Дело № 2а-1832/2024
УИД 51RS0002-01-2024-000646-12
Мотивированное решение изготовлено 28.05.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Хуторцевой И.В.
при секретаре Квас О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ароновой Е.А. к УФНС России по Мурманской области о признании задолженности на едином налоговом счете за 2017-2018 годы и 2022 год безнадежной к взысканию, признании незаконными налогового уведомления от 11 сентября 2018 года, требования об уплате налога от 16 мая 2023 года, возложении обязанности удалить сведения о задолженности из единого налогового счета и личного кабинета налогоплательщика,
установил:
Административный истец Аронова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФНС России по Мурманской области о признании задолженности на едином налоговом счете за 2017-2018 годы и 2022 год безнадежной к взысканию, признании незаконными налогового уведомления от 11 сентября 2018 года, требования об уплате налога от 16 мая 2023 года, возложении обязанности удалить сведения о задолженности из единого налогового счета и личного кабинета налогоплательщика, в обоснование которого указал, что 21.01.2024 через портал Госуслуг в Личном кабинете налогоплательщика получила уведомление о наличии задолженности в размере 259 983 рубля 25 копеек, в том числе по налогам – 131 811 рублей 62 копейки, пени – 128 171 рубль 63 копейки.
Ссылаясь на пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, указывает, что в сальдо единого налогового счета по состоянию на 01.01.2023 не должны включаться суммы недоимок и пеней, по которым на 31.12.2022 не истек срок их взыскания. Считает действия административного ответчика по формированию отрицательного сальдо незаконными, поскольку уплаченная ею задолженность по налогу за 2022 год учтена в счет уплаты задолженности, по которой истек срок ее взыскания, несмотря на имеющееся определение об отказе в выдаче судебного приказа и решение суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с нее задолженности.
В обращении от 02.08.2023 она просила УФНС России по Мурманской области признать безнадежной к взысканию и списать задолженность в связи с истечением срока взыскания в принудительном порядке.
В ответе от 30.08.2023 № УФНС России по Мурманской области отказала ей в признании задолженности безнадежной к взысканию.
Полагает, что УФНС России по Мурманской области в связи с истечением установленного Налоговым кодексом РФ срока взыскания утрачена возможность принудительного взыскания задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 11 963 рубля 62 копейки, за 2018 год в размере 54 301 рубль, налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 4 293 рубля, всего в размере 70 557 рублей 62 копейки, поскольку указанная задолженность образовалась за период до 31.12.2022.
Кроме того, за налоговый период 2022 года на основании платежного поручения № от 29.07.2023 ею уплачен налог в размере 61 254 рубля, в том числе транспортный налог в размере 18 рублей, налог на имущество в размере 138 рублей и 5 714 рублей, земельный налог в размере 761 рубль и 54 623 рубля, которые необоснованно зачтены налоговым органом в счет уплаты за предыдущие налоговые периоды.
Обращает внимание, что пени в размере 128 171 рубль 63 копейки начислены на сумму задолженности, возможность взыскания которой утрачена налоговым органом в связи с истечением установленного срока взыскания, и на суммы в размере 61 254 рубля, уплаченные платежным поручением от 29.07.2023.
Просит суд признать безнадежной к взысканию задолженность на едином налоговом счете в размере 259 983 рубля 25 копеек, в том числе задолженность по земельному налогу за 2017, 2018 годы, налогу на имущество за 2018 годы в размере 70 557 рублей 62 копейки в связи с истечением срока взыскания в принудительном порядке, а также по налогу в размере 61 254 рубля, уплаченному платежным поручением от 29.07.2023.
Просит также признать безнадежной к взысканию задолженность на едином налоговом счете по пени в размере 131 811 рублей 62 копейки, в том числе пени в размере 128 171 рубль 63 копейки, начисленные на задолженность по земельному налогу за 2017, 2018 годы, налогу на имущество за 2018 годы в размере 70 557 рублей 62 копейки, возможность взыскания которой утрачена в принудительном порядке, а также начисленные на налог в размере 61 254 рубля, уплаченный платежным поручением от 29.07.2023.
Признать незаконным требование от 11.09.2018 № об уплате налога за налоговый период 2017 года в размере 64 847 рублей, а также требование от 16.05.2023 № об уплате налога за налоговые периоды с 2014 года по 2021 год в размере 190 727 рублей 62 копейки и пени в размере 120 158 рублей 41 копейка в связи с истечением установленного срока их взыскания и полной уплаты.
Возложить на административного ответчика обязанность удалить сведения о наличии задолженности, признанной безнадежной к взысканию, из ее сальдо единого налогового счета и Личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС России, взыскать с административного ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением суда от 14.05.2024 административные исковые требования о признании незаконным требования об уплате налога от 16 мая 2023 года № оставлены без рассмотрения.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело со своим участием путем использования систем видеоконференц-связи, на удовлетворении административных исковых требований настаивал.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражения, согласно которым безнадежной к взысканию может быть признана задолженность, в отношении которой не приняты меры взыскания, и истек срок принятия таких мер. В отношении задолженности административного истца по земельному налогу за 2017, 2018 годы, налогу на имущество за 2018 год приняты меры принудительного взыскания.
Задолженность по земельному налогу за 2017 год взыскана решением Первомайского районного суда г. Мурманска от 29.10.2020 по делу №, по земельному налогу и налогу на имущество за 2018 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска от 12.02.2020 по делу №.
Задолженность за 2022 год по транспортному налогу в размере 18 рублей, земельному налогу в размере 55 384 рубля, налогу на имущество в размере 5 852 рубля взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска от 16.01.2024 по делу №. Указанные судебные приказы не отменены.
С 01.01.2023 в Налоговый кодекс РФ введен институт единого налогового счета, что позволяет через формирование единого сальдо расчетов на едином налоговом счете учитывать исполнение налогоплательщиком обязательств перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Уплаченные налогоплательщиком 15.09.2023 денежные средства в размере 61 254 рубля с 01.01.2023 являются единым налоговым платежом, принадлежность которого распределена в счет уплаты земельного налога по сроку уплаты 01.12.2016 в размере 499 рублей, по сроку уплаты 01.12.2017 в размере 642 рубля, по сроку уплаты 03.12.2018 в размере 44 113 рублей 79 копеек, налога на имущество физических лиц по сроку уплаты 01.12.2017 в размере 8 877 рублей 14 копеек, по сроку уплаты 03.12.2018 в размере 4 293 рубля, транспортного налога за 2014 год по сроку уплаты 01.12.2017 в размере 846 рублей 91 копейка, за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2017 в размере 846 рублей 90 копеек, по сроку уплаты 02.03.2018 в размере 207 рублей 26 копеек, по сроку уплаты 03.12.2018 в размере 928 рублей.
Указанная административным истцом задолженность и начисленные на нее пени не могут быть признаны безнадежными к взысканию, поскольку в отношении них налоговым органом приняты меры взыскания в установленный срок, равно как не могут быть признаны незаконными налоговое уведомление от 11.09.2018 № и требование от 16.05.2023 №
Со ссылкой пункт 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ обращает внимание, что налоговое уведомление не может быть признано незаконным, поскольку оно направляется налогоплательщику до наступления срока уплаты налога.
Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и представителя административного ответчика, явка которых в судебное заседание не признана обязательной.
Ознакомившись с административным исковым заявлением, исследовав материалы административного дела, обозрев материалы административных дел Первомайского районного суда г. Мурманска, мирового судьи судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, обязанность доказывания обстоятельств того, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, либо совершивший оспариваемое действие (бездействие)).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании, являются налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта).
Приказом ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1131@ утвержден Порядок списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, согласно подпункту «а» пункта 1 которого списанию подлежит задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 4 утвержденного указанным приказом ФНС России Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности безнадежной к взысканию, предусмотрено, что в случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ, таким документом является копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности (заверенные гербовой печатью соответствующего суда, или полученные с использованием сервиса "Судебное делопроизводство" федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://sudrf/).
Согласно статье 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням.
В пункте 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых обязанность по уплате налога прекращается, среди которых не указана утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов и пеней, что могло бы явиться основанием для исключения из лицевого счета налогоплательщика сведений о наличии данной задолженности.
В статье 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В пункте 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Согласно пункту 3 статьи 70 Налогового кодекса РФ исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Налогового кодекса РФ единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Налогового кодекса РФ отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.
В пункте 6 статьи 11.3 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ) предусмотрен порядок обращения налогового органа в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности с учетом размера отрицательного сальдо на момент направления требования об уплате задолженности, согласно которому налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности не позднее 1 июля года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей.
В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции от 27.11.2023, далее - Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ) предусмотрено, что сальдо единого налогового счета физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных обязанностей физического лица, являющихся налогоплательщиками, по уплате налогов, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, пеней, штрафов.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, задолженности по пеням, штрафам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.
В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, задолженности по пеням, штрафам осуществляется с учетом следующих особенностей: требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В соответствии с пунктом 10 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ денежные средства, поступившие после 1 января 2023 года в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Как установлено в судебном заседании, административный истец Аронова Е.А. состоит на налоговом учете в УФНС России по Мурманской области и является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога.
Налоговым органом административному истцу Ароновой Е.А. направлено налоговое уведомление от 11.09.2018 № об уплате в срок до 03.12.2018 транспортного налога в размере 928 рублей, земельного налога в размере 59 626 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 4 293 рубля. Налоговое уведомление направлено в личный кабинет налогоплательщика и получено им 18.09.2018.
В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговый орган начислил пени и выставил требование от 11.12.2018 №, которым предложил уплатить в срок до 14.01.2019 недоимку по транспортному налогу в размере 928 рублей и пени в размере 1 рубль 62 копейки, недоимку по земельному налогу в размере 205 478 рублей и пени в размере 359 рублей 59 копеек, недоимку по налогу на имущество в размере 4 293 рубля. Требование направлено в личный кабинет налогоплательщика и получено им 14.12.2018 (л.д. 125).
Задолженность по налогам и пени налогоплательщиком не была уплачена, поэтому налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ароновой Е.А. недоимки по транспортному налогу за 2015-2017 год в размере 2 991 рубль 26 копеек и пеней в размере 13 рублей 06 копеек, недоимки по земельному налогу за 2015-2017 год в размере 205 478 рублей и пеней в размере 359 рублей 59 копеек, недоимки по налогу на имущество за 2017 год в размере 4 293 рубля (л.д. 121-123).
Мировым судьей судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска выдан судебный приказ от 24.06.2019 по делу № (л.д. 116-117).
Указанный судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска от 20.12.2019 (л.д. 120).
В связи с отменой судебного приказа налоговый орган обратился в Первомайский районный суд г. Мурманска с административным исковым заявлением о взыскании с Ароновой Е.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, транспортному налогу за 2014-2015, 2016, 2017 годы, земельному налогу за 2017 год и пеней.
Решением Первомайского районного суда г. Мурманска от 29.10.2020 по делу № с Ароновой Е.А. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4 293 рубля, по транспортному налогу за 2014-2015 годы в размере 1 856 рублей и пени в размере 9 рублей 12 копеек, по транспортному налогу за 2017 год в размере 207 рублей 26 копеек и пени в размере 2 рубля 32 копейки, по транспортному налогу за 2017 год в размере 928 рублей и пени в размере 1 рубль 62 копейки, по земельному налогу за 2017 год в размере 59 626 рублей и пени в размере 104 рубля 04 копейки. Решение суда вступило в законную силу 10.12.2020 (л.д. 150-155).
Налоговым органом административному истцу Ароновой Е.А. направлено налоговое уведомление от 22.08.2019 № об уплате в срок до 02.12.2019 транспортного налога в размере 714 рублей, земельного налога в размере 54 301 рубль, налога на имущество физических лиц в размере 4 293 рубля.
В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговый орган начислил пени и выставил требование от 16.12.2019 №, которым предложил уплатить в срок до 30.12.2019 недоимку по транспортному налогу в размере 714 рублей и пени в размере 2 рубля 01 копейка, недоимку по земельному налогу в размере 54 301 рубль и пени в размере 152 рубля 95 копеек, недоимку по налогу на имущество в размере 4 293 рубля и пени в размере 12 рублей 09 копеек (л.д. 134).
Задолженность по налогам и пени налогоплательщиком не была уплачена, поэтому налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ароновой Е.А. за 2018 год недоимки по транспортному налогу в размере 714 рублей и пеней в размере 2 рубля 01 копейка, недоимки по земельному налогу в размере 54 301 рубль и пеней в размере 152 рубля 95 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 4 293 рубля и пеней в размере 12 рублей 09 копеек (л.д. 131-133).
Мировым судьей судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска выдан судебный приказ от 12.02.2020 по делу № о взыскании с Ароновой Е.А. за 2018 год недоимки по транспортному налогу в размере 714 рублей и пеней в размере 2 рубля 01 копейка, недоимки по земельному налогу в размере 54 301 рубль и пеней в размере 152 рубля 95 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 4 293 рубля и пеней в размере 12 рублей 09 копеек, который должником не отменен и вступил в законную силу 19.03.2020 (л.д. 119).
Налоговым органом административному истцу Ароновой Е.А. направлено налоговое уведомление от 29.07.2023 № об уплате в срок до 01.12.2023 транспортного налога в размере 18 рублей, земельного налога в размере 55 384 рубля, налога на имущество физических лиц в размере 5 852 рубля, а всего в размере 61 254 рубля. Налоговое уведомление направлено в личный кабинет налогоплательщика и им 12.09.2023.
С 01.01.2023 на едином налоговом счете Ароновой Е.А. сформировано отрицательное сальдо в виде совокупной задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 21 756 рублей 14 копеек, по земельному налогу в размере 165 643 рубля 41 копейка и 499 рублей, транспортному налогу в размере 2 829 рублей 07 копеек, совокупных пеней в размере 120 158 рублей 41 копейка.
УФНС России по Мурманской области выставлено требование от 16.05.2023 № 769 в срок до 15.06.2023 недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 21 756 рублей 14 копеек, по земельному налогу в размере 165 643 рубля 41 копейка и 499 рублей, транспортному налогу в размере 2 829 рублей 07 копеек и пеней в размере 120 158 рублей 41 копейка. В требование отражено все отрицательное сальдо ЕНС на момент его формирования. Требование направлено в личный кабинет налогоплательщика (л.д. 138).
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ) действие требований, направленных до 31.12.2022 прекращается, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, поэтому требованием с актуальными сведениями о наличии задолженности Ароновой Е.А. является требование от 16.05.2023 № 769.
В связи с неуплатой налогов за 2022 год в установленный срок у административного истца образовалась задолженность на едином налоговом счете.
УФНС России по Мурманской области обратилось к мировому судье судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ароновой Е.А. за 2022 год недоимки по транспортному налогу в размере 18 рублей, земельному налогу в размере 55 384 рубля, налогу на имущество физических лиц в размере 5 852 рубля, а всего в размере 61 254 рубля, а также пеней в размере 1 839 рублей 56 копеек (л.д. 136-137).
Мировым судьей судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска выдан судебный приказ от 16.01.2024 по делу № о взыскании с Ароновой Е.А. за 2022 год задолженности по состоянию на 08.12.2023 по налогам в размере 61 254 рубля и пеней 1 839 рублей 56 копеек, который должником не отменен и вступил в законную силу 16.02.2024 (л.д. 118).
Вопреки доводам административного истца задолженность по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и транспортному налогу за 2017 год и 2018 год и начисленные пени в связи с неуплатой налогов не могут быть признаны безнадежными к взысканию, поскольку налоговым органом в установленный срок приняты меры по их принудительному взысканию, срок обращения в суд за взысканием не пропущен.
Задолженность по налогам за 2017 год взыскана с административного истца решением Первомайского районного суда г. Мурманска от 29.10.2020 по делу №. Задолженность по налогам за 2018 год взыскана с административного истца судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска от 12.02.2020 по делу №. Решение суда и судебный приказ мирового судьи не отменены административным истцом, вступили в законную силу, подлежат исполнению в установленном законом порядке.
Учитывая, что задолженность по налогам за 2017 год и 2018 год взыскана с Ароновой Е.А. в судебном порядке, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ начисление пеней на данную задолженность правомерно до момента фактического исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов.
Административный истец Аронова Е.А, направила в УФНС России по Мурманской области обращение от 02.08.2023 №, в котором просила признать безнадежной к взысканию задолженности.
В ответе от 30.08.2023 № УФНС России по Мурманской области сообщило Ароновой Е.А. об объектах налогообложения, находящихся у нее в собственности, начисленных налогах за каждый налоговый период с 2014 по 2021 годы, принятых мерах взыскания задолженности по налогам, самостоятельно уплаченных суммах налогов налогоплательщиком, отсутствии оснований для признании задолженности безнадежной к взысканию (л.д. 12-17).
Административный истец просит признать незаконным требование от 11.09.2018 № в связи с безнадежной к взысканию указанной в нем задолженности, однако судом установлено, что требование с таким номером и такой датой административному истцу не направлялось.
Административному истцу направлено налоговое уведомление от 11.09.2018 №, которым предложено уплатить налог на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог за 2017 год в срок до 03.12.2018.
Принимая во внимание, что административным истцом допущена описка в указании названия направленного налоговым органом документа и его номера, суд считает необходимым рассмотреть административные исковые требования об оспаривании налогового уведомления от 11.09.2018 №.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Судом установлено, что решением Первомайского районного суда г. Мурманска от 29.10.2020 по делу №, которым с административного истца Ароновой Е.А. взыскана задолженность по налогам за 2017 год на основании налогового уведомления от 11.09.2018 №, признано законным и обоснованным направление административному истцу данного налогового уведомления. Решение суда вступило в законную силу и установленные им обстоятельства с учетом части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего административного дела.
Более того, в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление представляет собой извещение налогоплательщика об исчисленном налоге по каждому находящемуся в его собственности объекту налогообложения, сроке уплате налога, реквизитах для уплаты налога, которое направляется налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Направление налогового уведомления не влечет для налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, которые наступают только в случае неуплаты им налога в установленный срок, что влечет за собой формирование и направление ему требования об уплате налога. Неисполнение требования об уплате налога в установленный срок является основанием для применения налоговым органом принудительных мер взыскания образовавшейся задолженности по налогу.
При указанных обстоятельствах суд не может признать незаконным налоговое уведомление от 11.09.2018 №, поскольку указанные в нем сведения носят информационный характер о расчете налога по каждому объекту налогообложения. Кроме того, налог за 2017 год взыскан с Ароновой Е.А. на основании решения суда.
Административным истцом Ароновой Е.А. на основании чека-ордера ПАО Сбербанк от 15.09.2023 уплачена задолженность по налогам в размере 61 254 рубля, в котором указано назначение платежа - единый налоговый платеж, дата постановления - 29.07.2023 (л.д. 25).
Данные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком УФНС России по Мурманской области.
В пункте 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ установлена последовательность определения принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, согласно которому недоимка по иным налогам, кроме налога на доходы физических лиц, учитывается, начиная с наиболее раннего момента ее возникновения, затем иные налоги с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению), пени, штрафы.
С учетом пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ УФНС России по Мурманской области принадлежность уплаченных Ароновой Е.А. денежных средств в размере 61 254 рубля распределена в счет уплаты:
земельного налога по сроку уплаты 01.12.2016 в размере 499 рублей, по сроку уплаты 01.12.2017 в размере 642 рубля, по сроку уплаты 03.12.2018 в размере 44 113 рублей 79 копеек,
налога на имущество физических лиц по сроку уплаты 01.12.2017 в размере 8 877 рублей 14 копеек, по сроку уплаты 03.12.2018 в размере 4 293 рубля,
транспортного налога за 2014 год по сроку уплаты 01.12.2017 в размере 846 рублей 91 копейка, за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2017 в размере 846 рублей 90 копеек, по сроку уплаты 02.03.2018 в размере 207 рублей 26 копеек, по сроку уплаты 03.12.2018 в размере 928 рублей.
Вопреки доводам административного истца такое определение принадлежности уплаченных денежных средств в счет уплаты недоимки по земельному налогу за 2015, 2016, 2017 годы, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы, недоимки по транспортному налогу за 2014, 2015, 2017 годы, учтенным в отрицательном сальдо единого налогового счета, суд считает правомерным, соответствующим положениям пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ.
В отношении указанной задолженности налоговым органом приняты меры принудительного взыскания, недоимка взыскана вступившими в законную силу соответствующими решением суда и судебными приказами мирового судьи, поэтому она не может быть признана безнадежной к взысканию.
Так, решением Первомайского районного суда г. Мурманска от 29.10.2020 по делу № 2а-2204/2020 с административного истца Ароновой Е.А. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014, 2015, 2017 годы, недоимка по земельному налогу за 2017 год, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год.
Из ответа УФНС России по Мурманской области от 30.08.2023 № следует, что недоимка по земельному налогу за 2015 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 24 Псковского района Псковской области от 19.05.2017 №.
Недоимка по земельному налогу за 2016 год, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска от 12.01.2018 по делу №.
В связи с тем, что взысканная судом задолженность не была уплачена административным истцом Ароновой Е.А. административный ответчик правомерно определил ее принадлежность в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ последовательно в счет уплаты недоимки по налогам за более ранние налоговые периоды.
При указанных обстоятельствах недоимка по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу за 2022 год административным истцом Ароновой Е.А. уплачена не была и была взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 Первомайского судебного района г. Мурманска от 16.01.2024 по делу №.
Таким образом, отраженная на едином налоговом счете налогоплательщика и в Личном кабинете налогоплательщика задолженность в размере 259 983 рубля 25 копеек, в том числе пени в размере 131 811 рублей 62 копейки, не могут быть признаны безнадежной к взысканию задолженностью и удалены из лицевого счета налогоплательщика и сведений Личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС России.
При установленных судом обстоятельствах оснований, предусмотренных в статье 59 Налогового кодекса РФ, связанных с истечением установленного срока взыскания имеющейся у Ароновой Е.А. задолженности, не имеется.
Действия (бездействие), решение должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Такой совокупности условий, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, создании препятствий к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности, судом не установлено и административным истцом суду не сообщено, поэтому административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Административным истцом при подаче административного искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая признается судом судебными расходами, но не подлежит взысканию с административного ответчика в связи с отказом в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 44).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2017-2018 ░░░░ ░ 2022 ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░