Дело № 2а-1788/2023
24RS0028-01-2023-000841-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 28 июля 2023 года
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Резникова Ю.Е.,
при секретаре Андреевой О.А., Синцовой О.Е.
с участием представителя административного истца Шейкиной А.А.,
представителей административного ответчика Митюхиной Т.А., Федоровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС № 24 по Красноярскому краю к Точилову Артему Александровичу о взыскании налоговой задолженности,
установил:
МИФНС № 24 по Красноярскому краю обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Точилову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 96,24 рублей, пени по транспортному налогу со сроком уплаты 02.12.2019 – 48,30 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в ПФ РФ за период с 21.12.2018 по 31.03.2022 – 3 794,29 рублей, пени по страховым взносам на ОМС ФОМС за период с 21.12.2018 по 31.03.2022 – 664,61 рублей, а всего 4 603,44 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования подержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований, представили письменные возражения. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Исходя из п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В ст. 358 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Как указано в ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК РФ).
В ст. 2 Закона Красноярского края «О транспортном налоге» от 08.11.2007 № 3-676 (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) установлены налоговые ставки на транспортные средства соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
- автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно: 5 рублей.
В силу абз. 3 п. 3 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, в 2018 году Точилову А.А. принадлежало транспортное средство марки ВАЗ 2121, мощностью двигателя 73 л.с. Соответственно налоговым органом в налоговом уведомлении от 27.06.2019 со сроком уплаты - 02.12.2019, исчислена сумма к уплате по транспортному налогу за 2018 год в размере 365 рублей.
Налоговое уведомление об уплате налогов от 27.06.2019 № 352616 в соответствии с положениями п. 4 ст. 52 НК РФ направлено налогоплательщику через личный кабинет и получено им 12.08.2019. Согласно представленным налоговым органом документам и пояснениям представителя налоговой инспекции, ввиду порыва отопительной системы 15.11.2018 утрачены документы, связанные с оформлением административным ответчиком личного кабинета налогоплательщика. Между тем, из представленных налоговым органом электронных выписок следует, что административным ответчиком используется личный кабинет налогоплательщика, в связи с чем доводы представителей о ненадлежащем направлении налогового уведомления признаются судом несостоятельными.
Требование об уплате транспортного налога № 27096 выставлено 01.04.2020 (срок – до 07.05.2020).
Остаток задолженности, учитывая произведенную 27.09.2022 оплату, по транспортному налогу составляет 96,24 рублей. В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного налога начислена пени с 03.12.2019 по 31.03.2022 в размере 48,30 рублей.
Произведенный расчет задолженности по транспортному налогу признается судом верным.
Доказательств уплаты задолженности по транспортному налогу суду со стороны административного ответчика не представлено. Из материалов, представленных налоговым органом, сведений об уплате транспортного налога также не имеется.
Поскольку сумма задолженности по этому требованию не превышала 3 000 рублей, налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании налога не позднее трех лет и шести месяцев, начиная с даты исполнения требования – 07.05.2020, т.е. в срок до 07.05.2023.
Из материалов дела следует, что с заявлением № 8568 о вынесении судебного приказа налоговая инспекция обратилась 18.08.2022, т.е. в установленный законом срок.
Кроме того, налоговый орган вправе в соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ обратиться в суд для взыскания задолженности в порядке искового производства в течение 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ отменен по заявлению административного ответчика 15.09.2022, с исковым заявлением в Кировский районный суд г. Красноярска налоговый орган обратился 15.03.2023.
Поскольку задолженность не погашена, а возможность принудительного взыскания не утрачена, суд находит требования налоговой инспекции в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, Точилов А.А. в период с 18.04.2017 по 23.09.2019 имел статус индивидуального предпринимателя.
В соответствии с положениями ст. 419 НК РФ Точилов А.А. являлся плетельщиком страховых взносов и согласно положениям ст. 430 НК РФ был обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФ РФ и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФОМС в размерах, определяемых исходя из стоимости страхового года, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанные бюджеты.
Порядок уплаты и правила расчета взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование за период 2017 года урегулирован п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения).
По сведениям налогового органа за административным ответчиком числится неуплаченной сумма налоговой задолженности по страховым взносам на ОПС за 2017 год в сумме 23 400 руб., а также задолженность на ОМС за 2017 год в сумме 4 590 руб.
На вышеуказанную сумму задолженности по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ за 2017 год начислены пени за период с 21.12.2018 по 31.03.2022 в размере 3 794,29 рублей, на вышеуказанную сумму задолженности по страховым взносам в ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2017 год начислены пени за период с 21.12.2018 по 31.03.2022 в размере 664,61 рублей.
Предоставленный истцом расчет пени выполнен математически верно в соответствии с требованиями п. 4 ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки на сумму образовавшейся недоимки с правильным применением процентных ставок, в связи с чем признан судом правильным.
В связи с изложенным в адрес налогоплательщика 20.05.2022 направлено требование (срок – до 06.07.2022).
Между тем, 21.01.2020 налоговый орган уже обращался с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам на ОПС за 2017 год в сумме 26 545 руб., пени, недоимки за страховые взносы на ОМС за 2017 год в сумме 5 840 руб., пени. При вынесении судебного приказа налоговым органом представлялось требование № 1374 от 15.01.2019 на общую сумму 32 385 руб. (срок исполнения – 07.02.2019). Определением от 16.10.2020 судебный приказ от 27.01.2020 отменен.
С исковым заявлением о взыскании пени налоговая инспекция обратилась в Кировский районный суд г. Красноярска 15.03.2023.
Поскольку возможность принудительного взыскания суммы основного долга в данной части утрачена, суд находит требования налоговой инспекции в части взыскания пени не подлежащими удовлетворению, поскольку исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной, в том числе в Постановлениях от 17.12.1996 № 20-П, от 15.07.1999 № 11-П, п.п. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному; обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.
Налоговая инспекция в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-294 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (08.05.1988 ░.░., ░░░░░░░ 0408 620795 ░░░░░ 24.07.2008) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 96,24 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 02.12.2019 – 48,30 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 144,54 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.08.2023.