КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-56/2024
УИД 39OS0000-01-2024-000009-26
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 января 2024 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шкуратовой А.В.
при секретаре Худоба О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании вопрос о прекращении производства по административному делу по административному исковому заявлению АО «СПЕЦСТРОЙ» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, Правительству Калининградской области, заинтересованные лица: администрация ГО «Город Калининград», ГБУ «Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» об установлении архивной кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
АО «СПЕЦСТРОЙ» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить по состоянию на 01 января 2019 года архивную кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 39:13:010508:65, равной его рыночной стоимости в размере 4 219 000 руб., определенной ЗАО «Вологодский центр правовой информатизации», указав, что утвержденная на ту же дату постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года №788 кадастровая стоимость данного объекта в размере 15 652 891,96 руб. завышена и нарушает право административного истца на справедливое налогообложение.
В судебном заседании представитель АО «СПЕЦСТРОЙ» Скорнякова И.А. просила административный иск удовлетворить, настаивая на праве административного истца на установление в судебном порядке архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости до тех пор, пока такая кадастровая стоимость затрагивает интересы административного истца.
Представитель ГБУ «Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» Сахаревич Е.А. заявила ходатайство о прекращении производства по делу, указав, что новое правое регулирование спорных правоотношений не предусматривает возможность установления кадастровой стоимости судом на основании отчета об оценке, который не был предметом проверки бюджетного учреждения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, указав, что не возражает против установления кадастровой стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, оставляя разрешение административных исковых требований на усмотрение суда.
Правительство Калининградской области, администрация ГО «Город Калининград» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства ходатайство не заявили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» или Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ).
Если государственная кадастровая оценка проведена в соответствии с положениями Федерального закона №237-ФЗ, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ.
АО «СПЕЦСТРОЙ», являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 39:13:010508:65, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 января 2019 года утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 в размере 15652891,96 руб., просит суд установить кадастровую стоимость данного объекта, равной его рыночной стоимости в размере 4 219 000 руб., определенной по состоянию на 01 января 2019 года ЗАО «Вологодский центр правовой информатизации».
Как следует из постановления Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года», данным нормативным актом утверждены результаты кадастровой оценки, проведенной в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Следовательно, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установленной на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года, должно осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Федеральным законом № 269-ФЗ в Федеральный закон №237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.
Данной статьей предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
На территории Калининградской области таким учреждением является ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга земель».
Частью 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2026 г. устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона №269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В силу пункту 3 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ с даты, указанной в Решении, в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона №237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона №135-ФЗ не осуществляется.
Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года №754 установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Калининградской области - 1 декабря 2021 года.
На основании части 1 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.
Частью 11 этой же статьи определено, что бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
На основании части 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, после 1 декабря 2021 года в судебном порядке может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.
Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010508:65, сведения о которой внесены в ЕГРН 30 января 2020 года, применялась в период с 01.01.2020 года по 31.12.2022 года (л.д. 64).
17 января 2023 года в ЕГРН внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:13:010508:65, определенной по состоянию на 01 января 2022 года.
Как следует из содержания административного иска и приложенных к нему документов, 18 декабря 2023 года АО «СПЕЦСТРОЙ» обратилось в бюджетное учреждение с заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:13:010508:65 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, представив отчет об оценке ЗАО «Вологодский центр правовой информатизации» № 259-12/2022 от 27 ноября 2023 года (л.д. 65).
В силу части 5 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ к заявлению об установлении рыночной стоимости должен быть приложен, помимо прочих документов, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1).
В соответствии с частью 2 пункта 8 статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае, если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Письмом от 26.12.2022 года № 13225/08 ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» на основании части 2 пункта 8 статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ возвратило без рассмотрения заявление АО «СПЕЦСТРОЙ», указав, что заявление подано 18 декабря 2023 года по истечении 6 месяцев с даты 01 января 2019 года, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, по настоящему делу решение бюджетным учреждением по заявлению административного истца о пересмотре кадастровой стоимости не принималось, заявление АО «СПЕЦСТРОЙ» возвращено без рассмотрения по существу.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, которые даны в ответе на вопрос 9 Обзора судебной практики №2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021), если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости, минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
На основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 этого Кодекса.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению, поскольку после 01 декабря 2021 года только ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» принимает решение об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Калининградской области, кадастровая стоимость которых утверждена по результатам кадастровой оценки, проведенной в соответствии Федеральным законом № 237-ФЗ.
В настоящем деле такое решение по заявлению АО «СПЕЦСТРОЙ» бюджетным учреждением не принято,
Новое правовое регулирование спорных правоотношений не предусматривает право административного истца установить рыночную стоимость объекта недвижимости в судебном порядке, минуя внесудебный порядок её установления, предусматривающий обращение правообладателя в бюджетное учреждение и принятие последним решения, которое и является предметом судебной проверки в порядке главы 22 КАС РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128, пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░