М-92/2023
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ул. Тихоокеанская, 155, г. Хабаровск
тел. 8(4212) 97-91-11, факс 8(4212) 97-91-08, е-mail: kraevoy.hbr@sudrf.ru
сайт: kraevoy.hbr.sudrf.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии административного искового заявления
27 апреля 2023 года город Хабаровск
Судья Хабаровского краевого суда Бузыновская Е.А., изучив материалы административного искового заявления Пака В.В. об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,
у с т а н о в и л:
В административном исковом заявлении Пак В.В. оспаривает утвержденную по состоянию на 01.01.2022 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, просит установить её в размере рыночной стоимости объекта. Свои требования он обосновывает тем, что является собственником объекта недвижимости, обязан платить земельный налог, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 06.04.2023 года административное исковое заявление оставлено без движения, как не соответствующее установленным статьей 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) требованиям, предъявляемым к его содержанию и прилагаемым документам. Административному предлагалось представить: -оформленную в соответствии с требованиями закона выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером № (либо иной документ, подтверждающий право собственности на земельный участок); -оформленную в соответствии с требованиями закона выписку из Единого государственного реестра недвижимости о внесении сведений об утвержденной по состоянию на 01.01.2022 года кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №.
В установленный определением суда от 06.04.2023 года срок Пак В.В. недостатки административного искового заявления устранил.
Административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости принимается к производству суда, если отсутствуют основания для его оставления без движения, его возвращения или отказа в его принятии (статьи 127 - 130, 247 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Юридические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее по тексту КАС РФ).
Административный истец ссылается на то, что, как собственник земельного участка с кадастровым номером №, обязан платить земельный налог, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Поэтому, утвержденная по состоянию на 01.01.2022 года кадастровая стоимость земельного участка влияет на его прав и обязанности.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (части 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ).
Система налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Налоговым кодексом РФ. В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. В состав местных налогов входит и земельный налог, который устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 статьи 387 Налогового кодекса).
Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 года № 571 утверждено Положение о местных налогах на территории городского округа «Город Хабаровск», которым с 01.01.2005 года на территории городского округа «Город Хабаровск» введен земельный налог, установлены его ставки. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения, налоговый и отчетный периоды, порядок исчисления налога и другие элементы налогообложения определяются в соответствии с главой 31 части второй Налогового кодекса РФ
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год (часть 1 статьи 391, часть 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Земельный участок является объектом земельных отношений. Как объект права собственности, земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (части 1, 3 статьи 6, часть 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ).
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участкас кадастровым номером № утверждена по состоянию на 01.01.2022 года приказом министерства имущества Хабаровского края от 24.10.2022 года № 70. Оценка проводилась в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (пункт 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Сведения об утвержденной по состоянию на 01.01.2022 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № внесены в ЕГРН 22.12.2022 года. Приказ министерства имущества Хабаровского края от 24.10.2022 года № 70 вступил в силу 26.12.2022 года. Следовательно, результаты кадастровой оценки применяются в налоговых правоотношениях с 01.01.2023 года.
К административному исковому заявлению приложены выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (от 18.10.2021 года № и от 13.04.2023 №), в которых указано, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 02.09.2021 года, в ЕГРН 18.10.2021 года зарегистрировано право собственности Пака В.В., объект недвижимости снят с кадастрового учета 21.07.2022 года.
Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Положениями Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях. Государственная регистрация прав на недвижимое имуществ представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости (в том числе земельных участках), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (части 2, 3, 7 статьи 1).
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством (часть 1 статьи 25, часть 1 статьи 26, статья 44 Земельного кодекса РФ).
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ).
Анализ представленных с административным исковым заявлением документов позволяет сделать вывод, что право собственности Пака В.В. на земельный участок с кадастровым номером № прекратилось с 21.07.2022 года, в связи с ликвидацией данного объекта недвижимости (разделе, объединении, перераспределении земельного участка).
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (часть 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ).
Поскольку земельный участок с кадастровым номером № снят с кадастрового учета 21.07.2022 года, то с этого времени он перестал быть объектом налогообложения. Утвержденная по состоянию на 01.01.2022 года кадастровая стоимость применяется для определения размера земельного налога с 01.01.2023 года только за налоговый период - календарный 2023 год.
Следовательно, приказ министерства имущества Хабаровского края от 24.10.2022 года № 70, которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков (в том числе с кадастровым номером №), расположенных на территории Хабаровского края по состоянию на 01.01.2022 года (действует с 01.01.2023 года), не нарушает либо иным образом не затрагивает права и законные интересы административного истца.
Судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 3 части 1 статьи 128 КАС РФ).
Так как утвержденная по состоянию на 01.01.2022 год кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № не затрагивает права и обязанности административного истца, то у него отсутствует право её оспаривать. Поэтому в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости надлежит отказать.
Отказ в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким же административным исковым заявлением.
При отказе в принятии административного искового заявления судья разрешает вопрос о возврате административному истцу государственной пошлины (часть 2 статьи 129 КАС РФ).
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости Пак В.В. уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей, что подтверждается чеком ПАО «Сбербанк» по операции от 31.03.2023 года. В принятии административного искового заявления отказано, поэтому и уплаченная государственная пошлина подлежит возврату лицу, ее уплатившему.
Руководствуясь статьями 125, 126, 246, 130, Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
о п р е д е л и л:
░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24.10.2022 ░░░░ № 70 ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2022 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 128 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ 31.03.2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ (░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░ 31.03.2023 ░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░..
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░