дело № 2а-1814/2023
24RS0004-01-2023-000944-59
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2023 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Есиной С.В.,
при секретаре Антипенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по Красноярскому краю к Привалову С.А. о взыскании пени по транспортному налогу,
У С Т А Н О В И Л :
МИФНС России № по Красноярскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Привалову С.А. обязательные платежи и санкции в общей сумме 870 рублей 86 копеек, в том числе:
- пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 258 рублей 38 копеек,
- пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 612 рублей 48 копеек.
Требования мотивированы тем, что Привалову С.А. являлся плательщиком транспортного налога. Межрайонной ИФНС России № произведен расчет транспортного налога и направлено налогоплательщику налоговое уведомление № от <дата> (транспортный налог за 2014 год, перерасчет транспортного налога за 2015-2016 год). В установленный срок обязанность по уплате налога ответчиком не исполнена. В связи с неуплатой налога, Привалову С.А. направлено требование № от <дата> (пени по транспортному налогу за 2014-2015 год), которое не исполнено. Мировым судьей судебного участка № в <адрес> Красноярского края <дата> вынесен судебный приказ в отношении Привалову С.А. о взыскании спорной задолженности, который <дата> отменен.
Представитель административного истца МИФНС № по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал, о чем указал в заявлении и пояснениях по иску.
Представитель заинтересованного лица МИФНС № по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции, о чем представил ходатайство.
Административный ответчик Привалову С.А. в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании административные исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что факт владения транспортными средствами не отрицает, вместе с тем, налог на имущество за 2014-2016 год им оплачен, согласно выставленным налоговым органом счетам. Кроме того, на конец 2017 года в личном кабинете налогоплательщика отображалась информация об имеющейся переплате по налогам.
Поскольку участие административного ответчика не признано судом обязательным, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии с п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Э.Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации», к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Судом установлено, что административный ответчик являлся собственником транспортного средства - автомобиля HONDA CR-V, г/н № с <дата> по <дата>; с <дата> по настоящее время за ответчиком зарегистрировано транспортное средство - автомобиль HONDA FIT, г/н №, что подтверждается учетными данными налогоплательщика и сведения РЭО ГИБДД.
В соответствии с налоговым уведомлением № от <дата> Привалову С.А. начислен транспортный налог за 2014 год и произведен перерасчет транспортного налога за 2015-2016 год, в общем размере 8144 рубля 40 копеек, с учетом имеющейся переплаты сумма транспортного налога составила 3618 рублей 60 копеек.
В силу ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч.2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (ч.5).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.1 ст.70 НК РФ).
В силу ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ (действующей в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
<дата> налоговым органом Привалову С.А. направлено требование № по состоянию на <дата> об уплате, в том числе, пени по транспортному налогу в размере 870 рублей 86 копеек в срок до <дата>.
<дата> МИФНС № по Красноярскому краю обратилось к мировому судье судебного участка № в <адрес> Красноярского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Привалову С.А. пени в размере 870 рублей 86 копеек. Судебный приказ от <дата> отменен мировым судьей <дата> по заявлению должника Привалову С.А. В связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением - <дата>.
Согласно ответу на электронное обращение Привалову С.А. от <дата>, в связи с предоставлением льготы как «одному из родителей многодетной семьи» произведен перерасчет транспортного налога за 2014-2016 годы. В результате перерасчета образовалась переплата по транспортному налогу в суме 8144 рубля 40 копеек, которая зачтена по сроку уплаты <дата>. Кроме того, в данном письме указано, что не в полном объеме оплачен транспортный налог за 2016 год и в результате имеется задолженность по налогу в сумме 8144 рубля 40 копеек по сроку уплаты <дата>.
В соответствии с ответом на электронное обращение Привалову С.А. от <дата>, в уведомлении № от <дата> переплата в размере 8144 рубля 40 копеек, являлась условной в связи с произведенным перерасчетом транспортного налога за 2014-2016 года на основании предоставленной льготы. Переплата по транспортному налогу в суме 8144 рубля должна была быть зачтена в счет уплаты транспортного налога за 2014-2016 год по сроку уплаты <дата>. В связи с возмещением Привалову С.А. на расчетный счет суммы транспортного налога 214 рублей 80 копеек <дата> и 7731 рубль 60 копеек <дата>, образовалась задолженность в сумме 8144 рубля 40 копеек.
По смыслу ч. 6 ст. 289 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 32 КАС РФ, является исполнение налоговым органом обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени и штрафов.
В силу ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п.п. 3, 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Из материалов дела усматривается, что недоимка по уплате транспортного налога за 2014-2015 год налоговым органом в принудительном порядке с ответчика не взыскана, что лишает суд возможности проверить расчет пени и исключает возможность взыскания штрафных санкций за данный период, поскольку они производны от основного долга, требование о взыскании задолженности по транспортному налогу не заявлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых заявлений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.