Дело № 3а-62/2023
УИД 76OS0000-01-2023-000056-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 27 июня 2023 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Мурзиной И.В.
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Захарова Сергея Александровича о признании недействующими в части Генерального плана и Правил землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, утвержденных решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области от 3 августа 2009 года № 34-г,
установил:
Решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области от 3 августа 2009 года № 34-г утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области.
Захаров С.А., являющийся собственником индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, обратился с административным иском о признании недействующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области в части отнесения указанного земельного участка к функциональной зоне – земли сельскохозяйственного назначения и в части отнесения указанного земельного участка к территориальной зоне – земли сельскохозяйственного назначения.
В обоснование требований административного иска административный истец указал, что в сентябре 2021 года ему отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность в связи с окончанием строительства на данном участке жилого дома.
Основанием для отказа явилось то, что земельный участок с кадастровым номером № согласно Правил землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения находится в двух территориальных зонах – зоны сельскохозяйственных угодий (СХ-1) и в зоне земель для ведения садоводства и огородничества (СХ – 2).
Административный истец полагает, что нахождение земельного участка в двух территориальных зонах согласно Правил землепользования и застройки и двух функциональных зонах согласно Генеральному плану указывает на противоречие данных нормативных актов статьям 7 и 43 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 1, 3, 9, 24, 30, 32, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации и влечет признание их недействующими в соответствующей части.
В судебное заседание Ярославского областного суда по рассмотрению административного иска Захаров С.А. не явился, кого – либо на представление своих интересов не уполномочил.
Представитель административного ответчика Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области и заинтересованного лица администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области на основании доверенности Перминова О.А. административный иск Захарова С.А. не признала, привела доводы о том, что оспариваемые в настоящем административном деле нормативные акты приняты уполномоченным органом местного самоуправления Тутаевского муниципального района Ярославской области, с соблюдением процедуры их принятия и законодательству, имеющему большую юридическую силу не противоречат.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица подтвердила доводы административного истца о том, что в период с 2016 года декабрь 2021 года земельный участок с кадастровым номером № согласно Правил землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения находился в двух территориальных зонах – зоны сельскохозяйственных угодий (СХ-1) и в зоне земель для ведения садоводства и огородничества (СХ – 2). С внесением изменений в Правила землепользования и застройки решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области от 23 декабря 2021 года № 136-г эта ошибка устранена: земельный участок полностью находится в территориальной зоне земель для ведения садоводства и огородничества (СХ – 2). Согласно Генеральному плану поселения земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, находится за границами населенного пункта.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица пояснила также, что в настоящее время органами местного самоуправления Тутаевского муниципального района Ярославской области ведется работа по принятию Генерального плана Артемьевского сельского поселения в новой редакции, за которым последует принятие Правил землепользования и застройки поселения в новой редакции. Согласно проектам данных документов земельный участок административного истца с кадастровым номером № полностью войдет в границы населенного пункта – деревня Красинское и будет отнесен к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Заинтересованное лицо администрация Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области в судебное заседание своего представителя на направила, в письменном заявлении оставила разрешение требований административного иска Захарова С.А. на усмотрение суда.
Прокурором Бекеневой Е.В. в судебном заседании дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.
Заслушав представителя административного ответчика Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области и заинтересованного лица администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд оснований для удовлетворения административного иска Захарова С.А. не находит.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции данного закона, действовавшей до 27 мая 2014 года) к вопросам местного значения поселения относилось утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции данного закона, действовавшей до 30 ноября 2009 года) органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Согласно статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции данного закона, действовавшей на дату принятия оспариваемого в данном административном деле Генерального плана Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат проект положений о территориальном планировании, предусмотренных частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Согласно статьям 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции данного закона, действовавшей на дату принятия оспариваемых в данном административном деле Правил землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области) решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
В настоящем административном деле установлено, что 26 марта 2009 года между Муниципальным Советом Артемьевского сельского поселения Ярославской области и Муниципальным Советом Тутаевского муниципального района Ярославской области заключено соглашение о передаче осуществления полномочий органами местного самоуправления Артемьевского сельского поселения Ярославской области, в числе которых утверждение Генерального плана и утверждение Правил землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения.
До указанного соглашения действовало соглашение от 25 декабря 2008 года с аналогичными положениями.
21 ноября 2007 года главой Тутаевского муниципального района издано постановление № 1513, которым постановлено подготовить проект Генерального плана и Правил землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения, создать комиссию по подготовке проекта Правил, утверждены Положение о комиссии, порядок и сроки проведения работ по подготовке проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения, порядок направления в комиссию по подготовке проекта Правил предложений заинтересованных лиц относительно проектов указанных нормативных актов.
20 ноября 2008 года главой Тутаевского муниципального района принято постановление № 2163, которым инициировано проведение публичных слушаний по проекту решения Муниципального Совета Тутаевского муниципального района об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения; назначено проведение публичных слушаний; определены места проведения; порядок принятия предложений и замечаний по проектам.
Указанное постановление вместе с проектами Генерального плана и Правил землепользования и застройки опубликованы в газете «Берега» № 82 21 ноября 2008 года и № 91 23 декабря 2008 года.
8 декабря 2008 года проведены публичные слушания по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения.
По результатам публичных слушаний составлен протокол, который размещен в газете «Берега» № 9 10 февраля 2009 года.
3 августа 2009 года решением № 34-г Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области утверждены оспариваемые в настоящем административном деле Генеральный план и Правила землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области.
На основании вышеприведенных положений федерального законодательства, регулирующего полномочия органов местного самоуправления и градостроительную деятельность, а также установленных по делу фактических обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в настоящем административном деле нормативные акты приняты уполномоченным органом местного самоуправления, в соответствии с предоставленной ему компетенцией, порядок принятия нормативного акта, требования к его форме, опубликованию и введению в действие соблюдены.
Проверяя Генеральный план и Правила землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения в оспариваемой административным истцом части по существу введенного ими правового регулирования, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются, помимо прочего, генеральные планы поселений.
В настоящем административном деле установлено, что земельный участок административного истца с момента принятия оспариваемого Генерального плана 3 августа 2009 года и до настоящего времени согласно картам границ населенных пунктов и картам функциональных зон никогда не входил в границы населенных пунктов и располагался в функциональной зоне земель сельскохозяйственного назначения.
Такое территориальное планирование соответствует компетенции органов местного самоуправления муниципального района, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, соответствует фактическому использованию земельного участка, которым согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости является ведение дачного хозяйства.
Сведений о расположении земельного участка административного истца с кадастровым номером № в границах двух функциональных зон согласно Генеральному плану поселения материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца Захарова С.А. о признании недействующим Генерального плана Артемьевского сельского поселения в части расположения земельного участка с кадастровым номером № в границах функциональной зоны сельскохозяйственного использования.
В соответствии со статьями 30, 34 – 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом муниципального округа, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом, помимо прочего, фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что Правилами землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером №, в первоначальной редакции была включена в территориальную зону сельскохозяйственных угодий (СХ-1), затем в зону ведения садоводства и огородничества (СХ-2).
Далее, из материалов дела следует, что решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области от 18 июня 2015 года № 109-г в Правила были внесены изменения, в результате которых земельный участок административного истца с кадастровым номером №, который поставлен на кадастровый учет 17 марта 2015 года, стал находится в двух территориальных зонах – СХ-1 и СХ-2.
Указанный факт и стал причиной отказа Захарову С.А. в предоставлении земельного участка в собственность приказом Департамента муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района от 8 сентября 2021 года № 765-з.
Вместе с тем, решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области от 23 декабря 2021 года № 136-г в Правила землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения внесены изменения, в результате которых земельный участок административного истца вновь отнесен к территориальной зоне СХ-2 в полном объеме.
Порядок и процедура принятия указанного нормативного акта административным ответчиком соблюдены, в том числе проведены публичные слушания по проекту изменений в Правила; принятый нормативный акт в установленном порядке опубликован в Тутаевской массовой муниципальной газете "Берега" 29 декабря 2021 года № 48.
Таким образом, согласно Правилам землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения в действующей редакции земельный участок административного истца с кадастровым номером № находится в границах одной территориальной зоны - зоны ведения садоводства и огородничества (СХ-2).
По делу установлено также, что данная территориальная зона соответствует установленной Генеральным планом поселения функциональной зоне, предполагающей использование земельного участка в сельскохозяйственных целях.
Установленное Правилами градостроительное зонирование соответствует фактическому использованию земельного участка – в целях ведения дачного хозяйства.
Согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации земли для садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства могут включатся в состав зон сельскохозяйственного использования.
Таким образом, судом не установлено противоречия законодательству, имеющему большую юридическую силу, тем градостроительным зонированием, которое имеет место в оспариваемой в данном административном деле части Правил землепользования и застройки Артемьевского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области.
В связи с этим, суд отказывает в удовлетворении административного иска Захарова С.А. о признании недействующими Правил землепользования и застройки поселения в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером № территориальной зоны «земли сельскохозяйственного назначения».
Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2009 ░░░░ № 34-░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2009 ░░░░ № 34-░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░" ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░ 2023 ░░░░