Дело № 2а-183/2019
Категория 3.113
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2019 года г. Озерск
Озерский районный суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Карницкой А.В.,
при секретаре Журавлевой Ю.Н.,
с участием помощника прокурора Озерского района Закировой Е.С.,
административного истца Мирошниковой С.Е.,
представителя административного ответчика Озерской территориальной
избирательной комиссии Деминой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мирошниковой Светланы Евгеньевны о признании незаконным решения Озерской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2019 года №86/394-4 об отказе в регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу №14 Мирошниковой Светланы Евгеньевны и восстановлении нарушенных избирательных прав административного истца в части соблюдения принципа равенства кандидатов,
УСТАНОВИЛ:
Мирошникова С.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Озерской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2019 года №86/394-4 об отказе в регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области по одномандатному избирательному округу №14, выдвинутого в порядке самовыдвижения, Мирошниковой Светланы Евгеньевны.
В административном исковом заявлении истец указывает, что 15 июля 2019 года в 16 часов 20 минут она представила документы о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №14 на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области. 22 июля 2019 года Озерская ТИК выдала Подтверждение получения документов для регистрации кандидата в порядке самовыдвижения, в разделе "Наименование документа" п.1 подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения в количестве 01 (один лист) с общим количеством подписей 12 (двенадцать). 27 июля 2019 года Озерская ТИК провела проверку подписных листов с подписями избирателей. Полагает, что порядок заполнения и заверения представленных подписных листов соответствовал ФЗ-№67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В результате административный истец получила итоговый протокол о результатах проверки подписных листов, где указано, что количество недостоверных и ( или) недействительных подписей 13 на основании п.п."и" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п.п. "и" п.10 ст. 27 Закона Калининградской области №231 "О муниципальных выборах в Калининградской области". 29 июля 2019 года состоялось заседание Озерской территориальной избирательной комиссии, на котором принято оспариваемое решение. В решении от 29 июля 2019 года №86/394-4 указано число подписей, признанных недействительными, - 12. Просит признать незаконным решение Озерской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2019 года №86/394-4 об отказе в регистрации ее кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу №14 и восстановлении нарушенных избирательных прав административного истца в части соблюдения принципа равенства кандидатов.
Административный истец Мирошникова С.Е. в судебном заседании требования административного иска поддержала по изложенным в заявлении доводам, дополнив, что при принятии от нее документов 22 июля 2019 года в подтверждении получения документов для регистрации кандидата члены рабочей группы Озерской ТИК, принявшие от нее документы, указали, что от нее принят подписной лист с подписями избирателей. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что избирательная комиссия признала поданный ею документ подписным листом. Кроме того, члены рабочей группы ТИК обязаны были ее уведомить о неточностях в ее документах непосредственно при подаче ею документов, а также в трехдневный срок со дня подачи ею документов, однако она не была уведомлена.
Представитель административного ответчика Озерской территориальной избирательной комиссии председатель Озерской ТИК Демина Д.Ю. административные исковые требования не признала, полагает отказ в регистрации и оспариваемое решение законным, административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, ссылаясь, что нарушение формы подписного листа, а именно, отсутствие наименования документа, повлекло признание недействительными всех подписей избирателей.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Демина Д.Ю. указала, что недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 4.1-10 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к указанному Федеральному закону. В соответствии с указанной формой подписной лист должен быть озаглавлен словами "Подписной лист". Аналогичные требования к сбору подписей избирателей и оформлению подписных содержатся в Законе Калининградской области от 18 марта 2008 года №231 "О муниципальных выборах в Калининградской области". Кандидатом Мирошниковой С.Е. было представлено 12 подписей на одном листе в одной папке. Все 12 подписей признаны недействительными на основании п.п. "и" пункта 10 ст. 27 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области", так как все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиями приложения 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", представленный документ неустановленный формы, отсутствует наименование документа. Изготовление и оформление подписных листов должно быть в точном соответствии с положениями законодательства, так как выступают гарантией необходимого информирования граждан, препятствуют возможному сокрытию или искажению информацию, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Кандидаты не вправе самовольно вносить изменения (удалять наименование документа) в формы документов, установленные законодательством. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, установлено решением избирательной комиссии №78/304-4 от 14 июня 2019 года и составляет 10 подписей. Действительных подписей, представленных кандидатом Мирошниковой С.Е. - ноль. Оспариваемое решение принято правомочным составом комиссии.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Озерского района Закировой Е.С., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области от 11 июня 2019 года №40 на 08 сентября 2019 года назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области.
Согласно ст.78 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» от 18 марта 2008 года №231 кандидат представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы, в том числе: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); 3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 24 настоящего Закона (в случае их наличия).
Копия протокола об итогах сбора подписей избирателей с отметкой избирательной комиссии о его принятии выдается кандидату с письменным подтверждением о приеме избирательных документов, указанных в пункте 2 статьи 26 настоящего Закона.
Согласно п.2 ст.79 указанного Закона Калининградской области основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе: 4) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона; 5) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 4 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведения, предусмотренные пунктом 4-2) статьи 24 настоящего Закона; 7) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно п.3 ст.79 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный п.2 ст.79, является исчерпывающим.
Согласно подпункту "и" пункта. 6.4 ст. 38 Федерального закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, признаются недействительными.
Согласно пункту "и" ч.10 ст. 27 Закона Калининградской области от 18.03.2008 N 231 ("О муниципальных выборах в Калининградской области" все подписи избирателей признаются недействительными в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 6, 7.1, 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные абзацем вторым пункта 3 статьи 77 настоящего Закона в соответствии с пунктом 9 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 настоящего Закона в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п. 3 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3.1 - 7 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п. 6.1 названной статьи по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Согласно сформулированным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 года № 15-П правовым позициям публичные интересы, перечисленные в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм. При этом, как особо подчеркивает Конституционный Суд Российской Федерации, чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года N 658-О изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Как следует из материалов дела, 15 июля 2019 года Мирошникова С.Е. обратилась Озерскую территориальную избирательную комиссию (с полномочиями окружной избирательной комиссии) с заявлением о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу №14, представив копию паспорта, копию документа об образовании, копию трудовой книжки копию диплома, справку с места работы, копию свидетельства о заключении брака сведения о размере и источнике доходов, имуществе, принадлежащем кандидату. 22 июля 2019 года Мирошниковой С.Е. в избирательную комиссию представлены, согласно подтверждению получения документов от 22 июля 2019 года, подписной лист один в одной папке с общим количеством заявленных подписей 12 (одна подпись кандидатом исключена), протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку кандидата, первый финансовый отчет.
Согласно итоговому протоколу от 27 июля 2019 года о результатах проверки рабочей группой подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Мирошниковой С.Е., выявлено нарушение требования подп. "и" п. 10 ст. 27 Закона Калининградской области №231 и подпункта "и" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67, - представление документа неустановленной формы, отсутствие наименования документа, в результате 13 подписей признаны недействительными, количество подписей, признанных достоверными - ноль. Таким образом, все представленные кандидатом подписи признаны недействительными.
Решением Озерской ТИК от 29 июля 2019 года №86/394-4 административному истцу Мирошниковой С.Е., выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу №14.
Как следует из оспариваемого решения, основанием отказа явилось признание недействительными всех 12 подписей избирателей на основании п.п. "и" пункта 10 ст. 27 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области", то есть всех подписей избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как представлен документ "подписной лист" неустановленной формы, отсутствует наименование документа. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата установлено решением избирательной комиссии №78/304-4 от 14 июня 2019 года и составляет 10 подписей, кандидатом Мирошниковой С.Е. представлено ноль действительных подписей.
Как усматривается из материалов дела, административным истцом в ТИК представлен лист с подписями избирателей, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно, в нем отсутствует заголовок документа (наименование документа) а именно "Подписной лист".
Административный истец Мирошникова С.Е. не оспаривает в судебном заседании, что ею представлен с документами лист с подписями избирателей, осмотренный в судебном заседании.
Анализ избирательного законодательства позволяет сделать вывод о том, что нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем отсутствуют обязательные к заполнению строки или графы, необходимые для указания сведений, предусмотренных федеральным законодательством, то есть содержатся в подписном листе такие сведения не в полном объеме.
Суд полагает, что при отсутствии в подписном листе наименования документа "ПОДПИСНОЙ ЛИСТ" избиратели, поставившие в нем свои подписи, не обладали полной и достаточной информацией о назначении данного документа, о том, куда он будет представлен.
Изложенное указывает на нарушение порядка оформления подписного листа, что влечет за собой недействительность содержащихся в таком подписном листе подписей избирателей.
Требования законодателя применительно к форме подписных листов обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести нарушение формы подписного листа к категории несущественных.
Доводы административного истца о том, что ей при подаче документов не было сообщено о недостатках поданного ею подписного листа, а также указание в принятых от нее документах о том, что принят именно подписной лист, а не какой-то иной документ, следовательно, ей не могло быть отказано в регистрации, суд отклоняет, как не основанные на законе.
На избирательную комиссию не возложена обязанность разъяснять всем кандидатам порядок заполнения документов, требования к заполнению документов содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законе Калининградской области от 18 марта 2008 года №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области», которые доступны всем.
Вопреки доводам административного истца, члены рабочей группы избирательной комиссии, осуществлявшие прием документов от кандидата, не вправе отказать кандидату в приеме от него документов.
Отклоняя доводы Мирошниковой С.Е. о непредставлении ей возможности устранить недостатки в подписных листах, суд обращает внимание на то обстоятельство, что в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ невозможно внесение изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей с целью приведения указанного документа в соответствие с установленными требованиями, поскольку названные сведения не являются сведениями о кандидате.
Оценив обстоятельства, что в итоговом протоколе о результатах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Мирошниковой С.Е. от 27 июля 2019 года указан в составе рабочей группы по приему и проверке документов член рабочей группы П.А.А., тогда как подпись данного члена рабочей группы в итоговом протоколе отсутствует, а также, что в итоговом протоколе указано количество недействительных подписей 13, тогда как фактически их было 12 (одна подпись исключена кандидатом), суд приходит к выводу, что данные обстоятельства сами по себе не влекут признание оспариваемого решения незаконным.
Довод административного истца о том, что указав в подтверждении о приеме документов от 22 июля 2019 года, что кандидат Мирошникова С.Е. представила подписной лист, а не какой-либо иной документ, ТИК признала представленный ею документ подписным листом и, соответственно, отказ в регистрации незаконен, суд полагает ошибочным, не основанном на законе.
В соответствии с предписаниями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в силу которых: избирательные комиссии организуют подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (пункт 1 статьи 23); регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в статье 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) (пункт 1 статьи 38); процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей предусматривается законом.
Таким образом, законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
При таких обстоятельствах довод административного истца о том, что представленный ею документ подписной лист был признан территориальной избирательной комиссией как надлежащий подписной лист, суд признает противоречащим материалам дела и несостоятельным.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необоснованности утверждения административного истца об отсутствии оснований для отказа ей в регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу №14.
Данных о нарушении избирательных прав административного истца Мирошниковой С.Е. в части нарушения принципа равенства кандидатов судом не установлено.
Оценив указанные выше обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии.
Административному истцу Мирошниковой С.Е. надлежит отказать в удовлетворении административного искового заявления об отмене решения Озерской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2019 года №86/394-4 об отказе в регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Озерский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу №14 Мирошниковой Светланы Евгеньевны и восстановлении нарушенных избирательных прав административного истца в части соблюдения принципа равенства кандидатов.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 244 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░ 2019 ░░░░ №86/394-4 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №14 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ____________________________________