УИД 59RS0005-01-2024-005110-35
Дело № 2а-3901/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 августа 2024 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Паньковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Посохиной А.Д.,
с участием административного истца Ковина В.С.,
представителя административного истца Максимова С.В. (после перерыва),
представителей административных ответчиков Сибиряковой О.Г., Михляевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковина Виталия Сергеевича к Министерству Юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконными и отмене распоряжения об отказе в исключении из реестра иностранных агентов, о признании незаконными действий,
установил:
Ковин Виталий Сергеевич (далее, - административный истец, Ковин В.С.) обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в исключении из реестра иностранных агентов, принятого по результатам внеплановой проверки по заявлению Ковина В.С. от 26.04.2024, признании незаконными действий в форме необоснованных выводов в акте проверки от 17.06.2024, признании незаконным бездействие в форме уклонения от истребования у уполномоченных органов и лиц, информации, предусмотренной пунктом 35 Положения о государственном контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2023 N 18.
В обоснование заявленных требований административный истец Ковин В.С. указал, что 26.04.2024 им в Министерство юстиции Российской Федерации было направлено заявление по форме ИИП 001 иностранного агента об исключении из реестра иностранных агентов. На основании этого заявления Управлением Минюста России по Пермскому краю была проведена проверка и составлен акт от 17.06.2024.
На основании выводов указанных в этом акте проверки, Минюст России отказал ему в исключении из реестра иностранных агентов.
Уведомление об отказе в исключении из реестра иностранных агентов Минюстом России ему не было направлено, номер соответствующего распоряжения ему не известен.
Считает, что проверка на основании его заявления об исключении из реестра иностранных агентов была проведена с грубым нарушением законодательства и установленной процедуры. Комиссия, проводившая проверку, подменила предмет проверки, в акте отсутствуют доказательства наличия влияния иностранных источников на политическую деятельность Ковина В.С., самого наличия иностранных источников, продолжение осуществления истцом политической деятельности, которая стала основанием для включения в реестр, также не была подтверждена. В связи с чем вынесенное на основании результатов данной проверки решение об отказе в исключении его из реестра иностранных агентов подлежит отмене.
Сохранение статуса иностранного агента унижает его достоинство, понижает его положение и репутацию, препятствует в осуществлении трудовой и профессиональной деятельности, несет существенные финансовые обременения. Применимое законодательство, регулирующее деятельность лиц, включенных в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, посягает на его возможность выражать свое мнение, что в конечном итоге делает невозможным продолжение ведение его общественной деятельности.
Административный истец Ковин В.С. и его представитель Максимов С.В., действующий по доверенности, диплом представлен, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, Министерства Юстиции Российской Федерации Михляева Н.В., Сибирякова О.Г. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований по доводам письменных возражений приобщенных к материалам дела, (л.д.59-63), а также по доводам, изложенным в письменных возражениях представителя Министерства Юстиции Российской Федерации (л.д.33-38).
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с положениями части 1 статьи 5, части 1 статьи 10 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ), пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов», подпункта 2 пункта 19 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение) Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, ведет реестр иностранных агентов (далее – реестр).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 255-ФЗ под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона № 255-ФЗ под видами деятельности понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
3) публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
5) формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
6) вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1 - 5;
7) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 - 6.
Таким образом, под иностранным агентом понимается российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового, отвечающее двум признакам:
- осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ;
- получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах.
Судом установлено, что Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ Ковин Виталий Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. включен в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, на основании ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (л.д.44).
26.04.2024 Ковиным В.С. в Министерство юстиции Российской Федерации подано заявление об исключении из реестра иностранных агентов по форме ИИА001 в связи с тем, что иностранный агент в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления, не получал от иностранных источников денежные средства и (или) иное имущество, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах (л.д.44 оборот-45).
Распоряжением начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №-р в отношении Ковина В.С. назначена внеплановая документарная проверка, предметом которой являлось соблюдение проверяемым лицом законодательства Российской Федерации об иностранных агентах за период с 26.04.2023 по 25.04.2024 (л.д.68-69).
Уведомление о проведении внеплановой документарной проверки направлено в адрес Ковина В.С. (л.д. 70).
Из выводов Акта внеплановой проверки от 17.06.2024, составленного по результатам проверки следует, что в заявлении Ковина В.С. об исключении из реестра иностранных агентов содержатся недостоверные сведения, в проверяемый период деятельность Ковина В.С. соответствует признакам иностранного агента. Оснований для исключения из реестра иностранных агентов не имеется (л.д. 48 оборот-52).
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р Ковину В.С. отказано в исключении из реестра иностранных агентов (л.д. 52 оборот).
Уведомление об отказе в исключении из реестра иностранных агентов направлено Ковину В.С. ДД.ММ.ГГГГ (ШПИ №) (л.д. 53, 55), возвращено отправителю с истекшим сроком хранения.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец указывает на грубое нарушение административными ответчиками установленной процедуры проверки его заявления об исключении из реестра иностранных агентов, подмену предмета проверки, отсутствие данных об осуществлении им политической деятельности.
Данные доводы подлежат отклонению в силу следующего.
Рассмотрение дел, вытекающих из публичных правоотношений по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и статьи 14). Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), то есть независимо от доводов административного иска суд, в том числе по своей инициативе, выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 КАС РФ).
Согласно разъяснениям, которые даны пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка (подпункт "б" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.
Следовательно, только наличие такого рода существенных нарушений может являться основанием для удовлетворения административного иска, заявленного в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Применительно к названным нормам права по настоящему административному делу Минюстом России представлены доказательства соблюдения порядка проверки заявления Ковина В.С. о его исключении из реестра иностранных агентов.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона № 255-ФЗ, процедура исключения лица из реестра может быть инициирована лицом путем направления заявления в уполномоченный орган (его территориальный орган) либо уполномоченным органом в случае выявления им информации о наличии оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, поступления такой информации от органов публичной власти.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган от иностранного агента заявления об исключении его из реестра в связи с прекращением осуществления вида деятельности, установленного статьей 4 указанного Федерального закона, и (или) прекращением получения от иностранных источников денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах, прекращением иностранного влияния в иных формах, является основанием для проведения внеплановой проверки.
Согласно п. 17 Положения о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов» (далее - Положение) внеплановые проверки проводятся в отношении контролируемых лиц по основаниям, предусмотренным ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 255-ФЗ. Государственный контроль осуществляется посредством проведения контрольных мероприятий (п. 11 Положения).
В соответствии с п. 27 Положения в ходе проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля, результаты предыдущих контрольных мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также иные документы, поступившие от органов публичной власти, организаций и физических лиц в отношении контролируемого лица, проводится осмотр и анализ предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием сети «Интернет»), а также информации, размещенной в сети «Интернет».
В соответствии с п.29 Положения, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в 2 экземплярах.
В акте проверки указываются: а) дата, время и место составления акта проверки; б) наименование органа государственного контроля; в) дата и номер распоряжения органа государственного контроля о проведении проверки; г) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; д) фамилия, имя, отчество (при наличии), наименование или должность контролируемого лица, проверка которого проводится; е) дата, время, продолжительность и место проведения проверки; ж) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, их характере и лицах, допустивших указанные нарушения; з) в случае проведения экспертизы - сведения о лицах, проводивших указанную экспертизу; и) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении контролируемого лица, в отношении которого проводится проверка, с актом проверки.
Согласно Акта внеплановой проверки от 17.06.2024, Управлением Минюста России по Пермскому краю в ходе проверки установлены информационные ресурсы, используемые Ковиным В.С.:
<данные изъяты>;
<данные изъяты>.
В ходе проведения внеплановой проверки, установлены факты нахождения Ковина В.С. под иностранным влиянием, а также осуществление им видов деятельности, указанных в статье 4 Федерального Закона № 255-ФЗ, а именно политической деятельности в виде формирования общественно-политических взглядов и убеждений, распространения предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов).
Установлен факт участия Ковина В.С. в создании сообщений и материалов на информационных ресурсах, используемых иностранным агентом ФИО2 (включен в реестр иностранных агентов ДД.ММ.ГГГГ) - телеграмм-канал «Пермь 36,6 против войны» (<данные изъяты>). Данные материалы являются открытыми и общедоступными, предназначены для неопределенного круга лиц:
«В Прикамье начался сбор подписей за Путина. Госслужащих уже обязывают подписаться» (<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ).
«В Пермском крае Путин может собрать 7,5 тысяч подписей. О начале сбора подписей объявила пресс-служба краевого правительства, также об этом написали СМИ, связанные с властями.
Экс-глава пермского «Голоса» и иноагент Виталий Ковин заявил, что это использование админресурса, которым Путин как самовыдвиженец пользоваться не должен.
«А не кажется ли этой пресс-службе и лицам, ответственным за сайт, что это прямое использование т.н. административного ресурса в интересах одного из кандидатов? И если, они не будут также информировать о сборе подписей другими кандидатами, то это будет прямое нарушение равенства между ними? В новости указаны места расположения пунктов сбора подписей. Большинство из них расположены в различных торговых центрах. Не вопрос — это удобное место: тепло, уютно, хороший трафик. Но все эти ТЦ — это коммерческие организации, где каждый свободный метр сдается в аренду. То есть у пермского штаба Путина согласие у собственников ТЦ уже получено, договоры уже составлены, оплата за аренду уже прошла, все так? И потом мы эти расходы, конечно, увидим в финансовых отчетах кандидата? Просто напомню, что недавно ВС и КС сказали, что никто ничего бесплатно не должен предоставлять для предвыборной и агитационной кампании кандидатов. Сбор подписей — это, безусловно, часть этой кампании. Короче, с началом выборов!»Кроме того, мы получили сообщение от нашего подписчика, который работает в государственной структуре. Он заявил, что к ним уже приходили собирать подписи за Путина. В прошлые выборы такого не было».
В ходе анализа информационных ресурсов, используемых В.С. Ковиным, установлено, что пост, аналогичный по содержанию, размещенному в телеграмм-канале «Пермь 36,6 против войны» с указанием авторства Ковина В.С., размещен в телеграмм-канале Ковина В.С.«НЕтайный НЕсоветник» (<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ):
«Официальный сайт губернатора и правительства Пермского края опубликовали новость об открытии пунктов сбора подписей в пользу поддержки выдвижения Путина. Судя по информации в пермском Коммерсанте, прямое отношение к этому имеет пресс-служба правительства, наверно еще рассылку сделали по СМИ.
В связи с эти есть вопросы:
А сайт губернатора и правительства будет также подробно информировать об открытии пунктов сбора других кандидатов, например Надеждина или Бабурина?
А другие кандидаты тоже могут использовать пресс-службу правительства, чтобы она сообщала о деятельности их штабов?
А не кажется ли этой пресс-службе и лицам ответственным за сайт, что это прямое использование т.н. административного ресурса в интересах одного из кандидатов? И если, они не будут в также информировать о сборе подписей другими кандидатами, то это будет прямое нарушение равенства между ними?
В новости указаны места расположения пунктов сбора подписей. Большинство из них расположены в различных торговых центрах. НЕ вопрос - это удобное место: тепло, уютно, хороший трафик. Но все эти ТЦ - это коммерческие организации, где каждый свободный метр сдается в аренду. То есть у пермского штаба Путина согласие у собственников ТЦ уже получено, договоры уже составлены, оплата за аренду уже прошла, все так? И потом мы эти расходы, конечно, увидим в финансовых отчетах кандидата? Просто напомню, что недавно ВС и КС сказали, что никто ничего бесплатно не должен предоставлять для предвыборной и агитационной кампании кандидатов. Сбор подписей - это, безусловно, часть этой кампании.
Короче, с началом выборов!».
В проверяемом периоде Ковин В.С. организовывал сбор благотворительных средств для иностранной организации Glasgow ESOL Forum (English for Speakers of Other Languages) (<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ):
«54 - уже или еще? He знаю
Всем спасибо за поздравления! Сейчас они особенно ценны.
А если есть желание как-то материально поддержать, то напомню, что я собрался первый раз в жизни пробежать МАРАФОН! Уже через месяц. Да еще и в Манчестере. Это меня старшая дочь Алена и ее муж Финли сподвигли. Подготовка идет. На днях пробежал 26 км, правда на лыжах.
Бежим мы не просто так, а собираем благотворительные средства для Glasgow ESOL Forum (English for Speakers of Other Languages) - это организация в Шотландии, которая обучает английскому языку беженцев и мигрантов из разных стран мира.
Каждый собранный фунт пойдет на благое дело: каждые, 2,5 фунта — позволят оплатить билет на автобус, чтобы учащийся мог поехать на занятие;
каждые ? 5 — предоставить учащемуся пакет с учебными
материалами;
? 10 — приобрести книги по английскому языку;
?40 — оплатить ясли, чтобы родители могли посещать занятия;
?50 — позволит провести обучение волонтера для преподавания английского языка.
Для тех, кто хочет нас поддержать и у кого есть зарубежный (вне России) счет пожертвования для ESOL forum собираются через страничку на сайте JustGiving - просто и удобно, в любой валюте (переходите по ссылке).
Для тех, кто хочет помочь из России и поздравить меня с ДР схема такая: можно направить пожертвование на счет Алены Витальевны Ковиной в банке Тинькофф, по окончании сбора эквивалент собранной суммы в фунтах мы из собственных средств переведем через тот же JustGiving.
Реквизиты для перевода:
Получатель: Ковина Алёна Витальевна Номер счета: № Назначение платежа: пожертвование БИК: №
Банк-получатель: АО «Тинькофф Банк»
Корр.счет: № ИНН при необходимости: № КПП при необходимости: № Так и объединяем мир! <данные изъяты>
Установлено, что в создаваемых и размещаемых материалах на своих информационных ресурсах Ковин В.С. распространяет личные общественно-политические взгляды и убеждения в отношении
избирательного процесса, предвыборной кампании, системы голосования, в том числе дискредитирующие, критические и носящие рекомендательный, предусматривающий варианты высказывания протеста, характер для неограниченного круга лиц:
«(НЕ)равнодушный человек)» (<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ): «Говорят, что в моем родном и бывшем вузе студентов заставляют регистрироваться на некоем портале «Неравнодушный человек» и проходить анкетирование, где есть вопросы про отношение к Путину и внешней политике. Что могу по этому поводу посоветовать? Манкировать до последнего - участие в опросах абсолютно добровольное дело. Если совсем нет такой возможности (на то он и административный ресурс, в каждом вузе назначают ответственного сотрудника), отвечайте на вопросы так, как максимально безопасно для вас, а значит формально и как все. Когда ВЦИОМ получит, что 100% студентов такого-то вуза считают, что в их вузе и России самое лучшее образование и что они всецело одобряют политику Путина, губернатора, ректора, отмену смертной казни, запрет ЛГБТ-пропаганды, отмену болонской системы, запрет на преподавание иностранным агентам... и что там еще хотят отменить-запретить, то он поймет, что эти ответы ровным счетом не значат ничего. И проект тихо умрет своей смертью. Хотя красивые отчеты, конечно, напишут и средства освоят»;
«НЕизбираемые» (<данные изъяты>
<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ): «Пермские СМИ
пишут, что 11 муниципальных глав написали отрицательные отзывы на предложение оппозиционных партий о возвращении прямых выборов. А чего, собственно, ждать от тех, кто получил свою должность совершенно иным путем и имел бы не так много шансов на победу на прямых выборах? Надо ли так понимать, что молчание остальных 30 глав - это скрытая поддержка инициативы?
Ниже мой комментарий для «Парма-новости», кстати, один из редких в последнее время примеров профессионального подхода к теме, где представлены разные позиции.
- «Единая Россия» имеет значительное большинство в региональном парламенте. Однако, я не считаю такие инициативы бесполезными и не разделяю мнение её критиков, что это исключительно делается ради пиара, чтобы, якобы, только напомнить о себе.
Во-первых, а когда ещё такие инициативы партиям предлагать? Только что состоялись выборы в пяти муниципалитетах Пермского края. В ближайшее время выбранным депутатам предстоит избрать по конкурсу своих мэров, то есть тема именно сейчас актуальна и находится в политической повестке.
Во-вторых, если оппозиционные партии претендуют на получение реальной власти в муниципалитетах, а они, вроде как, от этого не отказываются, то им необходимо проводить своих представителей на должности глав, но при нынешней конкурсной системе отбора это невозможно. Далее если оппозиционные партии получат все места в местной Думе, конкурсная комиссия, где решающий голос имеет администрация губернатора, может отстранить от конкурса любого кандидата. Пока не будет прямых выборов, у оппозиционных партий нет шансов провести своих политиков на должности глав. В их прямых интересах вернуть прямые выборы. Всё логично.
В-третьих, совместная инициатива оппозиционных партий показывает, что они способны к тактическим коалициям по конкретным вопросам, а «Единая Россия» остаётся единственной партией, которая против прямых выборов. А избиратели прямые выборы все ещё ценят.
Наконец, я не разделяю мнение тех, кто говорит, что надо сначала вернуть отобранные у муниципалитетов полномочия и средства, и только потом возвращать прямые выборы. Как раз всё наоборот. Именно напрямую избранные мэры, зависимые от избирателей, а не от краевой администрации, и будут теми, кто по-настоящему начнут лоббировать этот вопрос и потребуют большей самостоятельности для себя и своих муниципалитетов. Краевая власть, то есть те, кто эти полномочия у них отобрал, никогда сами обратно их не вернут. Не для того отбирали.
И последнее: в нормальной, демократической системе, даже такая инициатива партий, которые находятся в явном меньшинстве, имела бы шансы на успех, если бы была поддержана широкой общественностью. Однако, в России сейчас это нереально и невозможно. Именно поэтому у инициативы краевых депутатов нет никаких шансов, но это не значит, что она бесполезная. Если к ней грамотно подойти, то она может стать поводом к серьёзному обсуждению положения дел в муниципальной системе управления».
«ДЭГ - удобно контролируемое голосование» (<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ): «...Если во время президентских выборов технологически все будет организовано так же, как на тренировке, то ДЭГ крайне упрощает организацию административноподконтрольного голосования. Нет никакого сомнения, что административные мобилизаторы будут собирать списки заявившихся на ДЭГ в привязке к конкретным УИК, а потом контролировать, кто из них проголосовал, а кто еще нет, а данные по УИК подскажут, где надо усилить контроль. Для избирателя остается фактически лишь одна возможность сохранить от начальства тайну и самостоятельность своего выбора — это сначала сделать скрин с выбором за "того за, кого надо кандидата" и отослать его контролёрам, а затем воспользоваться кнопкой "Изменить выбор" и проголосовать за кого-то другого. Правда, чтобы это сделать нужно, чтобы за твоей спиной никто не стоял, т.е. голосовать не на работе, а где-то в другом месте (дома, на улице, в кафе).
«Электоральные (т.е. про выборы) НЕсоветы. Не совет 1: НЕ опоздать до 11 марта (до 24.00 мск)» (<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ): «...НЕ проголосовать я всегда успею, не надо с этим спешить и себя ограничивать. И здесь первое важно уточнение: получить бюллетень - это означает уже принять участие в выборах, даже если его унести домой (явка считается по числу избирателей получивших бюллетени); опустить бюллетень в урну - это принять участие в голосовании, даже если ничего в нем не отметить или всех зачеркнуть (результаты кандидатов считаются об бюллетеней опущенных в урну). У меня, как избирателя, есть четыре варианта действий: не голосовать; проголосовать за какого-то кандидата; испортить бюллетень (поставить «галочки» больше чем за одного кандидата, не поставить ни одной), дополнительно что-то написав или не написав на нем; унести бюллетень с участка или уничтожить его, не опуская в урну».
Указанный акт подписан должностными лицами Управления Минюста России по Пермскому краю.
Из справки Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) следует, что Ковин Виталий Сергеевич, политолог, кандидат исторических наук. 25.11.2022 включен в реестр иностранных агентов.
С 2005 по 2023 год являлся координатором Пермского регионального отделения общероссийского движения в защиту прав избирателей «Голос» (18.08.2021 общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос» включено в реестр иностранных агентов, доступ к сайту на территории РФ ограничен).
В настоящее время Ковин В.С. является старшим научным сотрудником отдела по исследованию политических институтов и процеесов ФГБУН «Федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук».
Ковин В.С. - соучредитель ООО «Честные выборы» (ДД.ММ.ГГГГ включено в реестр иностранных агентов) (доля владения - 5,56%). В число учредителей организации также входят другие лица, включенные в реестр иностранных агентов: ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр иностранных агентов), ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр иностранных агентов), ФИО6 (ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр иностранных агентов), ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр иностранных агентов), ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр иностранных агентов), ФИО9 (ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр иностранных агентов), ФИО10 (ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр иностранных агентов), ФИО11 (ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр иностранных агентов), ФИО12 (ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр, иностранных агентов), ФИО13 (ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр иностранных агентов).
Ресурсы, на которых Ковин В.С. распространяет сообщения и материалы для неограниченного круга лиц в настоящее время:
«Facebook» <данные изъяты> - около 890 подписчиков, доступ к социальной сети на территории Российской Федерации ограничен;
«ВКонтакте» <данные изъяты> - около 890 подписчиков;
«Telegram» <данные изъяты> - около 410 подписчиков.
Сведениями о распространении Ковиным В.С. в период с июня 2023 по июнь 2024 года сообщений и материалов иностранных агентов, а также сведениями о его участии в создании таких сообщений и материалов Роскомнадзор не располагает.
Также по информации Роскомнадзора Ковин В.С. не является учредителем (соучредителем) российских средств массовой информации со статусом «действующее». Сведениями о получении им денежных средств из иностранных источников Роскомнадзор не располагает (л.д.46 оборот-47).
Таким образом, по результатам проведенной внеплановой проверки, установлено, что деятельность Ковина В.С. соответствует признакам иностранного агента, незаконности действий Управления Минюста Россиипо Пермскому краю в форме необоснованных выводов в акте проверки не установлено, выводы, изложенные в акте проверки, нашли свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» основанием для исключения иностранного агента из реестра является решение уполномоченного органа, принятое в случае, если по результатам внеплановой проверки установлено, что иностранный агент в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этого агента из реестра, не получал от иностранных источников денежные средства и (или) иное имущество, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах и (или) не осуществлял вид деятельности, установленный статьей 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 8 настоящего Федерального закона решение об отказе в исключении иностранного агента из реестра принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной по основанию, предусмотренному частью 4 настоящей статьи, установлено, что иностранный агент представил недостоверные сведения о прекращении осуществления вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, и (или) прекращении получения от иностранных источников денежных средств, иного имущества, организационно- методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
Поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено осуществление Ковиным В.С. видов деятельности, предусмотренных статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ, а именно: политическая деятельность в форме распространения, в том числе информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политики и распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, в том числе, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и участие в создании указанных сообщений и материалов, распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р об отказе в исключении Ковина В.С. из реестра иностранных агентов, является законным.
При принятии распоряжения Минюст России действовал в пределах своей компетенции, процедура и порядок принятия распоряжения административным ответчиком соблюдены; для принятия распоряжения имелись основания, предусмотренные вышеприведенными нормами права.
Доводы административного истца о том, что в своих публикациях в «Telegram» https://t.me/vkovinskiy он высказывал свое личное мнение как ученого-политолога относительно предстоящих выборов Президента Российской Федерации, а не осуществлял политическую деятельность, являются несостоятельными, поскольку Ковин В.С. являясь публичным лицом, высказывал свое мнение о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой политики, тем самым способствовал формированию общественно-политических взглядов и убеждений неограниченного круга лиц, что относится к политической деятельности согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ.
Доводы административного истца о том, что Телеграм-канал «Пермь 36,6 против войны» не является его личным каналом, что на указанном канале он посты не публиковал и не распространял их, данный канал самостоятельно сделал «репост» его сообщения, основанием для признания оспариваемого распоряжения незаконным не является. Каких-либо мер по оспариванию действий о незаконном использовании его материалов, административным истцом не представлено. При этом установлено, что указанный канал используется иностранным агентом ФИО2 (внесен в реестр иностранных агентов ДД.ММ.ГГГГ).
Доводы иска о том, что сохранение статуса иностранного агента унижает честь и достоинство административного истца, понижает его положение и репутацию, препятствует в осуществлении трудовой деятельности, несет существенные финансовые обременения, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Вопреки приведенным в ходе судебного заседания дополнительным доводам административного истца, его участие в сборе благотворительных средств для иностранной организации, на принятое Минюстом России решение об отказе в его исключении из реестра иностранных агентов не повлияло, так как указанная информация была расценена как характеризующий материал, иного административным истцом суду не представлено.
Доводы иска о бездействии Управления Министерства юстиции по Пермскому краю в форме уклонения от истребования у уполномоченных органов и лиц, информации, предусмотренной п. 35 Положения о государственном контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, также не нашли своего подтверждения.
Все необходимые сведения для проведения проверки по заявлению Ковина В.С. от 26.04.2024 были истребованы, что подтверждается реестром запросов от 20.05.2024. Полученные ответы приобщены к материалу проверки, исследованы должностными лицами, проводившими проверку, нашли свое отражение в виде выводов, изложенных в акте внеплановой проверки.
В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку порядок проведения и процедура оформления результатов проведенной проверки по заявлению Ковина В.С. об его исключении из реестра иностранных агентов соблюден, выше исследованные доказательства получены в порядке, не противоречащим требованиям закона, соответствуют требованиям относимости, допустимости и достоверности, факт прекращения деятельности иностранного агента по совокупности имеющихся признаков, не установлен, суд приходит к выводу о законности оспариваемого распоряжения Минюста России, вынесенного в отношении административного истца, а также действий (бездействие) административных ответчиков, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований отказывает в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ 26.04.2024, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 17.06.2024, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 35 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14.01.2023 N 18, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.09.2024.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░