Дело № 66OS0000-01-2023-000244-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
03 октября 2023 года |
Номер производства 3а-445/2023 |
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-445/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рента-Сервис»
к административным ответчикам – Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки»,
с участием заинтересованных лиц – ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу, Администрации города Екатеринбурга, В., Р., З., общества с ограниченной ответственностью «БЭСТ», акционерного общества «Офис-ЕК», Х., акционерного общества «Тезаврация», общества с ограниченной ответственностью Строительной предприятие «ЭКСПО-РЕМ»,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> равной рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Рента-Сервис» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 01 января 2022 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> (далее – земельный участок) равной рыночной стоимости, представив в обоснование размера рыночной стоимости отчет об оценке № 3058-01-2023-М/66 от 09 февраля 2023 года (далее – Отчет), выполненный оценщиком Т. (ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта»).
Представителем ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу Нуритдиновым А.Т. направлен отзыв, в котором подтверждены дата определения и размер кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку от представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области поступили возражения на Отчет, определением суда от 18 июля 2023 года была назначена судебная экспертиза, которая была поручена эксперту ООО «ОценКинг» Д.
Перед экспертом был поставлен вопрос о том, какова рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2022 года.
По результатам экспертизы составлено заключение от 8 августа 2023 года, согласно выводам которого, по состоянию на 01 января 2022 года рыночная стоимость земельного участка составляла 10976 448 руб.
До начала судебного заседания от представителя административного истца Зимина К.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенном экспертом.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (административные ответчики), а также ППК «Роскадастр» в лице филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу, Администрация города Екатеринбурга, В., Р., З., ООО «БЭСТ», АО «Офис-Ек», Х., АО «Тезаврация», ООО Строительное предприятие «ЭКСПО-РЕМ», возражений касающихся размера определенной экспертом рыночной стоимости земельного участка, не заявили.
Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, надлежащее извещение не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело после возобновления производства по административному делу протокольным определением от 3 октября 2023 года.
Исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, а также заключение эксперта, суд приходит к следующим выводам.
Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентированы главой 25 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), регламентирующая оценку земли, указывает на необходимость установления рыночной стоимости земельного участка в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1) и одновременно предусматривает то, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года
№ 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 269-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Во исполнение части 3 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года № 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», установлено 1 января 2018 года.
Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» ранее 1 января 2026 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Закона № 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», осуществляется в соответствии со статьей 22 этого Закона, в силу которой, названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Судом установлено, что административный истец является одним из арендаторов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1344 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства административного здания.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 21 ноября 2022 года № 5500 утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Свердловской области.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена названным Приказом в размере 22392935,04 руб. по состоянию на 01 января 2022 года. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14 марта 2023 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2023 года.
Согласно положениям части первой статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В подтверждение величины рыночной стоимости земельного участка административный истец представил в суд Отчет, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком по состоянию на 01 января 2022 года в размере 10305 000 руб.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела Отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «ОценКинг» Д.
По результатам экспертизы в материалы административного дела поступило заключение эксперта, согласно которому по состоянию на 01 января 2022 года рыночная стоимость земельного участка составляла 10976 448 руб.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценив заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение подготовлено экспертом Д., который имеет необходимое образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, его ответственность как оценщика застрахована должным образом.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.
Доказательств, опровергающих изложенные в заключении выводы о размере рыночной стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01 января 2022 года, в материалы административного дела представлено не было, в связи с чем, ставить заключение эксперта под сомнение оснований у суда не имеется.
Поскольку административным истцом доказано влияние оспариваемой кадастровой стоимости на размер его обязательств, как плательщика земельного налога, а также несоответствие кадастровой стоимости земельного участка рыночной стоимости, суд признает административные исковые требования обоснованными, и подлежащими удовлетворению путем установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2022 года заключением эксперта.
Руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 10976 448 (░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░░░░░░░ 3 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░