Дело № 2а-5900/2023
14RS0035-01-2023-007399-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 18 июля 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В., единолично, при секретаре Лыткиной А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Макарова Данила Сергеевича к Призывной комиссии Республики Саха (Якутия), федеральному казенному учреждению «Военному комиссариату Республики Саха (Якутия)», врачу-терапевту Центра военно-врачебной экспертизы Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) Стручкову Николаю Христофоровичу об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд к административным ответчикам с данным иском, указав, что заключением призывной комиссии от 18.05.22023 принято решение о призыве его на военную службу, с которым Макаров Д.С. не согласен, считает его незаконным, т.к. он не годен по состоянию здоровья для прохождения военной службы. Макарлв Д.С. в период осеннего призыва в 2022г. прошел медосвидетельствование и решением призывной комиссии г. Якутска был признан негодным к военной службе с присвоением ему категории годности 2В». На сегодняшний день медицинские показатели, на основании которых было принято решение призывной комиссией осеннего призыв 2022г. о негодности Макарова Д.С. к военной службе не отпали, имеется диагноз ___. Сопутствующие заболевания: ___. Просит признать решение Призывной комиссии г. Якутска от 25.05.2023 о призыве на военную службу, врача-терапевта Центра военно-врачебной экспертизы Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) Стручкова Николая Христофоровича незаконным и отменить.
Административный истец, Призывная комиссия Республики Саха (Якутия), извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах не явки суду не сообщили, ходатайств не подано.
В судебном заседании представитель ответчика федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» Архипова И.Ю. с административным иском не согласилась, просила в удовлетворении отказать, мотивируя следующим. В апреле 2023г. начался призыв граждан РФ на военную службу. В апреле 2023г. Макаров Д.С. был вызван в военный комиссариат г. Якутска на мероприятия, связанные с призывом граждан на военную службу – на медицинское освидетельствование26.04.2023 призывной комиссией ГО «город Якутск» в отношении Макарова Д.С. принято решение признать ограниченно годным к военной службе по категории годности «В» ст. 52 в. В мае 2023г. Макаров Д.С. был вызван на очное контрольное медицинское освидетельствование призывной комиссией РС(Я). 25.05.2023 призывной комиссией РС(Я) в отношении Макарова Д.С, отменен решение призывно комиссией ГО «город Якутск» от 26.04.2023, принято решение признать годным к военной службе с незначительными ограничениями по категории годности Б-3, призвать на военную службу. Решение принято в пределах полномочий, которыми Призывная комиссия РС(Я) наделена, решение принято с учетом определенной врачами категории годности к военной службе.
Врач-терапевт Центра военно-врачебной экспертизы Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) Стручков Н.Х. с иском не согласен, просит в удовлетворении отказать. Пояснил, что Макаров Д.С. на воинском учете состоит в военном комиссариате г. Якутска с 21.02.2018. При первоначальной постановке 21.02.2019 категория годности – годен к военной службе с незначительными ограничениями, диагноз: ___. 02.05.2023 вызван на очное контрольное медицинское освидетельствование в ЦВВЭ и 23.05.2023 был освидетельствован на ЦВВЭ ВК РС(Я) врачом-терапевтом Стручковым Н.Х. На диспансерном учете не состоит, амбулаторная карта не представлена, низкий вес с детства, со слов ___ никогда не болел, была только аллергия на пыль. Из ВК г. Якутска был направлен в пульмонологическое отделение ЯРКБ, где был поставлен диагноз ___. Жалобы на момент осмотра: ___, ___. Объективно: ___. В связи с указанным ст. 52 пункт «в» отменен, утверждена ст. 13 пункт «д», ст. 59 п. «в» Б3 – годен к военной службе с незначительными ограничениями. Также пояснил, что диагноз ___, как правило, ставится с детства с 2-3 лет и к 5 годам можно окончательно сказать имеется заболевание или нет, внезапно во взрослом состоянии не возникает, анализ крови ___ (соответствует норме от 0-100), обычно при ___ этот показатель крови выше, используется как дополнительный критерий. Рецептам на лекарство – ___, который применяется при наличии заболевания ___, на бумажном носителе не доверяет, т.к. в последние лет 5 рецепты выдаются в электронном виде с отметкой в соответствующей программе.
С учетом мнения явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика Призывной комиссии Республики Саха (Якутия).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является одной из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации, основной формой реализации которой является прохождение военной службы по призыву в соответствии с положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно подп. "а" п. 1 и п. 2 ст. 22 вышеназванного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (статья 23).
Призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах (ч.1 ст.26).
При призыве на военную службу на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, не пребывающих в запасе, и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности (ч.1 ст.28).
В силу статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (часть 2 статьи 5.1).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (часть 3).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (часть 4).
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах) с вынесением письменного заключения.
Годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению N 1 (Расписание болезней) (пункт 6).
Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд (пункт 8).
Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе) действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении (пункт 8).
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина в медицинской организации составляется акт исследования состояния здоровья (медицинское заключение), первый экземпляр которого выдается на руки гражданину для представления в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), где подшивается в личное дело призывника. В случае, если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе (пункт 20).
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу (пункт 17).
Для подтверждения права на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии обучающимися по очной форме обучения представляется справка образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, образовательных организаций и научных организаций, имеющих государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры (пункт 17.4).
Призывники, не имеющие или утратившие основания для освобождения от призыва на военную службу, исполнения воинской обязанности или предоставления отсрочки от призыва на военную службу, подлежат призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19).
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года №663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории его годности к военной службе.
В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Так абз. 1 и 3 п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года №123 установлено, что под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
На призывную комиссию субъекта Российской Федерации возложена обязанность организации медицинского осмотра и контрольных мероприятий профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности (часть 2 статьи 29 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Как установлено судом, Макаров Д.С., ____ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Якутска Республики Саха (Якутия) с 21.02.2018. Личное дело призывника заведено 21.02.2019, предоставлена отсрочка до 30.06.2022. Присвоена категория В ограничено годен в военной службе.
Согласно учетной карте призывника Макаров Д.С. в рамках медицинского освидетельствования во время призывных мероприятий был надлежащим образом осмотрен всеми врачами специалистами ЦВВЭ, уведомленными о состоянии здоровья призывника, ознакомленными с документами медицинского характера.
Из материалов личного дела следует, что Макаров Д.С. при медицинском освидетельствовании жалоб на ___ не предъявлял.
Согласно медицинскому заключению о состоянии здоровья Макарова Д.С. №189/52141 ГБУ РС(Я) «Якутская республиканская клиническая больница» от 05.12.2022 основной диагноз ___, легкое персистирующее течение, легкой степени тяжести, редкие обострения, частично-контролируемое течение, осложнение ДН 0 степени, при этом согласно рентгенорграмме з признаки ___, рекомендовано встать на Д-учет у пульмонолога. Согласно медицинской карте ГАК РС(Я( «Поликлиника №1» поставлен на Д-учет у пульмонолога с 09.12.2022. При этом в системе РТМИС постановка на Д-учет не отражена. Изучив указанные документы врач-терапеву Центра военно-врачебной экспертизы Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) СтручковуН.Х. пришел к выводу, что отсутствуют признаки заболевания ___.
Согласно выписке из решения призывной комиссии РС(Я) от 25.05.2023 №24 решение призывной комиссии г. Якутска от 26.04.2023 №18 отменено, Макаров Д.С. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, ст. 51 «в», Б-3, призвать на военную службу.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. №565.
Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (п. 4 Положения).
Согласно п. 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Освидетельствование граждан, поступающих на военную службу, военнослужащих проводится в соответствии с требованиями к состоянию здоровья, изложенными в Расписании болезней и таблице дополнительных требований к состоянию здоровья граждан (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе).
Освидетельствование проводится гражданам при призыве на военную службу по графе I Расписания болезней (п. 1 общих положений Требований).
Надлежащая оценка состояния здоровья призывников с изучением необходимой медицинской документации является обязанностью военного комиссариата (призывной комиссии).
В данном же случае медицинские документы не содержали сведений о наличии у призывника заболевания, исключающего прохождение военной службы, либо симптомов, обусловливающих необходимость дальнейшего обследования, в связи с чем, и было принято решение о призыве.
Как установлено судом, доказательства, свидетельствующие о наличии у административного истца заболевания, предусмотренного Расписанием болезней (приложение к Положению о ВВЭ) материалы личного дела призывника не содержат, доказательств прохождения административным истцом проведения обследований и лечения до призывных мероприятий также не представлено. Таким образом, факт нарушения ответчиками его права на охрану здоровья и медицинскую помощь административным истцом не доказан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обжалуемое заявителем решение о призыве на военную службу было принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Нарушений установленного порядка прохождения медицинского освидетельствования административного истца и установления ему категории годности, призывной комиссией допущено не было.
Кроме того, в связи с тем, что весенний призыв 2023 г. завершен, и решение призывной комиссии о призыве заявителя осталось нереализованным и на права административного истца не влияет, в рамках следующей призывной кампании решение призывной комиссией по вопросу о годности к военной службе заявителя еще не принималось, принятие такого решение возможно в последующие призывы исключительно по результатам нового медицинского освидетельствования Макарова Д.С. в связи с чем оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Таким образом, оспариваемые решение является законным, приняты в пределах компетенции призывной комиссии, порядок принятия решения не нарушен. Административным истцом не доказано, что оспариваемыми решением нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы.
При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)», ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25.05.2023 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░