Дело № 2а-947/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21.07.2022 г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Дорогокупец Г.М.,
при секретаре Котляровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сальского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Сальский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая на то, что Сальской транспортной прокуратурой по результатам мониторинга сети «Интернет» проведенного в здании Сальской транспортной прокуратуры, расположенной по адресу: Ростовская область, г.Сальск, ул. Железнодорожная, д.35, выявлена страница в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адрес https://www.youtube.com/watch?v=HslHznm3Y88&t=686s на которой размещено видео, соедржащее информацию о пропаганде зацепинга, «ТОП 5 Зацеперов которым удалось сбежать!».
Указанная информация пропагандирует действия, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Доступ на Интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомитьсяс содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к информации о пособничестве и подстрекательстве к совершению преступлений, правонарушений.
Выявленные прокуратурой нарушения являются существенными, поскольку невыполнение правил и норм законодательства о защите детей от информации, причинившей вред их здоровью и развитию, в сети Интернет ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
В ходе мониторинга сайта eais.rkn.gov.ru установлено, что Интернет-страница URL-адрес https://www.youtube.com/watch?v=HslHznm3Y88&t=686s, содержащая информацию о пропаганде зацепинга, не включена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.
10.07.2023 Сальская транспортная прокуратура уточнила исковые требования, согласно которым по состоянию на 10.07.2023г. установлено, что данное видео с названием «ТОП 5 зацеперов которые успели сбежать» доступно для просмотра по адресу URL-адрес https://www.youtube.com/watch?v=TA5qyWHyl-k&t=5s, который не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержание информацию, распространение которой в РФ запрещено, доступ на страницу не ограничен.
На основании изложенного, административный истец просит признать информацию, размещенную в сети Интернет с URL-адрес https://www.youtube.com/watch?v=TA5qyWHyl-k&t=5s информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Административный истец помощник Сальского транспортного прокурора Подолякина Н.Е. в судебном заседании требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Управление Роскомнадзора по Ростовской области о времени и месте рассмотрения дела извещено в порядке, предусмотренном ст. 96 КАС РФ, представитель в назначенное судом время не явился, посредством поступившего ходатайства просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Кроме этого, в силу ч. 3 ст. 265.3 КАС РФ, извещение о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела размещено на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" 10.07.2023 года, то есть более чем за 10 суток до дня проведения судебного заседания.
Суд, в соответствии с положениями ст. 150, ст. 263 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Ростовской области, извещенного о времени и месте судебного заседания.
В силу ст. 176 КАС РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, судом установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В силу положений п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Сальский транспортный прокурор ссылается на то, что по результатам мониторинга сети «Интернет» на предмет исполнения требований законодательства, регламентирующего порядок распространения информации, выявлен сайт, содержащий запрещенную к распространению информацию на территории Российской Федерации.
Изучением страницы сети «Интернет» URL-адрес https://www.youtube.com/watch?v=TA5qyWHyl-k&t=5s установлено, что на ней размещено видео, пропагандирующее зацепинг.
Доступ к указанной информации свободен круглосуточно для всех категорий граждан, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
В силу п. 12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 № 18, установлено, что гражданам запрещено совершать, в том числе, следующие действия: подходить к вагонам до полной остановки поезда; проезжать в местах, не приспособленных для проезда; подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава.
За проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах, самовольный проезд в грузовом поезде установлена административная ответственность по ст. 11.17 КоАП РФ (нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте). Штраф за данное правонарушение составляет 100 рублей.
В случае, если лицо совершило действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, то оно может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 267.1 УК РФ - «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств», наказание по которое предусматривает штраф от 150 до 300 тысяч рублей либо лишение свободы сроком до двух лет.
Информация, размещенная на вышеуказанной веб-странице, также нарушает требования, установленные п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в соответствии с которыми к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к информации о пособничестве и подстрекательстве к совершению преступлений.
Исходя из изложенного следует, что распространение информации, имеющейся на странице сети «Интернет» URL-адрес https://www.youtube.com/watch?v=TA5qyWHyl-k&t=5s и созданной для пропагандирования зацепинга, недопустимо.
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В связи с изложенным, суд соглашается с приведенными истцом доводами и приходит к выводу о том, что выявленные прокуратурой нарушения являются существенными, поскольку невыполнение правил и норм законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в сети Интернет, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем, имеется необходимость запретить распространение данной информации.
Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Этими Правилами определен порядок создания, формирования и ведения указанного реестра, а также основания для включения в единый реестр сайтов в сети «Интернет».
В силу части 1 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержание информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 указанного Федерального закона основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как установлено судом, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, сайт, имеющий URL- адресом: https://www.youtube.com/watch?v=TA5qyWHyl-k&t=5s отсутствует.
Сведений о включении вышеуказанной страницы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», суду не представлено.
На основании изложенного, суд полагает, что наличие в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=TA5qyWHyl-k&t=5s, видео, пропагандирующее зацепинги, нарушает права неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, административное исковое заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 N 2202-1 и ч. 1 ст. 39 КАС РФ, приведенные нормы закона являются достаточными для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, следует признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу:https://www.youtube.com/watch?v=TA5qyWHyl-k&t=5s, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной в силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение является основанием для включения сайта с URL-адресом: https://www.youtube.com/watch?v=TA5qyWHyl-k&t=5s, в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ URL-░░░░░░░: URL-░░░░░ https://www.youtube.com/watch?v=TA5qyWHyl-k&t=5s, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.07.2023 ░ 14 ░.30 ░░░.