной последствиям нарушенного права, соразмерна допущенному нарушению и обеспечивает возмещение причиненного административному истцу неимущественного вреда.

Решение о присуждении компенсации подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета Министерством финансов Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Закона о компенсации), а также в силу части 3 статьи 259 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №<░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №<░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-144/2023 ~ М-191/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Морозов Александр Владимирович
Ответчики
Министерство финансов РФ
УФК по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Шибакова Т. А.
Дело на сайте суда
vs--komi.sudrf.ru
21.07.2023Регистрация административного искового заявления
21.07.2023Передача материалов судье
26.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее