Дело № 2а-2327/2024 копия
УИД 59RS0008-01-2024-002462-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2024 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бородкиной Ю.В.,
при секретаре Хасимовой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бакшаева Дениса Сергеевича к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Торовой Г.А., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Бакшаев Д.С. обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Торовой Г.А., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности.
В обосновании заявленных требований указано, что в ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю на исполнении находится исполнительное производство № 81731/24/59034-ИП от 26.02.2024 г., возбужденное на основании исполнительного документа от 19.02.2024 г. ФС № 044802091, выданного Пермским районным судом Пермского края. До настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены, в адрес взыскателя денежные средства не перечислены. Длительное время судебный пристав-исполнитель не предпринимает действий, направленных на своевременное и добросовестное исполнение решения суда. Копии каких-либо процессуальных документов в рамках указанного исполнительного производства в адрес взыскателя не направляются. До настоящего времени совершаемые судебным приставом-исполнителем исполнительные действия и принимаемые им меры принудительного исполнения по исполнительному производству не привели к исполнению требований исполнительного документа. Судебный пристав-исполнитель незаконно бездействует, затягивая принудительное исполнение, вступившего в законную силу решение суда. Административный истец считает, что круг необходимых мероприятий по своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем осуществлен не был, эффективных, своевременных и достаточных мер к этому не принималось, допущено ничем не обоснованное нарушение прав взыскателя. 27.04.2024 г. административным истцом была подана жалоба в ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Торовой Г.А. в части не совершения исполнительных действий по исполнительному производству № 81731/24/59034-ИП от 26.02.2024 г., а также административный истец просил обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Торову Г.А. устранить допущенные нарушения действующего законодательства и произвести все необходимые исполнительные действия. 04.06.2024 г. начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Пузачевой А.С. направлено в адрес административного истца постановление по результатам рассмотрения жалобы от 15.05.2024 г., согласно которому в удовлетворении жалобы отказано. Также из названного постановления следует, что судебным приставом-исполнителем было направлено в суд заявление о разъяснении стоимости объекта. Более никаких исполнительных действий по названному выше исполнительному листу ничего не производилось. При личном обращении 04.06.2024 г. в ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Пермскому краю взыскателю было сообщено о том, что в последних числах апреля 2024 г. указанное заявление о разъяснении стоимости объекта подано в Пермский районный суд Пермского края, при этом точных дат взыскателю сообщено не было. На основании вышеизложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Торовой Г.А., выразившееся в не совершении своевременных исполнительных действий в рамках исполнительного производства № 81731/24/59034-ИП от 26.02.2024 г. в период с 26.02.2024 г. по настоящее время, не истребовании у работодателя должника документов, подтверждающих получение дохода должником, не совершении иных процессуальных действий; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Пермскому району ГУФССП России Торову Г.А в кратчайшие сроки совершить все необходимые исполнительные действия, направленные на обращение взыскания имущества с целью взыскания денежных средств с должника Вагановой В.А. по исполнительному производству № 81731/24/59034-ИП от 26.02.2024 г.; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Пермскому району ГУФССП России Торову Г.А. направить все необходимые копии процессуальных документов в рамках исполнительного производства № 81731/24/59034-ИП от 26.02.2024 г. в адрес взыскателя.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГУФССП России по Пермскому краю (л.д. 2).
Определением суда от 17.07.2024 в качестве заинтересованного лица начальник ОСП по пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Пузачева А.С.
Административный истец в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом. В судебном заседании 27.06.2024 участвовал представитель административного истца Валиев И.И., который настаивал на удовлетворении заявленных требований, указал, что судебный пристав-исполнитель Торова сообщила о составлении акта описи (ареста).
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Торова Г.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила суду копию исполнительного производства № 81731/24/59034-ИП от 26.02.2024 г.
Представитель административного ответчика ГУФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным, учитывая положения ч. 2 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их присутствие в судебном заседании судом не признано необходимым, ходатайств об отложении рассмотрения дела ими не заявлялось, что не является препятствием к разрешению поставленного вопроса по существу, при этом суд учитывает краткие сроки рассмотрения дел данной категории, а также, что информация по рассматриваемому делу является общедоступной на официальном сайте суда, то есть стороны должны пользоваться своими правами добросовестно.
Суд, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства № 81731/24/59034-ИП от 26.02.2024 г., приходит к следующему выводу.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 218, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в судебном порядке.
Согласно положениям ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены названным Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Указанный перечень является открытым, о чем свидетельствуют положения п. 17 ч. 1 упомянутой статьи, согласно которым судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно ч. 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
В порядке п. 3 ч. 5 ст. 65 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные данным Законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества. Судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 руб.
Судом установлено, что 26.02.2024 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Торовой Г.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства (л.д. 44).
14.03.2024 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Торовой Г.А. вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (л.д. 57).
20.03.2024 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Торовой Г.А. был составлен акт о наложении ареста (описи имущества), согласно которому аресту (описи) подвергнуто жилое помещение (квартира) с кадастровым номером № (л.д. 45-47).
20.03.2024 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Торовой Г.А. вынесено постановление о наложении ареста (л.д. 48).
19.04.2024 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Торовой Г.А. вынесено постановление об оценке имущества должника (л.д. 49).
26.06.2024 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Торовой Г.А. вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги (л.д. 53-54).
26.06.2024 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю Торовой Г.А. направила заявку на торги арестованного имущества (л.д. 55-56).
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству № 81731/24/59034-ИП по состоянию на 27.06.2024 г. с должника взыскано 31 805, 04 руб. в пользу взыскателя перечислено 31 805, 04 руб. (л.д. 58).
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) судебного пристава-исполнителя являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением) (п. 1 ч. 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя должно быть установлено какие негативные последствия повлекли обстоятельства оспариваемого бездействия, в чем конкретно выразилось бездействие судебного пристава-исполнителя, а административным истцом представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в результате оспариваемого бездействия была снижена, утрачена или иным образом ограничена возможность исполнения исполнительного документа и нарушены права, свободы и законные интересы как взыскателя по исполнительному производству.
Вопреки доводам административного истца, административным ответчиком все необходимые действия, предусмотренные Законом об исполнительном производстве для установления имущественного положения должника были проведены, постановление об обращении на заработную плату должника, проверка имущественного положения должника проведена, запросы в регистрирующие органы, вынесено постановление о наложении ареста на имущество должника, вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги.
Довод административного истца о не направлении в адрес взыскателя процессуальных документов, вынесенных в рамках исполнительного производства, не свидетельствует о существенном нарушении прав административного истца, также административным истцом не указано, в чем выражено нарушение прав, доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, не представлены.
Информация о ходе исполнительного производства размещена на официальном сайте УФССП России, является общедоступной, взыскатель имел возможность беспрепятственно ознакомиться с их содержанием, проявляя должную заинтересованность в ходе исполнительного производства.
При этом законодательство об исполнительном производстве не содержит требования о направлении всех процессуальных документов, выносимых в рамках исполнительного производства, в адрес должника или взыскателя.
Довод административного истца о том, что в адрес взыскателя денежные средства не перечислены, опровергаются справкой о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству № 81731/24/59034-ИП по состоянию на 27.06.2024 г., согласно которой с должника взыскано 31 805,04 руб., в пользу взыскателя перечислено 31 805,04 руб. (л.д. 58).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
При этом судебный пристав-исполнитель самостоятельно в силу положений статей 64, 68 Закона об исполнительном производстве определяет какие исполнительные действия подлежат применению, с учетом требований, содержащихся в исполнительном документе, исходя из обстоятельств в каждом конкретном случае, а также выбирает перечень, характер, объем и последовательность данных исполнительных действий, исходя из оптимального соотношения эффективности этих действий и мер, временных затрат на их совершение.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку бездействия судебным приставом-исполнителем ОСП по Пермскому району ГУФССП России по Пермскому краю в рамках исполнительного производства не допущены, судебный пристав-исполнитель принимает все необходимые меры принудительного исполнения.
Сам факт того, что совершаемые судебным приставом-исполнителем действия не приводят к результату, на который рассчитывает взыскатель, не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя, выразившегося в непринятии мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 85 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», ответственность государства в сфере исполнения судебных актов, вынесенных в отношении частных лиц, ограничивается надлежащей организацией принудительного исполнения этих судебных актов и не подразумевает обязательности положительного результата, если таковой обусловлен объективными обстоятельствами, зависящими от должника.
В результате совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в пользу взыскателя производились перечисления денежных средств в рамках постановлений о распределении денежных средств по сводному исполнительному производству, что свидетельствует об эффективности принимаемых судебным приставом-исполнителем мер по исполнению требований исполнительного документа.
При этом суд отмечает, что административный истец при наличии достаточных доказательств не лишен права подать ходатайства судебному приставу-исполнителю для совершения отдельных исполнительных действий и представить известные ему сведения об имуществе должника.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия судебных приставов-исполнителей, оснований для возложения обязанности устранить допущенные нарушения прав административного истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 81731/24/59034-░░ ░░ 26.02.2024 ░. ░ ░░░░░░ ░ 26.02.2024 ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 81731/24/59034-░░ ░░ 26.02.2024 ░.; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 81731/24/59034-░░ ░░ 26.02.2024 ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-2327/2024
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░