УИД: 59RS0005-01-2021-008043-15
Дело № 2а-965/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Паньковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Погодиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю к Романовой Наталье Валерьевне о взыскании задолженности по налогам и сборам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю (далее Инспекция, административный истец) обратилась в суд с административным иском к Романовой Наталье Валерьевне (далее - административный ответчик) о взыскании недоимки по земельному налогу.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик своевременно не уплатила земельный налог за налоговый период 2017 год в сумме 13 617 руб. и пени в сумме 51,28 руб.
Согласно сведениям, предоставленным органами, осуществляющими кадастровый учет, в собственности административного ответчика в 2017 году находились земельные участки в <адрес>).
На основании действующего законодательства налогоплательщику за налоговый период 2017 год в отношении земельных участков с ОКТМО № (код НО №) исчислен земельный налог по ставке 0,3 процента в сумме 354 руб. (<данные изъяты>), в отношении земельных участков с ОКТМО № (код НО №) исчислен земельный налог по ставке 0,3 процента в общей сумме 13 263 руб.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ административному ответчику направлено налоговое уведомление № от 29.08.2018.
Поскольку налогоплательщик зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика, уведомление направлено налоговым органом через личный кабинет.
В установленный срок земельный налог за указанный налоговый период административным ответчиком не уплачен.
Сумма недоимки по земельному налогу за налоговый период 2017 год составила 13 617 руб.
Сумма пени за неуплату административным ответчиком в установленный срок земельного налога за налоговый период 2017 год в общем размере 13 617 руб. за период просрочки с 04.12.2018 по 18.12.2018 составила 51,28 руб. (1,31 руб. (на налог в сумме 354 руб.) + 49,95 (на налог в сумме 13 263 руб.)).
До настоящего времени вышеуказанная задолженность налогоплательщиком не погашена.
В связи с образовавшейся недоимкой, налоговым органом в рамках статьи 69, 70 НК РФ налогоплательщику на основании статей 69, 70 НК РФ, направлено требование № от 19.12.2018 со сроком уплаты до 10.01.2019 с предложением добровольно уплатить исчисленные суммы налога и пени.
До настоящего времени вышеуказанная задолженность налогоплательщиком не погашена.
Сумма налога, подлежащая взысканию согласно требованию № от 19.12. 2018 превысила 3000 руб.
Срок уплаты по требованию № – до 10.01.2019, следовательно, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ срок подачи заявления на взыскание с должника задолженности по налогам истекает 10.07.2019, следовательно Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа, с соблюдением установленного срока.
Определением Мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ № 2а-2260/2019 от 24.05.2019 о взыскании с налогоплательщика недоимки и пени. В связи с поступлением возражений налогоплательщика относительно исполнения судебного приказа, 03.06.2021 Мировым судьей судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-2260/2019.
Течение шестимесячного срока на обращение в суд, предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ, началось с 04.06.2021, то есть со следующего дня от даты вынесения определения об отмене судебного приказа. Шестимесячный срок для обращения Инспекции в суд за взысканием недоимки в порядке искового производства исчисляемый с 04.06.2021 истекает 03.12.2021. В таким случае, настоящее административное исковое заявление подано Инспекцией в суд в пределах срока, предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с Романовой Н.В. недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 354 руб. (ОКТМО №); пени по земельному налогу за 2017 год в размере 1,33 руб.; недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 13 263 руб. (ОКТМО №); пени по земельному налогу за 2017 год в размере 49,95 руб. Всего задолженность в размере 13 668,28 руб.
Кроме того, административный истец просит взыскать издержки, связанные с рассмотрением административного дела, в размере 74,40 руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Административный ответчик Романова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым извещением, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомила, возражений по иску, доказательства оплаты задолженности не представлена.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании п. 3 ст. 396 НК РФ исчисляется налоговыми органами.
Согласно разделу 2 Решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района от 09.09.2010 N 172 «Об установлении земельного налога на территории Култаевского сельского поселения» налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности;
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно разделу II Решения Совета депутатов Хохловского сельского поселения от 25.11.2005 N 18 «Об установлении земельного налога» налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности;
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 1 статьи 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п. 6 ст. 75 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Романова Н.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, является плательщиком земельного налога, в 2017 году в ее собственности находились земельные участки в <адрес>).
Согласно налоговому уведомлению № от 29.08.2018 не позднее 03.12.2018 Романовой Н.В. следовало уплатить земельный налог за 2017 год в размере 13 263,00 руб. (по ОКТМО №), 354,00 руб. (по ОКТМО №) (л.д.14-16).
В связи с неуплатой указанных налогов в установленные сроки, налоговым органом в адрес Романовой Н.В. выставлено требование: № об уплате земельного налога по ОКТМО № в сумме 354,00 руб., по ОКТМО № - в сумме 13 263, 00 руб., пени в сумме 51,28 руб. за период просрочки с 04.12.2018 по 18.12.2018 со сроком добровольной уплаты до 10.01.2019 (л.д.20).
Уведомление направлено налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика 09.09.2018, требование – 21.12.2018.
Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
24.05.2019 и.о. мирового судьи судебного участка № 4 мировым судьей судебного участка № 3 Мотовилихинского судебного района г.Перми вынесен судебный приказ № 2а-2260/2019 о взыскании с Романовой Н.В. задолженности по налогам и сборам.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г.Перми от 03.06.2021 судебный приказ был отменен, в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Данные обстоятельства послужили основанием обращения административного истца в суд с иском.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ, ч.2 ст. 286 КАС РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
В соответствии с абзацем вторым данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п.2 ст. 48).
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п.1 ст. 48 НК РФ).
Учитывая, что по настоящему спору сумма взыскиваемых с Романовой Н.В. налогов, пеней превысила 3000 руб. при выставлении требования № от 19.12.2028, срок добровольной уплаты по требованию был установлен до 10.01.2019, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган должен был обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного срока, т.е. не позднее 10.07.2019. С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 21.05.2019. Судебный приказ был отменен 03.06.2021. Исковое заявление в районный суд подано 03.12.2021, т.е. в течение шести месяцев после отмены судебного приказа. При таких обстоятельствах, срок обращения в суд, установленный статьей 48 НК РФ, административным истцом не пропущен.
Таким образом, требования Инспекции подлежат удовлетворению, так как Романова Н.В. являясь плательщиком земельного налога, установленную законом обязанность по уплате налогов в установленный срок не исполнила, доказательств отсутствия задолженности не представила, расчет пени не оспорила
Административным истцом заявлены к возмещению почтовые расходы в размере 74,40 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 103, статье 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, почтовые расходы (пункт 6).
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Расходы истца и их размер подтверждается реестром почтовых отправлений (л.д.28-29), соответственно, почтовые расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Однако, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также пункта 2 статьи 61.1. Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
На основании изложенного, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 547,00 руб.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 354,00 ░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░ 33 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 04.12.2018 ░░ 18.12.2018 ░░ ░░░░░ №;
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 13 263,00 ░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 49 ░░░░░░ 95 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 04.12.2018 ░░ 18.12.2019 ░░ ░░░░░ №,
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 13 668 ░░░░░░ 28 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 21 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 74 ░░░░░ 40 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 547,00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.03.2022.
░░░░░: ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░: