УИД 04RS0010-01-2023-002315-08
Дело № 2а-56/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 января 2024 г. с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Раднаевой Т.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цыденовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Страхового акционерного общества «ВСК» к начальнику отдела - старшему судебному приставу Иволгинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО9, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Бурятия о признании незаконным бездействия должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь с административным исковым заявлением, административный истец Страховое акционерное общество «ВСК» (далее - СА «ВСК») просит признать незаконным бездействие начальника отдела - старшего судебного пристава Иволгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Цыжиповой Л.Х. по неисполнению требований, предусмотренных ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», обязать административного ответчика рассмотреть заявление САО «ВСК» о возбуждении исполнительного производства.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес административного ответчика был направлен исполнительный документ №, получено ДД.ММ.ГГГГ) о взыскании с должника Башкировой О.А. в пользу САО «ВСК» денежных средств в размере 179 955 руб.
В судебное заседание административный истец САО «ВСК» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Административные ответчики –старший судебный пристав Иволгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Цыжипова Х.Л., УФССП России по Республике Бурятия, заинтересованное лицо Башкирова О.А., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Административный ответчик - старший судебный пристав Иволгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Цыжипова Х.Л.направила отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, указывая о том, что в Иволгинском РОСП УФССП России по Республике Бурятия находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Иволгинским районным судом Республики Бурятия по делу № о взыскании задолженности в размере 179 955 руб. в отношении должника Башкировой О.А. в пользу взыскателя САО «ВСК». Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено взыскателю посредством ЕПГУ ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.64 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем направлены запросы в регистрирующие органы и кредитные организации. Согласно сведениям, представленным регистрирующими органами, на имя должника зарегистрированного имущества не установлено. В соответствии с полученными ответами движимое и недвижимое имущество, принадлежащее должнику на праве собственности, не установлено. Согласно ответу из Пенсионного фонда должник не является получателем пенсии, иных выплат не имеет, официально не трудоустроен. Согласно ответу из налоговой службы на учете в качестве индивидуального предпринимателя или участника юридического лица не состоит. В ЦЗН в качестве безработного не значится. В соответствии с ответами, представленными кредитными учреждениями, установлены расчетные счета, на которые обращено взыскание в порядке ст.70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В иных банках счета и вклады не зарегистрированы, денежные средства не поступали в связи с их отсутствием на расчетном счету. Считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с возбуждением исполнительного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Ст. 121 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 11, п. п. 3, 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагаются на орган, организацию, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Лицо, обратившееся в суд, должно обосновать и доказать факт нарушения его прав оспариваемыми решениями, действиями (бездействием), а также соблюдение сроков обращения в суд (ч. 11, п. п. 1, 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральнымзаконом (ч.1). Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю либо со дня получения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель (ч.8). При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа (ч.9). Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч.17).
Согласно ст. 12 Федерального законаот 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения РФ») в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (ч.1 ст.13 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения РФ»).
В силу ч.1 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению Страхового акционерного общества «ВСК» к Башкиревой (Рахматуллоевой) О.А. о взыскании ущерба в порядке регресса судом ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист серии ФС №, на основании которого судебным приставом-исполнителем Иволгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП, что подтверждается постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, установлено, что исполнительное производство было возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует положениям ч.8 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.
Согласно отзыву на административное исковое заявление начальника Иволгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия исполнительное производство находится на исполнении в Иволгинском РОСП УФССП России по Республике Бурятия.
Исходя из взаимосвязанных положений ч.1 ст.218, п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, признание незаконными действий и решений судебного пристава-исполнителя возможно при несоответствии их закону, сопряженному с нарушением прав, свобод и законных интересов гражданина либо с созданием препятствий к их осуществлению и реализации.
При этом в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административном истце лежит обязанность по доказыванию факта нарушения его прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что исполнительное производство в отношении должника Башкировой О.А. о взыскании задолженности в размере 179 955 руб. в пользу взыскателя САО «ВСК» находится на исполнении в Иволгинском РОСП УФССП России по Республике Бурятия, судебным приставом-исполнителем принимаются меры по своевременному, полному и правильному исполнению вышеуказанного исполнительного документа.
Из приведенных норм и положений закона следует, что целью подачи административного искового заявления является восстановление нарушенных прав и свобод административного истца, следовательно, при отсутствии способа восстановления прав либо при восстановлении таких прав до принятия решения судом, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, учитывая, что исполнительное производство по заявлению административного истца возбуждено в установленные законом сроки и в настоящее время находится на исполнении, также, учитывая, что доказательств нарушения прав административного истца и наступления для него неблагоприятных последствий административным истцом не представлено, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия должностного лица, а также требований об обязании рассмотреть заявление о возбуждении исполнительного производства не имеется.
При таких обстоятельствах, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ C░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░