Дело № 2а-326/2023
45RS0003-01-2023-000293-85
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Варгаши 01 июня 2023 года
Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Медведевой Л.А.,
при секретаре Пахаруковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Мостовского сельсовета Варгашинского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Варгашинского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации сельского поселения Мостовского сельсовета Варгашинского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. В обоснование иска указано, что в рамках надзора за исполнением законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), проведена проверка в ходе которой установлено, что административным ответчиком не оборудовано место (площадки) накопления ТКО по адресам: <адрес> с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Изложенные нарушения подтверждаются информацией №131 от 26.04.2023 Администрации сельского поселения Мостовского сельсовета Варгашинского района Курганской области. По данному факту 21.03.2023 в адрес главы сельского поселения вынесено представление, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Мостовского сельсовета Варгашинского района Курганской области по неприятию мер к приведению площадки временного хранения ТКО, расположенной по адресам <адрес> в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать Администрацию сельского поселения Мостовского сельсовета Варгашинского района Курганской области в срок до 01.10.2023 оборудовать места (площадки) накопления ТКО, расположенные по адресам: <адрес> твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с п. 3 СанПИН 2.1.3684-21.
В судебном заседании помощник прокурора Рябцева Е.С. заявленные требования поддержала, пояснив, что нарушения были выявлены в 2020 году, места (площадки) с твердым покрытием и ограждением, должны были быть оборудованы с началом работы регионального оператора, по настоящее время указанная работа не проведена. Срок, указанный в административном иске считает разумным и достаточным.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, в письменным отзыве указал, что сельское поселение Мостовской сельский совет было преобразовано путем объединения поселений, входящих в состав Варгашинского района Курганской области во вновь образованное муниципальное образование – Варгашинский муниципальный округ Курганской области, на основании закона Курганской области №71 от 03.10.2022 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений входящих в состав Варгашинского района Курганской области». Формирование и избрание органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования еще продолжается. Впоследствии Варгашинский муниципальный округ будет правопреемником органов местного самоуправления, в том числе Администрации Мостовского сельсовета Варгашинского района. В связи с тем, что формирование бюджета на 2023 год закончено, бюджет утвержден и денежные средства на указанные цели не предусмотрены, бюджет вновь образованного муниципального образования будет сформирован и принят в декабре 2023 года, а так же с учетом климатических условий региона, просил установить срок для оборудования мест (площадок) накопления ТКО с ограждением до 01 июня 2024 года.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п. 1 ст. 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч. 1 ст. 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон «Об отходах производства и потребления») предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений, за сельскими поселениями могут закрепляться другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 ст.14 вопросов местного значения городских поселений (ч.3 ст.14 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации»).
Согласно п.12 ст. 1 Закон Курганской области от 25.12.2014 №108 "О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений" за сельскими поселениями Курганской области закреплены вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Указанное положение закреплено в ч.11 п.6.1 Устава сельского поселения Мостовского сельсовета Варгашинского района Курганской области и закрепляет данные вопросы местного значения за сельским поселением Мостовского сельсовета.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение указанного государственного реестра осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ст.12 Закона «Об отходах производства и потребления»).
Согласно ст.51 Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека, на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Положениями ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 2, 3 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила), содержащиеся в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п.1 СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 3 СанПин 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (специальные площадки). Контейнерные площадки независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно п. 2.10 СанПин 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, контейнерная площадка для сбора ТКО должна быть с твердым покрытием. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.04.2019. № 11696-АО/06 «О новой системе по обращению с ТКО»).
Таким образом, вышеназванные положения закона и санитарно-эпидемиологические требования предусматривают возложение на хозяйствующие субъекты обязанности по соблюдению правил об охране окружающей среды, в том числе, в части обращения с ТКО.
Из материалов дела следует, что Администрация сельского поселения Мостовского сельсовета Варгашинского района Курганской области является органом местного самоуправления (выписка из ЕГРЮЛ от 02.05.2023), действующим на основании Устава сельского поселения Мостовского сельсовета принятого решением Думы сельского поселения Мостовского сельсовета Варгашинского района Курганской области от 22.12.2020 №46.
Согласно Уставу сельскому поселению Мостовской сельсовет Законом Курганской области от 04.03.2020 №15 «О преобразовании муниципальных образований Мостовской сельсовет и Уральский сельсовет, входящих в состав Варгашинского района Курганской области, путем их объединения и внесения изменений в некоторые законы Курганской области»» присвоен статус сельского поселения, с входящими территориями населенных пунктов: <адрес>
Прокуратурой Варгашинского района Курганской области проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с ТКО, в ходе которой установлено, что административным ответчиком не оборудованы места (площадки) накопления ТКО по адресам <адрес> с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21, а именно отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
По данному факту прокуратурой района 21.03.2023 в адрес главы Администрации сельского поселения Мостовского сельсовета Варгашинского района Курганской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательство, о необходимости принятия исчерпывающих мер для устранения нарушения законодательства, причин и условий, им способствовавших.
Главой Администрации сельского поселения Мостовского сельсовета Варгашинского района Курганской области 29.03.2023 дан ответ, согласно которому представление рассмотрено с участием представителя прокуратуры, в систему ГИС ЖКХ, внесена недостающая информация, сообщено, что при установлении положительных температур и оттаивания грунта администрацией муниципального образования будет активизирована работа по обустройству контейнерных площадок для сбора ТКО.
Согласно сообщению Администрации сельского поселения Мостовского сельсовета Варгашинского района №131 от 26.04.2023 года, контейнерные площадки с твердым покрытием, уклоном для отведения талых и сточных вод и ограждением размещены по адресам <адрес>. Не имеется оборудованных контейнерных площадок с твердым покрытием и ограждением по адресам: <адрес>. Главе Администрации Варгашинского района Курганской области 20.02.2023 направлена информация о необходимости оказания помощи для обустройства контейнерных площадок ТКО.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что по адресам: <адрес> не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.
Доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений требований исполнения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с ТКО, административным ответчиком суду не предоставлено.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что административный ответчик с марта 2023 года добровольно не устраняет выявленные прокуратурой нарушения по обращению с ТКО, что препятствует безопасной реализации системы обращения с отходами производства и потребления, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, создает опасность загрязнения земель, плодородного слоя почв, а также может повлечь негативные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и животных, распространение общих для животных и человека заболеваний, суд находит административные исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области подлежащими удовлетворению.
Суд, разрешая вопрос об установлении срока для исполнения судебного решения, учитывает длительность бездействия, с момента первого представления об устранении нарушений закона от 31.01.2020, объем затрат и работ, необходимый для устранения выявленных нарушений, необходимость финансирования мероприятий по их устранению с учетом требований законодательства в области противодействия коррупции, а также те обстоятельства, что допущенные нарушения непосредственно влияют на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, и соглашается, что указанный прокурором срок по устранению нарушений – до 01.10.2023, является реальным и разумным сроком для устранения выявленных нарушений.
В силу положений ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4505017155) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4505017155) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> - ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3 ░░░░░░ 2.1.3684-21.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4505017155) ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.06.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░